издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любовью созданная жизнь

Театру «Факел» исполняется 50 лет

  • Автор: Валерий КИРЮНИН, главный специалист областного Центра народного творчества

Красавица Наташа Галкова, актриса театра, – она будет занята во многих сценах большого представления и ещё удивит нас своими превращениями, – а пока она за рулём, везёт нас с другом в Ангарск на юбилей. Мой друг – Сергей Захарян, театральный критик, мы многое в «Факеле» видели вместе, о спектаклях Александра Ивановича Кононова он не раз писал. Всем нам троим есть что вспомнить, и кажется, до Ангарска мы добрались по-театральному неправдоподобно, за считанные минуты.

Для меня Ангарск крепко связан с двумя театрами: «Чудак» и «Факел». Последнему – 50, а его многолетний руководитель Кононов когда-то начинал в «Чудаке» артистом у Леонида Владимировича Беспрозванного.

«Факел» начинался в 1950-х в клубе «Комсомолец», его первым режиссёром был Борис Лазаревич Чураков, а первым спектаклем – «Беда от нежного сердца» В. Сологуба. Потом руководили любителями Светлана Студнёва-Пуначёва, Вера Пьянова, Владимир Герасименко. Имя своё и статус народного театра «Факел» приобрёл в конце 60-х при Георгии и Людмиле Мамонтовых, уже во Дворце культуры «Современник», где театр живёт и сегодня и куда мы сейчас едем.

Нынешний лидер «Факела» Александр Иванович Кононов – человек особенный в любительском театре. Театром он руководит уже почти 30 лет и, безусловно, сделал «Факел» не только любовью Ангарска, но и явлением, заметным, без преувеличения, на весь мир. Кононов – выпускник режиссёрского факультета самого престижного театрального вуза в стране – училища им. Щукина. С первых своих самостоятельных режиссёрских опытов он поражает смелостью, всегда самостоятельным, иногда шокирующим взглядом на пьесы. И часто это даёт художественный результат. Такие спектакли, как «Женитьба Бальзаминова» по А.Н. Островскому, «Оркестр» по Ж. Аную помнятся многие годы и без всяких скидок на «самодеятельность». К слову сказать, в обоих этих спектаклях играл незабываемый Роман Смолин, из «Факела» ушедший в Москву, в Школу-студию МХАТ, потом актёром в московский театр им. Пушкина. Ангарска он никогда не забывал… в Ангарске его и убила уличная шпана.

…Кононов ставил Шекспира, Пушкина, Вампилова (их пьесы и в афише нынешнего сезона), он поставил почти всего Чехова. Как бы к его спектаклям ни относиться, они всегда необычны, задиристы, молоды (что иногда странно для этого массивного, неторопливого, негромкого, теперь уже не совсем молодого, красивого человека). Он любит, когда на его спектакли накидываются (и мы, бывает, бурчим что-то в недоумении): что-то слушает, что-то наверняка пропускает мимо ушей, регулируя свой слуховой аппарат и смеясь умнющими глазами. И идёт всегда сам, куда сам захочет.

Он первым среди коллег стал добиваться независимости, начиная с того, что не сразу вошёл в сияющий, ещё новый тогда «Современник», а отыскал неподалёку какое-то неприспособленное помещение, привёл его в божеский вид и… устоял – творчески и экономически. Говорят (те, кому по службе положено помочь): «Нельзя!», «Нету!» – а он находит спонсоров, организации, людей, родственников – и «нельзя» превращается в «можно». Ни один любительский театр нашей области столько не поездил по миру, как «Факел» при Кононове: Лондон (где триумфально прошёл «Бальзаминов»), Монако, Германия, страны Прибалтики; сейчас собирается в Испанию.

   Кононов – создатель и президент Международного фестиваля на Ольхоне, куда съезжаются любительские театры из десятков городов и стран и где не только идут показы, но и разворачивается настоящая школа. Состав педагогов театральной школы-фестиваля подвижный и обширный; вот навскидку несколько имён тех, кто любит сюда возвращаться: профессор Щукинского училища, народный артист России, художественный руководитель Студии

им. Михаила Чехова Юрий Авшаров, директор Российского общества Михаила Чехова Владимир Байчер; Алексей Левинский, уникальный специалист по мейерхольдовской «биомеханике»   (каковы имена и каков кононовский медвежий замах!). Байчер и Авшаров пишут в столичном театральном журнале: «Важно, что этот фестиваль по сути является творческой лабораторией, одной из основных форм которой стала учёба актёров и режиссёров в мастер-классах».

…Мы тем временем приехали, сидим в зале (наш прекрасный водитель Наташа, естественно, на сцене), глядим в программку… Кононов продолжает удивлять: я не поленюсь, выпишу все названия спектаклей, сцены из которых пройдут в этот юбилейный вечер. Представление называется «Любовью созданная жизнь» – и, думаю, и вас, как нас, убедит этот массив, подлинно – целая жизнь: «Иван да Марья», «Женитьба Бальзаминова», «Женский стол в охотничьем зале», «Чайка», «Дядя Ваня», «Воронья роща», «Тень» (это всё русские пьесы); и ещё два Шекспира («Гамлет» и «Сон в летнюю ночь») и два Дарио Фо («Свободная пара» и «Я жду тебя, любимый!»).

…Вечер получился грандиозный, как и обещала программка: к собственно театральной части добавились, как водится, поздравления и подарки (и мы привезли подарок от иркутских коллег юбиляра, из театра Александра Гречмана: на большом плакате факел статуи Свободы вложен в руку… Кононова).

Потом – театрализованное застолье… Так что в Иркутск мы возвращались заполночь (расставшись, скрепя сердца, с красавицей Наташей: было бы бессовестно в эту январскую темень снова усаживать её за руль, особенно после того как она сыграла не меньше чем в пяти сценах большого юбилейного спектакля!).

Мы ехали назад уже в обыкновенной, мужской компании и – удивлялись последнему кононовскому чуду этого вечера: он каким-то образом добыл деньги (немалые по сегодняшним кризисным временам) и привёз на юбилей целую группу «факелян», которые учатся в театральных институтах в Москве и работают в московских театрах. Больше того, он за несколько… не дней, а суток – поставил с ними «А поутру они проснулись»

В. Шукшина и показал очень живой спектакль в Ангарске и Усолье. Честно говоря, театральные педагоги неохотно берут к себе молодых людей, к которым в неумелых режиссёрских руках прилипают штампы-«самоделки». Но и здесь Кононов – наособицу: среди множества его актёров всех возрастов мы видели на сцене и прекрасных ребят – теперь москвичей-професионалов, так любящих свой ангарский театральный дом: это Антон Тарасов, артист РАМТ (Российского молодёжного театра); Николай Коваль, Иван Межанский, Андрей Самойлов – студенты РАТИ (Российской академии театрального искусства), Алексей Самойлов – артист театра им. Е. Вахтангова, Антон Перминов – студент театрального отделения Московского славянского университета. Вот лучший ответ скептикам-критикам: нужны российскому театру «факеляне»!

…Ольхонские власти поняли ценность кононовского фестиваля, выделили землю под строительство международного театрального центра. Правда, навалившийся кризис кричит: «Нельзя!», «Нету!»… но Кононов отключит слуховой аппарат, напишет президенту, премьеру – и не услышит никаких ответов, кроме того, который ему нужен.

Мы верим в это.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры