издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Платное море, священный Байкал

Разрешение выйти на лёд самого известного пролива озера обойдётся минимум в 50 рублей

Выход на лёд Малого Моря стал платным. Соответствующее разрешение, которое действует в течение недели, обойдётся жителям Иркутской области в 50 рублей, туристам из других регионов и стран – в 100 рублей. С местного населения плату взимать не будут. В ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ссылаются на федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях, требованиями которого продиктована подобная мера. В туристическом сообществе полагают, что решение, принятое в конце ноября, дискредитирует идею развития зимнего туризма на Байкале.

Один из пунктов Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» гласит, что с туристов взимают плату за посещение территории национальных парков. Местные жители, следует из самой формулировки, – исключение. Плату взимает федеральное государственное бюджетное учреждение, в ведении которого находится нацпарк. Порядок её определения, в свою очередь, прописан в приказе Министерства природных ресурсов и экологии России, который вышел 8 апреля 2015 года.

Далее в дело вступает география. В 1989 году была утверждена схема территориального планирования Прибайкальского национального парка. Согласно ей помимо участков суши в его границы была включена акватория Малого Моря. Это нашло отражение и в текстовом описании границ нацпарка. Вдобавок в 2017 году коллегия Верховного суда РФ, рассматривая тяжбу прокурора Иркутской области с правительством региона, постановила, что их (границы) определяет карта Байкальской природной территории, подготовленная в 2006 году. «Сейчас ведётся работа по постановке на кадастровый учёт территорий Прибайкальского национального парка, – рассказывает заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по развитию Денис Банщиков. – Согласно подготовленному проекту границ, сюда входит и километровая зона вдоль восточного берега Ольхона. Но пока мы говорим о том, что закреплено законодательно. Это акватория Малого Моря от мыса Зундук до мыса Хобой».

Прежде чем выйти здесь на лёд, необходимо будет получить разрешение. О вводе такой схемы было объявлено на заседании научно-технического совета «Заповедного Прибайкалья», которое состоялось 22 ноября. Разрешение будет платным для всех, кроме местного населения. Жителям Иркутской области необходимо будет заплатить 50 рублей, всем остальным – 100. Разрешение можно получить в центральном офисе «Заповедного Прибайкалья» в Иркутске, в конторе Островного лесничества в Хужире или Еланцинского лесничества в Еланцах. Пункт выдачи планируют организовать на «Хивусе» – судне на воздушной подушке, которое начнёт обслуживать переправу на Ольхон после окончания паромной навигации. Ещё один будет функционировать в визитно-информационном центре в Тажеранских степях, который должен заработать в марте 2020 года. Есть планы и по запуску автоматизированной электронной системы для выдачи разрешений. На пересечение ледовой переправы на Ольхон их получать не требуется.

«Оттягивать уже просто нельзя»

«Возникает вопрос: почему это делается именно сейчас, а не год, не два, не десять лет назад? – продолжает Банщиков. – Малое Море – один из приоритетных на сегодняшний день участков для обеспечения режима охраны и создания условий для регулируемого туризма и отдыха. Очень много людей посещает данную территорию, поток с каждым годом растёт. Оттягивать с соблюдением режима [особо охраняемой природной территории], с обеспечением безопасности уже просто нельзя». Аргумент звучит убедительно, однако в профессиональном сообществе обращают внимание на то, что решение было принято в конце ноября, когда раскуплена значительная часть туров на зимний Байкал. «Нужно было это сделать заранее – за год, не меньше, – уверен председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко. – Идёт подготовка, туроператоры формируют программу, определяют направления деятельности, за полгода [до начала сезона] выпускают уже готовые каталоги с ценами, несут большие затраты на рекламу. Сейчас уже набраны группы, которые будет отдыхать, туристические компании, операторы и агентства выставили стоимость. Люди, которых никто не предупредил, приедут, выйдут на лёд, а им скажут: «Надо заплатить». Тем самым мы дискредитируем себя».

Директор туркомпании «Байкалов» Анатолий Казакевич сомневается в перспективности идеи взимать плату за выход на лёд, но согласен с тем, что посещение национального парка должно быть платным. При этом, по его мнению, цена для жителей Иркутской области и Республики Бурятия должна быть минимальной – не более 100 рублей в сутки, однако для туристов из других регионов стоимость может быть повышена до 2-3 тыс. рублей, а для гостей из-за рубежа – до 6–8 тыс. рублей. «Есть успешный пример – Кроноцкий заповедник на Камчатке, – объясняет Казакевич. – Вход стоит порядка восьми тысяч в сутки с человека плюс услуги вертолёта и гидов. Это правильно, но в рамках данных услуг должны работать визит-центры и егеря, соблюдаться идеальная чистота, наличествовать обслуживаемые туалеты».

В «Заповедном Прибайкалье» в ответ подчёркивают: плата идёт на развитие инфраструктуры для цивилизованного туризма. «Установка аншлагов и туалетов, обустройство троп и стоянок, решение вопросов по вывозу мусора требуют серьёзных затрат, – поясняет Банщиков. – За счёт средств, которые предоставляются учреждению из бюджета на выполнение государственного задания, не представляется возможным должным образом обеспечить строительство инфраструктуры. Мы участвуем в национальном проекте «Экология», деньги нам предоставляют, но на те вещи, которые связаны с эксплуатацией туристических маршрутов, направляются средства от приносящей доход деятельности – выдачи разрешений». Их отсутствие грозит туристам штрафом. Статья 8.39 Кодекса об административных правонарушениях – «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях» – предусматривает взыскание 3-4 тысяч рублей с физических лиц и 300–500 тысяч рублей – с юридических.

«Одной из основных задач, возложенных на учреждение, является обеспечение охраны уникальных природных комплексов и экосистем, а также контроль туристического потока и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, – подчёркивает заместитель директора «Заповедного Прибайкалья» по охране Василий Пестерев. – В целях сохранения природного и рекреационного потенциала территории посещение Прибайкальского национального парка допускается только по паспортизированным маршрутам и при наличии разрешений».

Следить за их выполнением инспекторы учреждения будут вместе со специалистами Государственной инспекции по маломерным судам, патрулирующими Малое Море. «Очевидно, что подъездов и подходов [к береговой линии] много, – продолжает Пестерев. – Будем устанавливать аншлаги, информирующие о том, что это территория Прибайкальского национального парка, на посещение которой требуется разрешение».

Дальше от берега

При этом в «Заповедном Прибайкалье» проводят паспортизацию ледового маршрута по акватории Малого Моря. Его планируют обозначать ограничительными маркерами и информационными щитами, также рассматривается возможность организации пунктов обогрева. В учреждении уверяют: как и получение официального разрешения, это гарантирует безопасность туристов. И напоминают: если выход на лёд разрешён, то выезд автомобилям за пределы переправы – нет. «Понятно, что предстоящий год у нас пилотный, – добавляет Пестерев. – Инспекторы будут проводить профилактические беседы, направлять людей в ближайшие пункты выдачи разрешений. Если гражданин откажется получить это разрешение, в таком случае инспекторы будут составлять протокол за нарушение режима особо охраняемой природной территории».

В дальнейшем практику выдачи платных разрешений планируют распространить на все участки акватории озера, которые входят в границы нацпарка. Для этого подготовлен проект километровой охранной зоны вдоль береговой линии. Однако прежде чем система заработает, необходимо поставить земли Прибайкальского национального парка на кадастровый учёт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры