издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город экспериментов

Областной центр представил свои достижения на выставке «Земля иркутская»

У пятиклассника Паши Баталова и семиклассника Ильи Аксёнова любимый предмет – робототехника. На выставке «Земля иркутская» юные жители областного центра представили футбольную команду из роботов собственного изготовления. На миниатюрном футбольном поле электронные аппараты демонстрировали манёвренность, умение выполнять команды и действовать точно. Одним из первых на выставке побывал мэр Иркутска Виктор Кондрашов.

«Роботов мы собираем из обычных конструкторов «Лего», к готовой модели прикрепляем информационный блок. Аппараты выполняют задания, которые мы пишем в компьютерной программе. Роботом можно управлять с айпада, только нужно программу специальную закачать, или с помощью джойстика. Их можно купить в магазине, – рассказывает Илья и одновременно касается полей на портативном компьютере. Робот послушно реагирует на команды. – Вот этот робот – единственный, которого за год занятий я сделал сам. Всего с другими ребятами мы собрали примерно пять моделей. Здесь нет простой работы. Тяжело всё. Например, чтобы писать программы, нужно хорошо знать английский язык, ведь программирование ведётся на английском». 

Илья поскромничал, не рассказал, что является членом команды «Счастливчики», которая несколько раз завоёвывала кубок победителей межрегиональных соревнований. Сейчас ребята готовятся к очередным состязаниям, они запланированы на ноябрь. Мальчики всем своим видом дают понять, что занимаются серьёзным делом. Мало где можно услышать, например, от пятиклассника, что ему больше нравится не управлять роботом, забавляться с ним, проверять реакцию, а программировать. Паша Баталов именно такой. «Программирование – это самое интересное. Хочу выиграть все соревнования нынешнего года», – деловито сообщает мальчуган. 

Преподаватель робототехники школы №80 Дарья Полубенцева объясняет, что записаться в кружок может любой желающий. Но если ребёнок пришёл просто поиграть в роботов, он не задержится надолго. Остаются те, кому интересно именно моделирование, программирование. В основном этим сложным делом занимаются мальчики. Из 100 учеников кружка лишь трое – девочки.

«Это действительно непростое дело, но дети им увлекаются по-настоящему. У нас занимаются ребята, которые буквально рвутся к занятиям. Они приходят и по своему расписанию,  и дополнительно, с другими группами. Мы их не ограничиваем. Для детей учёба бесплатная, тренироваться можно сколько хочется. Несмотря на то что занимаются у нас  в основном мальчишки, иногда они позволяют себе выплеснуть эмоции. Бывают и слёзы. Что-то не выходит, могут сказать: «Я ухожу». Правда, как правило, уже на следующий день снова принимаются за работу», – делится особенностями воспитания юных любителей робототехники преподавательница.

Школа №80 – единственная в городе, которая работает по общероссийской программе «Робототехника». Дарья Полубенцева рассказывает: никакой специализированный вуз по специальности «робототехника» не заканчивала. Прошла курсы в лагере «Селигер» и побывала на учебно-тренировочных сборах в Москве. «Конечно, этого недостаточно. Все пробелы приходится восполнять методом проб и ошибок. Одно из направлений, которым мы занимаемся, – проектная деятельность. Нас интересует не просто сборка роботов сама по себе. Мы учим детей готовить проекты», – отмечает педагог.

В будущем школьный кружок планируется преобразовать в школу робототехники. В отдельные направления там будут выделены такие предметы, как английский язык и подготовка проектов. 

Участники выставки из школы №11 удивляли посетителей техническими средствами, которыми ученики младших классов пользуются на уроках окружающего мира. Чудо-прибор под названием «лаб-диск» представляет собой портативную лабораторию. Его можно брать с собой на экскурсию или работать с ним в классе. Одно нажатие на кнопку позволяет узнать координаты точки, в которой находится прибор, а также температуру воздуха или исследовательской среды, освещённость, уровень звука, частоту сердцебиения, измерить рост и расстояние. «Дети с первого раза разбираются, как работать с прибором. Никаких сложностей нет. Для детей постарше параметры выводятся на экран в виде графиков, младшие ребята могут следить за данными по картинке с мультипликационным эффектом. Больше всего детям нравится наблюдать изменение частоты сердцебиения. К пальцу прикрепляется датчик, он показывает, сколько ударов в минуту сердце делает в состоянии покоя. Потом можно попрыгать, поприседать и проследить, насколько изменились данные», – рассказывает учитель начальных классов Валерия Зырянова. 

Экран у соседнего столика демонстрирует иркутскую версию мультфильма «Пластилиновая ворона». Прямо на выставке ребятам из школы №2 удалось снять 25 секунд рабочего материала для будущего произведения. Или 60 кадров. Делают они это с помощью документ-камеры, этот прибор школа получила «на вооружение» в начале учебного года. «Ребята занимаются съёмками после уроков. Пока с документ-камерой работает один класс – четвёртый. Как в настоящей мультипликации, у них всё начинается с разработки сценария, дети сами придумывают сюжет, из пластилина изготавливают героев, снимают, потом озвучивают. Мы даём ребятам возможность попробовать, посмотреть шаг за шагом технологию создания фильма. Пока всем интерес-но, нравится. Возможно, кто-то выберет это занятие в качестве любимого дела в жизни», – говорит заместитель директора школы №2 Михаил Ружников. 

На площадке неподалёку красуется модель нового пассажирского самолёта МС-21. Разработчики рассчитывают: современный лайнер, который в ближайшие годы сможет выпускать Иркутский авиационный завод, должен прийти на смену устаревшему Ту-154, а на международном рынке составить конкуренцию Airbus A-320 и Boeing – 737.

Основатель экспериментальной творческой лаборатории прикладного дизайна «Карандаш» Анатолий Дмитраков как раз учит детей изобретательскому отношению к жизни. Кто знает, возможно, и кто-то из его воспитанников создаст что-то замечательное. Или просто вырастет творческим человеком. Эксперименты в лаборатории продолжаются без перерыва. Стол на выставке уставлен моделями различной техники, инструментами, материалами.

«Я занимаюсь с детьми в возрасте от четырёх лет. Учу их держать карандаш, линейку, циркуль, штриховать, красить, видеть цвет. Обучение начинаю с азов. Точка – это концентрация, начало. Линия – путь развития, перемещение. Плоскость – предмет, объём, форма, которую можно изменить, разрезать. Предлагаю детям самим начать моделировать. Например, даю задание построить вертикаль из модулей. Модулем может быть любой материал. Если вижу, что ребёнок не может справиться, вертикаль получается неустойчивая (здесь излом, там не испытал силу), помогаю. С малышами никогда не планирую занятие заранее. Смотрю по их настроению. Определяю задачу, на ходу придумываю игру и начинаю работать», – рассказывает педагог. 

Анатолий Дмитраков – автор нового образовательного курса под названием «Биолектика». Это синтез знаний из разных предметов, на основе которых человек учится создавать творческие образы. «Био-логия – это клетка, клетка – это модуль, исходная структура, с которой начинается моделирование. Химия – это реакция, взаимодействие веществ. Физика – это динамика, ритм. Творческий человек – это синтез науки, технологии и творчества. Тогда он становится сильным производственником, несёт в себе идею, мысль. К сожалению, сейчас в нас воспитывают больше исполнителей», – отмечает исследователь. 

Роботов ребята изготавливают из обычных конструкторов «Лего»,
прикрепляя к ним информационные диски

У соседнего стенда уютно устроилась милая девушка. Наталья Котельникова представляет информационно-туристскую службу города Иркутска. Каждый день в двери этого муниципального учреждения стучатся 10–15 иностранцев, которым нужна помощь. Кому-то требуется объяснить, как доехать до Листвянки или Ольхона. Кому-то нужна информация о гостиницах и хостелах областного центра. Кто-то не может самостоятельно заказать билеты. «В большинстве случаев иркутяне не говорят на иностранных языках. Часто мы пишем для них письма: «Здравствуйте, мне нужно доехать до вокзала…». Если есть такая необходимость, можем сходить вместе с гостем к врачу. Был такой случай: иностранца укусила собака. Ему сделали одну прививку, через неделю нужно было поставить следующую, он очень переживал, так как не знал, где это можно сделать. Наша сотрудница отправилась с человеком в больницу, вместе они стояли в длинной очереди. Закончилось всё благополучно.

К нам приезжают необыкновенные люди. Путешествие в Сибирь – это их сознательный выбор. Они заранее всё изучают. Едут с рюкзаками, специальной амуницией. Сюда люди приезжают подготовленные. Недавно к нам приходил турист из Нидерландов. По всему миру он организовывает чемпионаты мира по собиранию кубика Рубика. Потрясающий, позитивный человек. Кубик у него всегда с собой, он его собирает буквально за несколько секунд. 

Не так давно мы принимали у себя 70-летнего мужчину, который приехал из Нью-Йорка в Иркутск, чтобы посмотреть, где жила его мама. Он ортодоксальный еврей и поэтому выглядел соответствующе – одежды до пола, длинные локоны из-под шляпы. Иностранец, который ни разу до этого не был в России, пел нам русские песни. Как правило, о нашем городе у гостей остаются только хорошие воспоминания», – заключила Наталья Котельникова.

Если говорить об иркутской экспозиции, она была самой масштабной и самой посещаемой на выставке. Только в первый день здесь побывало более трёх тысяч человек.  «Наша экспозиция называется «Иркутск – город для жизни». Город мы показываем через людей, их увлечения, заботы. У нас нет многочасовых московских пробок, у нас удобно растить детей. В городе много образовательных учреждений, построен новый корпус Ивано-Матрёнинской больницы, каждый год открываются детские сады», – перечисляет преимущества жизни в Иркутске куратор выставки Александра Мерзлякова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры