издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под сенью актёрского клуба

Юбиляра, которому недавно исполнилось только 25 лет, знают многие иркутяне, особенно люди искусства. К нему они частенько заходят в гости, назначают у него встречи. Это Дом актера Иркутского регионального отделения Союза театральных деятелей. Возможно, не принято проводить торжества в честь дома, но этот -- особенный, он вобрал в себя голоса выдающихся деятелей искусства России и зарубежья, звуки музыки множества исполнителей...

Дому актера повезло: сразу после официального открытия одним из первых
его гостей был Сергей Юрский, который в приветственном слове сказал:
«Дом актера — это живой организм. У него могут быть взлеты и падения,
приливы любви к нему и полное равнодушие».

25-летняя практика работы Дома актера показала, что слова выдающегося
артиста оказались пророческими. В его истории были взлеты и падения, годы
полного равнодушия к нему и десятилетие повышенного интереса.

Наверное, не стоило бы отвлекаться на годы, когда проходила реставрация дома,
построенного в Иркутске еще в середине ХIХ века купцом Бутиным. Но хочется
вспомнить имена актеров, которые добивались того, чтобы у них было свое пристанище.
В первую очередь, заслуженного артиста, лауреата Государственной премии
Василия Лещева — председателя отделения ВТО 60-х годов. Благодаря его
хлопотам, неуемной энергии для актеров был выделен дом — памятник архитектуры
деревянного зодчества Иркутска. Во время реставрационных работ отделение
ВТО возглавляли народный артист Николай Хохолков и
заслуженный артист Валерий Елисеев.

Но прежде чем приступить к реставрации, городской администрации надо было
выделить квартиры жильцам этого дома. Их было много, семей пятнадцать, ютящихся
в клетушках-комнатах, поделивших некогда изящный по интерьеру дом на
«баракообразное» безобразие. Сколько скандалов тогда пришлось пережить!
«Центровые» жильцы не желали ехать в отдаленные районы. Они выбирали
квартиры поближе от центра, некоторые требовали не одну, а две, так как семья
разрослась.

Выселение жильцов, наконец, состоялось. Заказчиком строительства стало
управление культуры, возглавляемое Александром Раздроковым.
Инженером по строительству был Анатолий Грузных. О том, какими
темпами велось строительство в 70-е годы, старшее поколение помнит.
Медленно, ни шатко ни валко, время от времени оно «замораживалось»,
потом чуть убыстрялось и вновь замирало.
Наверное, так бы и строился Дом актера еще лет
десять, если бы не пришла спасительная мысль о назначении
директором представителя организации, которая была бы заинтересована в скором
окончании работ.

Им стал Геннадий Карбанов, рекомендованный кем-то из художников. Он
проявил чудеса организаторских способностей, при нем строительство
пошло так быстро, что даже крысы, облюбовавшие дом в качестве своего
жилища, разбежались. Когда закончились реставрационные работы и настала
пора обставлять дом, Карбанов добился финансирования на приобретение гарнитуров,
кресел для зрительного зала, на все дефицитные материалы.
Помнится, излишек кресел поменяли тогда на старинное зеркало из Дома
писателей имени Петрова. Украшения потолков, плакетки бара, скульптуры
Аполлона и Мельпомены, барельеф над входом придумал скульптор
Евгений Скачков. Вращающуюся сцену, удобную для
трансформации, изобрел художник Юрий Суракевич.

Каким торжественным и красивым стал дом,
приспособленный для актерского клуба!
Чтобы открыть его, пришлось не раз объявлять субботники.
Актеры всех театров, вооружившись метлами, носилками, таскали
строительный мусор, подметали территорию, мыли окна…
Все члены Иркутского ВТО, позднее
переименованного в Союз театральных деятелей, приложили свои
силы к тому, чтобы дом был ухожен и сиял, как пасхальное яйцо. Открывал
его секретарь ОК КПСС того времени Банников. Он говорил приветственные
слова, сидел
за праздничным столом и фотографировался с актерами на крыльце дома
(неслыханная демократичность по тем временам).

В начале мая 1980 года Дом актера стал похож на блиндаж. Стены его
«голубого» зала были затянуты маскировочной сеткой, на полу лежали мешки,
по форме напоминающие укрепления на передовой линии
фронта. Сбитые столы и
табуреты служили местом отдыха для «солдат». Таким оригинальным способом
молодежная секция организации СТД решила поздравить актеров-
фронтовиков с 35-й годовщиной Великой Победы. Ветеранов войны и тыла
тогда было много — служивших на передовой, во фронтовых концертных
бригадах, работавших в тылу на оборонных заводах. Молоденькие артистки для
своих старших товарищей шили кисеты, набивая их крепким табачком. В качестве
подарков приобрели и фляжки, в которые было налито фронтовых 100 грамм. В
тот день звучали песни времен войны. Народный артист Виталий Венгер играл
на губной гармошке и пел частушки, вспомнив своего Мусу из спектакля
«Люди, которых я видел». А сколько было воспоминаний, анекдотов, смеха и
слез, без которых не обходится ни один праздник, посвященный Победе!

На следующий год 9 Мая у Дома актера звучал духовой оркестр, стояли
блестящие автобусы, в которые садились ветераны, чтобы отправиться к месту
проведения праздника. Месту маевки, где на лоне природы все та же
театральная молодежь приготовила им настоящий сюрприз. Актерам помогала и
воинская часть, предоставившая палатки, полевую кухню и повара, ловко
управляющегося с котлами, наполненными дымящейся вкусной кашей. Светлый был праздник.
Под аккордеон танцевала Татьяна Хрулева — основной инициатор и организатор
праздника Победы вместе с фронтовиком-актером Александром Берманом. Иван
Климов трогательно вальсировал с супругой, с которой познакомился в
госпитале. Прихрамывал в танце Михаил Рытиков, нежно обнимая свою жену
— артистку театра кукол Елену Болотову.

Артисты музыкального театра, драмы, ТЮЗа, театра кукол «Аистенок» — все
становились одной семьей. Семьей, радовавшейся теплому весеннему солнцу,
согревающему праздничную поляну. Эти маевки устраивались несколько лет
подряд, потом энтузиазм несколько поубавился, да и ветераны начали стареть,
не под силу им стало проводить весь день на открытом воздухе.
Праздник вновь перекочевал в Дом актера.

Артистов, приезжающих на гастроли в Иркутск, на съемки
фильмов, было немало. Михаил Ульянов снимался
недалеко от Байкала в фильме «Февральский ветер». В 80-е годы он был
председателем Союза театральных деятелей России, ему было интересно
узнать, как работает организация, возглавляемая его однокурсником по
щукинскому училищу — Виталием Венгером. Замерзшим и уставшим приезжал
Ульянов со съемок на встречи с иркутскими актерами, а потом еще позировал
художнице Галине Новиковой, писавшей его портрет.

Коротала вечера в Доме актера и Анна Комелькова — популярная актриса театра
и кино, тоже снимавшаяся в Иркутске. Подолгу просиживала в баре и
съемочная группа фильма «Детский сад», который снимал Евгений Евтушенко.
Артисты, режиссеры, операторы — все подружились с иркутскими актерами,
тоже снимавшимися в этой картине. Ждали приезда Николая Караченцова.
Когда он появился в нашем городе, тут же получил приглашение провести
творческий вечер в Доме актера. От встречи он не отказался, правда, сказал:
«Если позволит время». В Дом актера он так и не пришел, позвонил с другой
стороны Байкала и сообщил, что при всем желании не успевает приехать в
Иркутск.

А как умели «уходить» от настойчивых приглашений некоторые столичные
актеры! Анатолий Папанов, просивший то завтра, то послезавтра перезвонить
ему, наконец, сказал: «Я фронтовик, больной человек, занят почти во всех
спектаклях. Пожалейте меня!» Конечно, его пожалели, как и Алису Френдлих,
которая заявила, что она не публичный человек и не умеет общаться с
аудиторией. Андрей Миронов, отказывая, сообщил, что у него встреча в
театральном училище, все желающие могут туда прийти. В Доме актера они не
были, но иркутские зрители могли видеть их в
спектаклях гастролировавших тогда в нашем городе театров Сатиры,
«Современник», «Ленсовет», многих других.

Но это были исключительные случаи, многие актеры столичных
театров искали и находили время, чтобы прийти в Дом актера на встречу со
своими коллегами-иркутянами. Конечно, «проникали» на них и журналисты, и
писатели, и художники. Зрительный зал всегда был переполнен, интерес к тому,
чем живут звезды театра и кино, был повышенным, встречи проходили тепло и
задушевно.

Особой демократичностью отличался театр «Современник», который был на
гастролях в нашем городе в середине 80-х. В Доме актера были
Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Игорь Кваша,
Вениамин Смехов. Проводила встречи главный режиссер театра Галина Волчек.
Актерам «Современника» наш дом пришелся по душе. Все дни рождения,
совпавшие с гастролями, они отмечали в нем, придумывали капустники и
веселые поздравления. Именинный пирог пекла, как правило, старожил и
бухгалтер организации СТД Татьяна Стасюлинас, ей помогали библиотекари
Виктория Друлис, Любовь Витвицкая, Тамара Кутырева.

Когда проводилась встреча с актерами театра Ленсовета,
особым вниманием пользовался Михаил Боярский, только что снявшийся в
телесериале «Три мушкетера». Некоторые ядовито спрашивали, зачем ему,
серьезному артисту, понадобилась дешевая популярность
(тогда еще не знали, что фильм станет телевизионной классикой). Эти вопросы
задавали серьезные журналисты, а легкомысленные артистки просили
Боярского спеть. Артист рассказал один из случаев своей жизни:
недавно, попав в автомобильную аварию, он лежал в больнице весь в бинтах, с
поломанной ногой, подвешенной специальным приспособлением. К нему
каким-то образом в палату пробрались поклонницы и, глядя на него
восторженно, тоже попросили спеть. Дружный смех зрительного зала
поддержал уставшего артиста, который после спектакля просто не мог петь.
(Правда, когда в Доме актера остались только друзья Михаила Боярского, он
пел до утра, усталость как рукой сняло).

Вспоминается элегантный Олег Янковский, который удивил своим
откровенным разговором об актерской профессии, о Марке Захарове, с которым
работает в театре «Ленком». Он рассказывал, с каким трудом выходил
спектакль «Синие кони на красной траве», где первым из актеров он играл
роль Ленина без грима: «Важно было показать интеллект, работу мысли вождя».
Многие тогда не приняли красавца Янковского в этой роли, но именно он
положил начало бесконечной веренице «…коней» на сценах российских
театров. Шли они и в нашем охлопковском театре. Когда это было…

В Доме актера выступал ансамбль скрипачей Большого театра. Помнится, в такт
музыке под потолком в тот вечер звенели хрустальные люстры. Но на этом
концерте не было привычного аншлага, любителей классической музыки
оказалось не так много среди иркутских артистов. Зато на концерте Елены
Камбуровой вновь собрался весь бомонд, яблоку негде было упасть. Певица
пришла после двух концертов и в Доме актера пела до изнеможения, пока в
гримерной комнате не упала на стулья и так, приходя в себя, пролежала около
получаса. Все это время ей аплодировала благодарная публика…

А вот Евгений Леонов «забежал» в Дом актера на минуту, он
не мог не поздравить
иркутян с Новым годом. Проходил традиционный вечер «Старый, Новый год»,
сцена была украшена фигурами Деда Мороза и Снегурочки, у которых вместо
лиц были прорези. Каждый в этот вечер мог «перевоплотиться» в этих
сказочных героев. «Перевоплотился» и Леонов, по ошибке вставивший свое
круглое, улыбающееся лицо в прорезь фигуры Снегурочки.

Старый Новый год проводится со дня основания Дома актера. В ночь с 13 на 14 января
собираются за столиками актеры всех театров города. К этому вечеру
специально готовятся капустники, розыгрыши, веселые игры. Хороводом ходят
актеры вокруг елки, уподобляясь ребятишкам, с которыми многие только что
проводили новогодние утренники. Капустники пересказать невозможно, как и
розыгрыши, которые один театр готовит другому. Но можно передать
атмосферу неуемного веселья, бесшабашных выходок, танцевальных марафонов
и конкурсов, в которых, как правило, побеждают «старики», не уступающие
молодым актерам в задоре и умении веселиться.

Капустники — визитная карточка Дома актера. В нем рождалась троица
«капустных дел мастеров», актеров музыкального театра Вячеслава
Варлашова, Николая Мальцева, Владимира Яковлева, здесь создавался дуэт
«ВильЯшка», где учитель и ученик — Виталий Венгер и Яков Воронов —
блистали остроумием. Потом этот союз переродился в другой — Владимира
Орехова, Николая Дубакова, Якова Воронова, три острослова, ставшие
лауреатами фестиваля «Веселая коза» в Нижнем Новгороде, удостоенные чести
открывать сезон московского Дома актера.

Невозможно рассказать обо всем разумном, добром, созидательном,
рождаемом в Доме актера. Здесь проводились всероссийские семинары
режиссеров и театральных критиков. С актерами театров города педагоги
ведущих вузов страны проводили занятия по сценической речи,
сценическому движению, мастерству актера. Обсуждались и премьерные
спектакли местными критиками, встречи иногда были мирными, а иногда
походили на войну, в которой стенка на стенку критики шли на режиссеров, а
те, в свою очередь, наступали на критиков. Чаще всего побеждала дружба, но,
бывало, люди становились друг для друга «руконеподаваемыми».

Сцена дома часто была местом, где актеры играли спектакли, сочиненные ими
самостоятельно. Здесь рождались вечера, посвященные декабристам, и отсюда,
из Дома актера, во времена строительства БАМа актеры ездили со спектаклями
в поселки Звездный и Магистральный. По приглашению администрации
Тынды, которая хотела видеть у себя только иркутских актеров, постановочная
группа самостоятельно поставленного спектакля, посвященного женам
декабристов, отправлялась на Дальний Восток. На этом спектакле в Доме актера
Красноярска иркутским «домактеровцам» аплодировал Виктор Астафьев.
Во время перестройки, интерес к Дому актера незаметно стал снижаться,
неизменной популярностью пользовался только его бар, правда, и в нем
собиралось все меньше актеров. Было время, когда дом, как нелюбимое дитя,
стал грязным, с облупившейся штукатуркой на стенах и провалившимися
полами. Сегодня он вновь отремонтирован и блестит чистотой и порядком.
Жизнь в нем налаживается, и дай Бог, чтобы вернулась к нему его былая слава,
чтобы чаще ходили в него актеры с идеями и своими творческими
устремлениями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры