издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вместо помощи мы всё время получаем отказы»

Региональная власть не спешит решать проблемы пострадавших от наводнения жителей

Мониторинговая группа ОНФ в течение двух месяцев работала на затопленных территориях Иркутской области. За это время было опрошено 305 человек в 15 населённых пунктах. Важно было понять, как в жизни, а не в отчётах местных чиновников исполняются поручения президента. Выяснилось, что радоваться особо нечему. «Власти к нам относятся как к третьему сорту», – говорят сами жители.

Основная проблема, с которой сталкиваются жители, – это плохая информированность. Причём чем дальше от центра, тем меньше информации у людей. На вопрос: «Знаете ли вы, где можно получить помощь, восстановить документы и получить консультацию?» – почти 70% опрошенных ответили отрицательно. Получить информацию зачастую негде. Особенно это касается отдалённых посёлков, где нет ни Интернета, ни сотовой связи.

– Что толку от сайта правительства, где размещается информация, в деревнях Паберега или Аршан, – говорит участник мониторинговой группы Николай Папонов. – Люди всё равно не могут на этот сайт зайти, ведь устойчивой связи там нет.

Многие отмечают, что межведомственные комиссии проводили обследования жилых помещений поверхностно. Часто это делалось, пока в домах стояла вода и все последствия стихии оценить было трудно. Потребовалось время, чтобы понять, что разрушения имеют более глобальный характер. Стены начинают рушиться, проседают полы, трескаются фундаменты. Однако в ответ на жалобы граждан чиновники предъявляют акты обследования, в которых всё не так уж плохо.

Конечно, люди не соглашаются с результатами этих проверок. Но отстаивать своё мнение их вынуждают в суде. На это требуются деньги, потому что приходится нанимать адвокатов, чьи услуги стоят дорого. Вот и получается, что компенсацию жители тратят не на восстановление утраченного имущества, а на защиту своих законных прав.

При этом добиться от властей нового обследования за счёт бюджета очень трудно. В итоге процесс затягивается на месяцы. А время идёт, на дворе настоящая зима, и люди вынуждены встречать её в сырых, полуразвалившихся домах.

За примерами далеко ходить не нужно. Андрей Витальевич Никитин специально приехал в Иркутск из Нижнеудинска, чтобы рассказать свою историю. Его дом тоже попал под затопление. Решить жилищные проблемы семья не может до сих пор.

– Когда пришла первая комиссия, в доме по колено стояла вода, – рассказывает Никитин. – Комиссия сделала заключение: дом под капитальный ремонт. Но потом вода ушла, и, конечно, дом начал оседать, стала осыпаться штукатурка, фундамент потрескался. Жить в таком доме невозможно. Мы добились повторного обследования. Правда, эта комиссия почему-то ничего записывать и фотографировать не стала. Нас заверили, что это ни к чему, и так видно, что дом пойдёт под снос, а нам полагается сертификат. Целый месяц мы ждали этот сертификат, в администрацию каждые два дня ходили, как на работу. В итоге выяснилось, что результаты обследования второй комиссии найти никто не может, в том числе администрация. Куда они делись, непонятно.

Поэтому нас поставили перед выбором: либо соглашайтесь на капитальный ремонт, либо идите в суд и доказывайте, что дом аварийный. Правда, для этого нужно провести обследование за свой счёт, а это стоит 20 тысяч рублей. Со скандалом мы выбили третью комиссию, которая признала дом непригодным для проживания. Теперь снова ждём сертификат. А у нас морозы минус 20 градусов, скоро будет ещё холоднее. Вместо помощи мы всё время получаем отказы. К нам относятся как к третьему сорту, вот и всё.

Выплаты на услуги юристов

Впрочем, даже выплаты получили далеко не все. О проблемах с выплатами денежных средств заявили 90% опрошенных. Что это значит? Люди не получили в полном объёме то, что им положено. Организация процесса выплат, которую обеспечивает иркутское правительство, совершенно непонятная. Графиков выплат нет.

В посёлке Соляная Тайшетского района инвалид Александр Кочуров рассказал, что кроме 10 тысяч никаких выплат не получил.

Его соседка Мархабат Насыбуллина подала заявление на проведение оценки ущерба имущества ещё в августе, но комиссия так и не пришла. Родственники женщины наняли адвокатов, чтобы получить компенсации через суд.

В посёлке Вознесенский дважды терялись документы в местной администрации. Там же один из жителей рассказал, что не добился компенсации за утерю урожая, потому что не смог зафиксировать ущерб. У человека просто не было фотоаппарата, чтобы это зафиксировать. Хотя понятно, что вода не могла обойти стороной его участок. В селе Порог жительнице отказали во всех компенсациях и выплатах. Объяснение администрации простое: дом не попал в зону затопления, а все повреждения – из-за грунтовых вод. Но какие могут быть грунтовые воды, если кругом наводнение? Жители объяснили, что в районе Порога вышла из берегов река Уда, наполнила озеро. Конечно, поднялся уровень грунтовых вод, которые заполнили подпол и огороды.

Мониторинг показал ещё одну тенденцию. Для всех обследованных территорий характерны страх и опасение жителей, что они не успеют реализовать выданный жилищный сертификат. Жители уверяют: чиновники говорят, что переехать нужно в срок до 15 ноября. Учитывая, что часть людей сертификаты не получила, а на поиск нового жилья и оформление документов требуется время, люди боятся, что останутся вообще без крыши над головой.

Кстати, о том, что нуждаются в помощи для оформления сертификата, заявили 64% опрошенных. Из них не согласны с актами межведомственной комиссии 57%, но у них нет денег оспаривать решение комиссии. О проблемах с документами заявили 42% жителей.

В той же Соляной многодетной семье Гафитулиных, у которых четверо детей, отказали в жилищном сертификате, а компенсацию по утрате урожая и домашних животных выплатили лишь частично.

В посёлке Привольная местному жителю дали 20 минут, чтобы выбрать: взять сертификат на жильё или выплату на капремонт. Обещали, что деньги на капремонт придут 19 октября. На момент проведения мониторинга средства ещё перечислены не были.

А зима идёт

Больше всего людей пугает наступающая зима. При печном отоплении у большинства жителей нет дров, которые уплыли во время наводнения. ОНФ пришлось договариваться с местными лесниками, которые давали дрова бесплатно. В среднем удалось обеспечить по 10 кубометров на заявку. Пока отработано 25 заявок в Тайшетском и Тулунском районах. Общий объём заготовленной древесины составил 250 кубометров. В планах работ – 134 заявки из 8 населённых пунктов. Самое печальное, что администрация посёлков помощь жителям по доставке и заготовке дров на зиму не оказывает.

Отдельная и очень сложная проблема, от решения которой тоже все по умолчанию устранились, – ремонт муниципального жилья, в котором живут люди. Собственники жилья получат в итоге сертификаты и переедут, а что делать жителям, у которых договоры соцнайма? Эти дома, по сути, в собственности у муниципалитетов. К их ремонту никто не приступал, потому что деньги должен выделить регион. Судя по заявлению чиновников, произойдёт это не раньше весны следующего года. То есть жители будут зимовать в домах, где трещины с палец толщиной, треснувшие печки, провален пол и покосился фундамент. Если учесть, что всё это происходит в Сибири, где зимой морозы под 40 градусов, можно себе представить, как люди будут зимовать.

Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова отметила, что деньги на ремонт были выделены ещё несколько месяцев назад. Но до муниципалитетов их довели только в ноябре. Теперь подрядчики отказываются браться за работу, потому что на дворе ноябрь и очевидно, что все сроки будут сорваны.

Кстати, непонятно, куда были потрачены деньги, которые вся страна перечисляла в помощь подтопленцам. Об этих средствах рассказал министр социальной защиты, опеки и попечительства Владимир Родионов во время «ответной» пресс-конференции, которая должна была нивелировать эффект от заявлений ОНФ. Всего было собрано более 150 млн рублей. Израсходовано – 73 млн. И с понедельника эти деньги перейдут на счёт правительства. Получается, они так и не дошли до людей и теперь растворятся в бюджете.

Комментарии

Юрий Фалейчик, руководитель Байкальского центра гражданской экспертизы:

– Думаю, у каждого есть родственники, друзья или знакомые в подтопленных территориях. Мы все слышим, как много проблем там до сих пор не решено. До сих пор не всем людям выплачено даже по 10 тысяч рублей. Но лично мне кажется, что верх цинизма – это решение губернатора о выплате премий чиновникам, работавшим в зоне затопления. Понимая, что власть плохо справляется с ликвидацией последствий наводнения, пытаться позаботиться о себе – это просто неприлично. Мне кажется, нужно распечатать список награждённых чиновников и в Тулуне повесить на заборе. Пусть люди знают своих героев, это будет справедливо. Кстати, очень интересно, наградил ли губернатор премией самого себя?

Александр Якубовский, депутат Государственной Думы РФ:

– К сожалению, работу региональных властей приходится оценивать как неудовлетворительную. С одной стороны, это подтверждается оценками вице-премьера правительства РФ, курирующего это направление. С другой – тем количеством обращений от граждан, которое сейчас находится у нас в работе. Каждое из них мы отрабатываем в ручном режиме с главами муниципалитетов и районов.

Есть желание быть максимально полезными и работать единой командой. В условиях ЧС вообще никого не должны волновать партийная принадлежность коллег и тому подобные вещи. К сожалению, у нас в регионе всё это имеет место. Создаются искусственные административные барьеры, в то время как от оперативной работы властей зависят реальные судьбы людей. Примеров можно привести очень много.

Жалобы в основном связаны с несвоевременной выплатой компенсаций. Есть совершенно вопиющие случаи, когда оценка ущерба вообще не проводилась либо проводилась некачественно. Например, есть обращение из Нижнеудинска, где улицу подтопило, а её в план подтопления не включили. В итоге человек там бьётся как рыба об лёд и ничего сделать не может. Теперь ему говорят, что очередная комиссия придёт 1 декабря. Но в Сибири в это время уже зима, как человек должен жить всё это время, непонятно. Зато точно понятно, что с июля по декабрь человек не смог не только получить какую-то компенсацию, он не смог преодолеть бюрократические барьеры и просто добиться обследования.

Лариса Егорова, депутат Законодательного Собрания Иркутской области:

– Я бы отметила, что мы потеряли время, когда депутаты от фракции КПРФ заблокировали принятие пакета законопроектов, связанных со льготами для жителей подтопленных территорий. Конечно, теперь все предложенные нами льготы люди получают. Но дорог был каждый день, а мы потеряли целый месяц. По какой причине это было сделано, я не могу понять.

Мне бы очень хотелось, чтобы бюджет Иркутской области обеспечил санаторно-курортным лечением семьи с детьми-инвалидами из подтопленных территорий. Я считаю, все возможности для этого есть. А если нет средств в бюджете, мы можем попросить иркутский аэропорт оказать спонсорскую помощь. Как выяснилось, он же спонсирует поездки пионеров во Вьетнам. Я официально обратилась к фракции КПРФ с такой просьбой. Если для этого нужно, чтобы дети-инвалиды вступили в пионеры, – они вступят. На меня вышли родители детей-инвалидов из подтопленных территорий и в ближайшее время мы проведём круглый стол, где будут озвучены их проблемы. Поверьте, если бы проблем не было, они бы к нам не обращались.

Тимур Сагдеев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области:

– Округ, который я представляю, первым принял на себя паводок. Там порядка 300 домов подлежат капитальному ремонту. Но из-за того, что обследование жилого фонда затянулось, долго не принималось решение о порядке выплат на капремонт, многие люди не могли в летние месяцы приступить к восстановлению своего жилья. Никто толком не понимал, самим ремонтироваться или ждать службу заказчика. Выяснилось, что ехать в отдаленные сёла им невыгодно, и людям пришлось самостоятельно решать вопрос по ремонту. В конце концов было решено, что сначала им предоставляется 50% от суммы, определённой по итогам экспертизы, – на приобретение материалов, а по завершении ремонта – оставшиеся 50%. Сейчас завершён и полностью оплачен ремонт всего 12 домов.

Начаты работы ещё в 85 домах. Это мало! Конечно, нужно было всё сделать ещё в теплое время года, и мы в Законодательном Собрании постоянно об этом говорили. Очень много проблем. Есть замечания к подрядчикам, которые ремонтируют социальные объекты. По Шумской школе проблемы: затянули сроки, сделали с нарушением технологий, там на первом этаже пошёл грибок, приходится поднимать полы. А сделать всё надо быстро и качественно. Дети сейчас учатся в приспособленных помещениях: часть – в здании начальной школы, часть – в школе искусств. По 10-й школе проблемы – тоже сроки нарушаются.

Я приезжаю в округ несколько раз в месяц, постоянно идут люди с жалобами. Со строительством нового жилья ситуация хуже всего: ещё не построен ни один дом. Слабо задействуются ресурсы местного малого бизнеса, а ему тоже нужна помощь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры