издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Красный» фокусник

Грандиозные успехи Иркутской области существуют только в воображении губернатора

На прошлой неделе в Клубе публичной политики с сольным выступлением побывал Сергей Левченко – лучший губернатор Иркутской области за последние 20 лет. Это не слоган с афиши «красного» комик-шоу. Это скромная оценка, которую сам себе поставил глава Приангарья.

Почти два часа губернатор рассказывал о невероятных успехах, которых добилась Иркутская область под его чутким руководством. Журналисты едва успевали следить за руками Левченко. Как опытный фокусник, он то и дело «доставал из рукавов» дутые цифры, несуществующие «пятилетки» или мнения «серьёзных», но не названных экспертов. Когда ответить было совсем нечего, включалась любимая песня о «чёрных лесорубах – организаторах информационной травли губернатора». Если петь её достаточно громко, можно отвлечь людей от главного – смысла критических высказываний.

Дутый рост

Итак, главный успех «красного» правительства – рост регионального бюджета. При внимательном рассмотрении окажется, что рост слегка дутый. Первым делом губернатор показал изумлённой публике чудо-презентацию. Из неё следовало, что доходы бюджета в этом году подпрыгнули до 213 млрд рублей. Искренне хочется понять, с какого потолка взяли эту прекрасную цифру. В последней редакции Закона об областном бюджете от 8 октября плановые доходы увеличены до… 196 млрд рублей, а в проекте бюджета 2020 года – до 176 млрд. Именно с этими данными сейчас работает Законодательное Собрание, как нас заверила председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова.

При этом 50 млрд в структуре доходов – федеральные субсидии, в том числе 19 млрд – средства на ликвидацию последствий наводнения. Доходы это или расходы, сказать трудно. Но вместе с ними картинка, конечно, заиграла новыми красками.

На самом деле доходы растут и без денег «на паводок», но не так быстро. Этот рост объясняется просто. Во-первых, именно за последние пять лет в регионе сформировалась новая и самая доходная отрасль – нефтегазовая. Её флагман – ИНК – только в 2018 году заплатил в бюджеты всех уровней 108,5 млрд рублей, в том числе 20,5 млрд рублей – в консолидированный бюджет Иркутской области. Нефтегазовый сектор остаётся донором для всей российской экономики, тут мы не уникальны.

Кроме того, вся экономика региона ориентирована на экспорт. После того как в 2014 году доллар подорожал почти в два раза, валютная выручка предприятий значительно выросла. Следом вырос и бюджет. К этому стоит добавить рост НДФЛ, во многом вызванный повышением зарплаты бюджетников в рамках «майских указов» президента.

Любой экономист подтвердит, что заслуги губернатора в этом нет. Но сам он уверен в обратном и говорит, что в Приангарье не было губернатора лучше него за всю новейшую историю. На встрече в КПП Сергей Левченко вообще был в хорошей форме, так и рубил правду-матку: «Если вам скажут, что за последние 20 лет у кого-то получилось лучше, чем у меня, – это неправда». Наверное, в следующий раз посулит Иркутской области доминирование на мировых рынках. По крайней мере, своим пламенным поклонникам в КПП уже пообещал, что, «может быть, когда-нибудь» сможет их порадовать, влияя на «цены на «Мерседесы». И это правильно. Плох тот коммунист, который не мечтает о мировом господстве.

Если отвлечься от фантазий Сергея Левченко, придётся признать, что бюджет области безостановочно рос при всех губернаторах. Иногда быстрее, чем сейчас. Например, с 1998-го по 2005 год при Борисе Говорине он вырос в 11 раз – с 3 млрд деноминированных рублей до 32,2 млрд. Потом, при Александре Тишанине, доходы увеличились в два раза – до 58 млрд рублей – всего за три года, с 2005-го по 2008-й. При Игоре Есиповском бюджет за год подрос до 65,7 млрд и впервые стал профицитным. В эпоху Дмитрия Мезенцева, с 2009-го по 2011 год, зарегистрирован рост на 24% – до 81,3 млрд. За три года Сергея Ерощенко бюджет увеличился ещё на 28% и составил уже 104,7 млрд рублей (а не 97, как утверждает «Серый дом»). Ни один губернатор при этом не рисковал назвать себя лучшим.

Правда, есть и другие цифры, которые Левченко не включил в свою блистательную презентацию. При росте добывающих отраслей и внешнеторгового оборота промышленное производство в 2018 году упало на 0,6%, обрабатывающее – на 8,1%, а в первом квартале нынешнего года – на 11%. Вот это по-настоящему тревожно, потому что свидетельствует о промышленной деградации. Мы всё стремительнее превращаемся в «сырьевой придаток».

Санитарные рубки в законе

Поговорив о бюджете, губернатор повернулся к лесу передом, к «чёрным лесорубам» задом. Тут выяснилось интересное. По какой-то причине Сергей Левченко уверен, что нынешние пожары в лесу были не самыми страшными. «Бывали и крупнее», – заявил он благодарной публике. Публика вежливо промолчала. «Такой мобилизации всех сил и средств на территории области не было никогда», – добавил губернатор, но публика опять промолчала. Жаль, на встрече не было жителей Братска или Усть-Илимска. Они бы нашли что возразить, потому что многие из них в этом году впервые поняли, что такое «чёрное небо».

Есть цифры, с которыми трудно спорить. В 2015 году огнём было пройдено 500 га леса, и нам казалось, что это дно. Но в 2019 году «со дна постучали» – сгорело 1,5 млн га леса, то есть в три раза больше. Это при том, что в 2016 году мы уже побили все рекорды и заняли первое место как по площади пожаров в стране, так и по количеству возгораний.

Рост объёмов лесных пожаров – прямое следствие того «порядка», который в лесной сфере навёл министр лесного комплекса Сергей Шеверда. Но губернатор, кажется, уверен, что тот работал очень хорошо. Именно при нём была введена система чипирования, рост доходов от лесного сектора вырос с 3 млрд до 10 млрд рублей. Ещё одно достижение – сокращение незаконных рубок в два раза.

На самом деле система чипирования фактически не работает. Зато любой «чёрный лесоруб» может купить электронный чип и внести в него данные о добытой древесине, тем самым легализуя её. При этом налоговую отдачу от лесного сектора обеспечила компания «Илим», которая завершила реструктуризацию. Она выплатила 7 из 10 млрд рублей налоговых поступлений. Эти данные приводил Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков. Кроме того, значительно увеличилась выручка от продажи леса на экспорт.

С незаконными рубками получилось и вовсе весело. Именно во время губернаторства Сергея Левченко под видом санитарных рубок лес начали рубить в самых заповедных местах. Именно за организацию таких схем министр Сергей Шеверда был арестован и теперь находится в СИЗО в ожидании суда.

КСП недавно провела проверку и выяснила: 31,6 млрд рублей составил за 2016–2018 годы ущерб от незаконных рубок и пожаров в Иркутской области. Эта сумма в три раза превысила объём всех налоговых доходов в бюджет региона от лесной отрасли. Дело дошло до того, что министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин дал поручение разобраться с ситуацией в лесной сфере региона и подготовить меры по изъятию у области лесных полномочий. О каких успехах постоянно толкует Сергей Левченко – непонятно. Но мы предупреждали, что нужно следить за руками губернатора.

Доходы населения падают

В общем, тут впору спросить: если мы такие умные, то почему такие бедные? Почему все эти несметные доходы бюджета плохо доходят до жителей? В этом году в рейтинге регионов по доходам населения Иркутская область заняла 58 место и вошла в список 30 регионов с самым низким уровнем жизни. 18,1% жителей области находятся за чертой бедности, 2,3% человек оказались за чертой крайней бедности.

По данным Иркутскстата, в первом квартале 2019 года реальные денежные доходы населения Иркутской области сократились по сравнению с тем же периодом 2018 года на 0,5%, а по сравнению с четвёртым кварталом 2018 года – на 15,7%. Причём это длительная тенденция. По данным на январь 2018 года, доходы сократились по сравнению с январём 2017 года на 12,3%, а реально располагаемые доходы – на 15%.

Почему люди беднеют, если бюджет региона растёт, Сергей Левченко объяснить не смог. Хотя у него есть своя версия – по традиции близкая к конспирологической. Губернатор предположил, что на самом деле доходы граждан растут примерно на 5-6% в год. Беда в том, что Росстат считает их по какой-то сверхсекретной формуле, которую даже губернатору не показывают. Как знать, может, и саму формулу специально для Иркутской области разработали, чтобы занизить достижения «красного» лидера.

Майские указы исполняются некорректно

Накануне встречи в Клубе публичной политики состоялась сессия Законодательного Собрания. Там обсуждалось исполнение майских указов президента. По версии правительства, постановление о повышении зарплат врачей и учителей выполнено, по версии депутатов – нет.

Официально статистика по зарплатам вроде бы хороша. Но каким способом достигаются нужные показатели – большой вопрос. Врачи и учителя работают на две ставки, при этом медсестёр переводят в санитарки, а санитарок – в уборщицы. В итоге объём работы увеличивается, а зарплата остаётся на прежнем уровне или снижается. Депутатов заваливают коллективными письмами из разных территорий, и время от времени всё это попадает в СМИ.

Недавно достоянием общественности стали результаты независимого исследования, которое провёл доцент кафедры стратегического и финансового менеджмента БМБШ ИГУ, генеральный директор НПЦ ГОСУЧЁТ Роман Ерженин. Перед этим Роман сам попал в стационар, где получил хорошую порцию вдохновения. Изучив открытые данные на сайтах всех медучреждений региона, учёный пришёл к выводу: указ о повышении заработной платы исполняется крайне некорректно.

Например, минздрав рапортует о том, что в области средняя зарплата медсестёр 36 913 рублей. При этом в Бодайбо данный показатель достигается на 127% за счёт северных надбавок, в Иркутске мы имеем 105%, а вот в Нижнеудинске – только 86%, в Чуне – 85%, а в Тулуне вообще 81%. Значит, где-то человек получает 20 тысяч, а где-то – 40 тысяч за одну и ту же работу. Зато в среднем всё хорошо. Но это то же самое, что средняя температура по больнице: один пациент в горячке, а другой уже остывает. Очевидно, что нужно признать проблему и приступить к «тонкой настройке» уровня зарплат.

Но, по мнению губернатора, с зарплатами у нас как раз всё в порядке, ведь среднеарифметические показатели достигнуты. Непорядок у нас – с учёными.

– Я знаю первоисточник информационного вброса. И я дал поручение найти этого человека, – заявил Левченко. – Пока не могут найти.

Учитывая, что на следующий день состоялся круглый стол в одном из иркутских СМИ, где «первоисточник вброса» Роман Ерженин сидел рядом с главными врачами и представителями минздрава, заявление губернатора прозвучало особенно феерично. Сразу вспомнился старый анекдот: «Почему Джо неуловимый? Потому что его никто не ловит».

Кстати, прокуратура с выводами губернатора не согласилась. На следующий день заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин заявил, что принято решение провести крупномасштабную проверку минздрава на предмет исполнения майских указов президента.

Надо ждать, что теперь Сергей Георгиевич и прокуратуру обвинит в том, что ею манипулируют тёмные силы, заинтересованные в его отставке. Давно озвучена и в очередной раз подтверждена главная конспирологическая теория наших дней. Звучит она так: побеждённые «чёрные лесорубы» ведут против губернатора информационную кампанию и постоянно вбрасывают «ложные сведения» через СМИ.

Дом в Италии есть, а концертного зала в Иркутске нет

Только губернатор и без «чёрных лесорубов» благополучно сам себя топит, раз за разом попадаясь на банальном вранье. На встрече в КПП он заявил, что регион хорошо справляется с ликвидацией последствий наводнения. А на следующий день вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко раскритиковал региональные власти за низкие темпы строительства в зоне ЧС и пригрозил ввести прямое федеральное управление. Ещё через день тулунские предприниматели Тулуна вышли на митинг протеста.

Или другой пример. В КПП Сергей Левченко рассказал, почему Иркутск лишился концертного зала на Цесовской Набережной. По версии губернатора, зал «не вмещался» на площадку – негде было делать парковку. И вообще, проект оказался не очень качественным, выполненным «какими-то студентами». Поэтому глава региона лично вмешался и способствовал переносу объекта. А в историческом центре решили построить элитное жильё.

На следующий день проект «В поле зрения» процитировал вице-президента Союза архитекторов России, члена-корреспондента РААСН Елену Григорьеву. Она категорически не согласна с губернатором. По её словам, проект отлично помещался на площадку, парковки в современном мире делают под землёй, а в конкурсе участвовали вовсе не студенты, а профессионалы высочайшего российского и международного уровня, лауреаты различных профессиональных премий. Одним изящным движением руки губернатор настроил против себя всё архитектурное сообщество.

Примечательно, что именно под этот проект в историческом центре была повышена этажность специальным постановлением главы региона, которое недавно было отменено в суде как неправомерное.

На той же встрече Сергей Левченко вынужден был признать, что у его заместителя Дмитрия Чернышова всё-таки есть недвижимость в Италии, оформленная на покойного отца. Хотя раньше официальный «Серый дом» информацию категорически отрицал и даже обещал подать в суд на СМИ, распространяющие эти сведения. Тот факт, что дом не отражён в декларации о доходах чиновника, губернатора вообще не смущает. А напрасно. Наличие незадекларированной недвижимости – повод для увольнения. К тому же очень интересно, откуда у госслужащего такие деньги. В 2018 году Дмитрий Чернышов задекларировал доход в 5,1 млн рублей.

Но губернатор предпочитает не замечать прямое нарушение антикоррупционного законодательства. «Мне сейчас Дмитрию Викторовичу предъявить претензии, боюсь, вряд ли возможно», – заявил губернатор. Наверное, это снова придётся делать прокуратуре. Тем более что прецеденты имеются: прокурор вынужден был в суде добиваться увольнения министра лесного комплекса Сергея Шеверды, нарушившего антикоррупционное законодательство.

Ещё одной фикцией являются знаменитый Госплан и «пятилетки» губернатора. Это термины, которые существуют только на бумаге. Они придуманы для людей, которые скучают по тому времени, когда школы и поликлиники в самом деле были бесплатными. Жаль, конечно, но документы планирования, не заведённые в госпрограммы и бюджет, не имеют никакой силы.

– Ну что же мне теперь на каждой школе печать ставить: «Строится в рамках «пятилетки»? – пошутил губернатор, отвечая на вопрос о «пятилетках». Нет, конечно, Сергей Георгиевич. Ведь печать-то ставить негде. Даже законопроекта о «пятилетках» не существует.

Подобных примеров приводить можно ещё очень много. В общем, слушая губернатора, будьте осторожны и следите за руками. Помните, с концертной программой «Ловкость рук и никакого мошенничества» выступают «красные» фокусники.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры