издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Браво, «Диалог»!

Театр-клуб-студия «Диалог» отметил своё 25-летие торжественным вечером на основной сцене академического драматического театра имени Охлопкова. Но прежде чем выйти на неё, актёры-любители в течение года играли на камерной сцене спектакль «Алые паруса». Спектакль знаковый, посвящённый вере, надежде и любви, а ещё умению ждать свои «алые паруса».

Для любительского коллектива четвертьвековой юбилей — дата внушительная. Только надежда, вера и любовь помогли коллективу, одно поколение которого сменялось другим, выживать на протяжении всего этого времени. Только убеждённость руководителя «Диалога» Валентины Просекиной в том, что для духовного развития юношества занятия театральным искусством необходимы, помогла театру найти своё творческое лицо. Честь проведения юбилейного вечера на главной сцене Иркутска «Диалог» заслужил своим подвижническим трудом.

В игровой форме актёры-любители рассказывали на вечере о своём творческом пути, состоявшем из «Поисков радости» и «Хождений по мукам». Прежде чем театр обрёл свой театральный дом, режиссёр-педагог Валентина Просекина привела способных ребят в клуб железнодорожников, где в расписании кружков по макраме, любителей кактусов и шахматистов им выделили два часа времени на репетиции и постановки спектаклей. Как ни крутись, но не мог театр работать в условиях, в которых и шахматистам было тесновато. Пришлось искать новое пристанище.

В Доме культуры завода имени Куйбышева им отдали аварийное помещение бывшей фабрики-кухни. Засучив рукава, актёры-любители выгребали из заброшенного помещения мусор, красили стены, сооружали небольшую сцену, обустраивали зрительный зал. Там они сыграли свой спектакль «Глоток чистой воды», публицистически протестующий против строительства трубы, через которую отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината должны были перегоняться в Иркут. Спектакль театр играл до момента, пока правительство, прислушавшись к общественному мнению, отказалось от проекта, реализация которого могла бы привести к экологической катастрофе.

Этот период биографии любительского театра был отмечен рядом других интересных постановок: инсценированной повестью Астафьева «Прости меня», спектаклем «Беседы с Сократом» Радзинского, интеллектуальной драмой Дюрренматта «Физики». Молодой творческий коллектив вёл диалог со своими зрителями, был интересен художникам и писателям, профессиональным актёрам и режиссёрам Иркутска. Он стал, по сути, театром-клубом, объединяющим всех, кому было небезразлично время, в котором довелось жить, кто стремился «во всём дойти до самой сути». У «Диалога» даже появилась своя студия, готовящая талантливую артистическую смену. Так и родился театр-клуб-студия.

Жить бы им да поживать в бывшем помещении фабрики-кухни, но времена изменились. Директор ДК сдал помещение в аренду предпринимателям (что с театра возьмёшь?) Оказавшись на улице, коллектив не пал духом, вновь начал искать пути выживания. Не только в искусстве, но и в пространстве города. Наверное, ему везло, потому что в это время сошлись интересы областного Центра народного творчества и Иркутского энергетического колледжа. Первый взял под своё крыло театр, второй предоставил помещение, в котором был построен настоящий театр со сценой и зрительным залом.

«Диалога» могло бы и не быть. Как многие любительские коллективы, возникнув, он мог бы и раствориться в суете нашей непростой жизни. Но создатель театра, его идейный вдохновитель и режиссёр Валентина Просекина оказалась человеком волевым и целеустремлённым. Именно она воодушевляла ребят на «подвиги» — поиск помещений для работы, на репетиции по ночам, на жаркие дискуссии об искусстве. Для неё очень важной была идея: театр как способ выражения гражданской позиции поколения молодых людей на рубеже ХХ – ХХI веков.

Спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» она назвала «Все люди – братья» (как кантату, которую сочиняет герой драмы Сарафанов). Неважно, сможет ли он написать эту кантату; важно, что он верит в людское братство и примером своей жизни утверждает эту веру. Как и сценический герой, исполнители спектакля тоже уверовали в эту светлую идею и делают всё, чтобы она в их отдельном театре, среди отдельной группы людей, реализовалась.

На своём юбилейном вечере артисты театра-клуба-студии «Диалог» показали отрывки из своих новых спектаклей: «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, «Месяца в деревне» Тургенева, «Суперстены» иркутского писателя Нагорнова, «Снохождения» Алексея Просекина. К слову сказать, Алексей – сын Валентины Семёновны. Окончив факультет журналистики Московского государственного университета, он успешно пробует себя как драматург.

«Диалог» на протяжении всей творческой жизни оправдывает своё название. На его спектакли идут иркутяне, чтобы поделиться с актёрами-любителями своими мыслями и чаяниями. Ни одна общественно значимая акция в городе не обходится без участия «Диалога» и его преданных зрителей – единомышленников самодеятельного театра.

Надежда на то, что «все люди – братья», стала зримой на юбилейном вечере «Диалога», собравшем любительские коллективы из многих городов области. Ангарск представляли три театра: «Факел», которым руководит Александр Кононов, «Росток» под руководством Александра Говорина и созданный Тагиром Хамитовым театр-студия «Родничок». Юбиляров они поздравляли не велеречивыми словами, а добрыми театральными капустниками. От Иркутска виновника торжества приветствовали любительские коллективы театров-студий «Бусинки», «Любимовка», «Под знаком Водолея», «Юность», «Эксперимент», руководители которых считают Валентину Просекину своим добрым наставником. Байкальск, Усолье-Сибирское для поздравлений юбиляров отправили представителей любительских театров «Люди» и «Ковчег». Кто не смог приехать, прислали телеграммы с выражением любви и уважения к «Диалогу».

25-летний юбилей – свидетельство творческой зрелости театрального коллектива, многие артисты которого моложе самого «Диалога». Но они дерзки и отважны. Выступая в свой юбилейный вечер на прославленной профессиональной сцене, они дарили зрительному залу энергию молодости, оптимизм и святую веру в то, что настоящая жизнь — это всегда творчество.

Браво, «Диалог»!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры