издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты»

«Сибирский энергетик» вспомнил советский опыт пропаганды энергосбережения

«Уходя, гасите свет!» – этот популярный в СССР лозунг могут без запинки воспроизвести и те, кто жил в ту эру, и поколение помоложе, которое в лучшем случае застало страну эпохи перестройки. Однако пропаганда и популяризация экономии энергоресурсов в Советском Союзе не ограничивалась одним только всем известным девизом – в ход шли и плакаты, и наглядная агитация в газетах, и мультфильмы.

Незадолго до принятия Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в сентябре 2009 года в тот момент президент, а ныне председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил о том, что в этой отрасли «у нас ситуация удручающая. Энергоёмкость валового внутреннего продукта в России в разы превышает показатели развитых стран. Потери в системе теплоснабжения – более 50 процентов». Многие эксперты тогда заявили о том, что виной тому – устаревшее оборудование промышленных предприятий, доставшееся нам в наследство от СССР и не обновлявшееся десятилетиями. Но, оказывается, в Советском Союзе, невзирая на масштабное строительство генерирующих мощностей и энергоёмких производств, энергосбережение активно внедряли. И пропагандировали экономию киловатт-часов и гигакалорий гораздо активнее, чем сейчас, после выхода закона об энергосбережении, которому как раз недостаёт гуманитарной составляющей – разъяснения необходимости повышения энергетической эффективности. «В то время государство управляло всеми финансовыми потоками и было заинтересовано в сокращении затрат, – объяснял советский парадокс заместитель директора по науке Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников в интервью «Сибирскому энергетику» в октябре. – Чем оно активно и занималось, если говорить про потребление энергоресурсов». 

Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения  возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».

«Семилетие экономии и бережливости»

К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир. И это на фоне лозунгов про строительство новых электростанций и миллионы киловатт на благо родины!

Этот же парадокс можно увидеть, взглянув на стенограмму внеочередного XXI съезда ЦК КПСС, проходившего в ноябре – феврале 1959 года. С одной стороны, первый секретарь Центрального комитета партии Никита Хрущёв говорит об увеличении к 1965 году выработки электроэнергии с 233 млрд. кВт-ч до 500–520 млрд. кВт-ч, увеличении потребления электроэнергии в промышленности в 2,2 раза и необходимости «преимущественного строительства тепловых электростанций на природном газе, мазуте и дешёвых углях» наряду с сооружением крупных ГЭС, в том числе Братской и Красноярской. А с другой –  в большей части выступлений так или иначе звучит тема сбережения ресурсов.  Так, заместитель председателя бюро ЦК КПСС по РСФСР Аверкий Аристов заявляет о том, что «партийные органы обязаны всемерно усилить борьбу за проведение самого строжайшего режима экономии». Сталевар завода «Красное Сормово» Николай Анищенков, выслушав доклад Хрущёва, приходит к выводу о том, что «нынешнее семилетие должно стать семилетием экономии и бережливости». А его коллега с Минского автомобильного завода Дмитрий Барашкин сообщает: «Готовясь достойно встретить съезд партии, я взял на себя обязательство – в первом году семилетки увеличить выплавку стали на 20 процентов и ежемесячно экономить по 20 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Меня поддержала вся смена. Став на вахту в честь открытия съезда партии, рабочие нашей смены включились в соревнование за звание смены коммунистического труда. Коллектив смены взял на себя новые обязательства: повысить производительность труда на 20 процентов, сэкономить 240 тысяч киловатт-часов электроэнергии». 

А 24 ноября того же 1959 года ЦК КПСС опубликовал письмо «О рациональном использовании электрической энергии». В нём, среди прочего, говорилось об увеличении объёмов производства и повсеместном использовании люминесцентных ламп – не тех компактных ртутьсодержащих лампочек, набирающих популярность сейчас, а ламп дневного света. Сигналы сверху, как говорят современные чиновники, на местах в те времена воспринимали весьма чутко: агитировать за сбережение электричества начали в региональной печати. На страницах «Восточно-Сибирской правды» ещё 11 октября вышла заметка под заголовком «Так теряются миллионы. Экономить электроэнергию всегда и во всём», написанная директором энергосбыта «Иркутскэнерго» Астафьевым. «На всех промышленных предприятиях, стройках, на транспорте имеются возможности для экономии электроэнергии, – писал он. – Но для этого требуется глубоко изучить технологию, уметь анализировать производственные процессы с целью ликвидации непроизводительных затрат электроэнергии. И те предприятия, которые придают этому важному делу серьёзное значение, достигают отличных показателей в социалистическом соревновании». В качестве примера энергетик приводил завод имени Куйбышева, где было внедрено централизованное управление наружным освещением по всей территории предприятия с одной подстанции, электрические клапаны для варки жидкого стекла заменены паровыми, а питание одного из цехов переведено с напряжения 220 В на 380 В. Отметил он и заслуги коллективов предприятий треста «Черемховуголь», которые проводят «конкретные мероприятия по снижению электропотребления на угледобыче». Не забыл Астафьев упомянуть отстающих – тресты «Востоктяжмаш» и «Черемховшахтострой», Китойский лесозавод, Иркутский цементный завод и Усольский завод горного оборудования. «Руководители предприятий, энергетики нашей области должны серьёзно заниматься вопросами экономии электроэнергии и тепла, бороться за увеличение коэффициента мощности, за обеспечение безаварийной работы энергетического оборудования, – резюмировал он. – При этом условии можно дать народному хозяйству огромные сбережения». 

В номере «Восточки» от 24 декабря энергосбережению посвятили целую полосу – по тем временам четверть газеты. На ней нашлось место наглядной агитации – рисунку, разъяснявшему, что один киловатт электроэнергии требуется для производства, например, пары валенок, 20 кирпичей, 10,5 кг колбасы, 13,5 кг макарон, 107,5 кг мыла или добычи 172 кг угля. Директор энергосбыта рассказывал, что, если все потребители «Иркутскэнерго» сэкономят за год 1% потребляемого электричества, «это даст народному хозяйству дополнительно несколько миллионов киловатт-часов». Управление лёгкой промышленности Совнархоза сообщало, что за 11 месяцев его предприятия снизили потребление на 1,8%, выпустив при этом на 10,3% больше продукции, угольщики заявляли об экономии 8,2 млн. кВт-ч электроэнергии на шахтах и разрезах Черембасса, работники Иркутской чаепрессовочной фабрики обещали сэкономить 70–80 тыс. кВт-ч в 1960 году…

После прихода к власти Брежнева, 28 ноября 1964 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Об экономном расходовании в народном хозяйстве электрической и тепловой энергии и топлива», в котором сообщается о проведении значительной работы по выполнению ноябрьского распоряжения 1959 года. Об его исполнении, в свою очередь, отчитывались в 1969 году. И при этом констатировали значительные потери ресурсов в металлургии и на нефтепромыслах, расточительное расходование электроэнергии на освещение улиц и недостаточный уровень внедрения люминесцентных и газоразрядных ламп. Потребление той же электроэнергии, как показывает статистика, росло: если в 1965 году по всему СССР его объём составлял 505,2 млрд. кВт-ч, то к 1970-му увеличился до 735,7 млрд. кВт-ч, а в 1977-м перевалил за 1,138 трлн. кВт-ч. Постепенно сходила на нет и агитационная кампания по энергосбережению. 

Энергетика должна быть экономной

Однако на смену семидесятым пришли восьмидесятые, ознаменовавшиеся лозунгом «Экономика должна быть экономной». Беречь энергию стали призывать уже не предприятия, а население. От традиционных агитационных плакатов пропагандисты перешли к новым формам агитации. В 1982 году творческое объединение «Экран» выпустило мультфильм под названием-призывом «Берегите воду!». Образ использовали простой и запоминающийся: подтекающие краны и водоразборную колонку, через которые по капле вытекало целое море. 

Четыре года спустя, уже во времена перестройки, беречь призывали электроэнергию и тепло. Под этими девизами зрителям демонстрировали лампочку, багровеющую и едва не лопающуюся от злости по мере того, как в сеть включают всё больше электроприборов, и трёх поросят, один из которых заклеил щели в оконных рамах и устоял перед натиском оборачивающейся волком вьюги. За экономию электричества агитировали и персонажи мультсериала «Ну, погоди!». После каждого короткого сюжета, в котором присутствовали незадачливый Волк и примерный Заяц, следовала мораль, например: «Каждый напрасный вызов лифта – лишний расход электроэнергии!» Или: «Прежде чем купить лампочку, подумайте, нельзя ли обойтись меньшей мощностью. Это сэкономит вам деньги, а государству – электроэнергию». Не обошлось и без знаменитого лозунга: «Экономьте электроэнергию не на словах, а на деле. Уходя, гасите свет». Похожие девизы встречались и на карманных календарях за 1988 год. Действие социальной рекламы, видимо, оказало на потребителей незначительное влияние – потребление тепла и электричества росло до 1990 года и снизилось только после распада СССР и последовавших за ним экономических потрясений во всех странах бывшего Союза. 

В стиле «Окон РОСТА»

О советском опыте вспомнили после того, как в ноябре 2009 года в России был принят Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Специалисты из области энергетики обращали внимание на то, что документу недоставало гуманитарной составляющей. В начале 2010 года Стенников и его коллеги указали на то, что в нём содержатся только административные меры вроде запрета на продажу мощных ламп накаливания или наказаний за отсутствие приборов учёта энергоресурсов и при этом людям и промышленным потребителям не разъясняют необходимость энергосбережения и ту выгоду, которую оно несёт. Самым простым и малозатратным способом была бы расклейка баннеров и плакатов, агитирующих за экономию энергии, как это делали во времена СССР. 

Дизайнеры восприняли подобную ностальгию довольно оригинально, выдав на-гора плакаты в советском стиле. В Интернете можно запросто найти серию постеров художника Николая Афанасьева, выполненных в стилистике «Окон РОСТА». Картинка на них сопровождается стихами в духе Маяковского, например: «Из века прошлого в век грядущий кричу, не жалея глотки, я: «Выключи электроприбор ненужный! Во всём важна экономия». Есть и другие плакаты, выполненные в стилистике начала XX века, на которых за сбережение энергии ратуют известные исторические личности, на интернет-порталах официальных организаций наглядная агитация выполнена в более строгом стиле… Однако за пределы Сети подобная пропаганда практически не просачивается, и российские города, где можно увидеть растяжки с простыми и понятными лозунгами из сферы энергоэффективности, можно пересчитать едва ли не по пальцам одной руки. 

Иллюстрации с сайтов www.energymuseum.ru, www.vsp.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры