издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город с железным характером

  • Автор: Алёна Махнёва

Железногорск-Илимский одновременно похож и не похож на другие небольшие города Приангарья. Его экономика зависит от эффективности работы градообразующего предприятия, дороги не очень, дома ветшают, в кинотеатре устроен торговый центр. В то же время здесь не чувствуется безысходности, свойственной моногородам: промышленность работает стабильно, новое жильё строится, на улицах много мам с колясками, а в прошлом году после долгого перерыва даже возобновилось авиасообщение с Иркутском. За тем, как течёт жизнь за 860 км к северу от областного центра, наблюдали Алёна Махнёва и Дмитрий Дмитриев.

В XVII веке рудознатец Шестачко Коршунов открыл на севере Приангарья месторождение железной руды у горы Железная. По его фамилии была названа речка Коршуниха, приток Илима, а она, в свою очередь, дала имя посёлку, образовавшемуся здесь в 1948 году. С началом современной добычи руды посёлок стал Железногорском, а в 1965-м получил статус города, определение Илимский в названии и градообразующее предприятие – Коршуновский горно-обогатительный комбинат. Годом раньше была введена в строй ТЭЦ-16 «Иркутскэнерго», без которой невозможно представить ни работу ГОКа, ни жизнь города.

Большая комсомольская стройка 50–60-х годов собрала здесь молодёжь и опытных специалистов со всей страны. Работа шла по-настоящему ударными темпами, город строили основательно, заботясь о комфорте жителей. Константин Симонов, побывавший здесь в 1964-м, так писал о Железногорске: «За Илимском дорога становится сразу хорошей – как только сворачиваешь на Железногорск, сразу чувствуешь дыхание большой строительной индустрии и с этим чувством въезжаешь на асфальтированные улицы сияющего электрическими огнями нового города. […] Ровно прорубленные улицы поднимаются вверх по лесистым холмам, и стандартные двухэтажные сборные дома, расположенные широким красивым амфитеатром, покрашенные в весёлые, яркие цвета, выглядят не только опрятными и чистенькими, но какими-то особенно нарядными среди зелени заботливо сохранённого леса. Рельеф местности подсказал правильное решение ставить эти деревянные дома на склонах на высокие фундаменты, которые с лицевой стороны превращены в третий нижний этаж. В этих этажах расположены магазины и разные бытовые и подсобные предприятия и учреждения». Многое в Железногорске было самым лучшим. Например, здесь впервые в Восточной Сибири в 1969 году построили широкоформатный кинотеатр «Илим». Правда, сегодня он работает как торговый центр. В городе, утверждают его жители, раньше пекли самый вкусный в Иркутской области хлеб. А бассейном «Дельфин» с пятидесятиметровой дорожкой железногорцы могут смело гордиться и сегодня: первое сооружение подобного типа за Уралом, построенное в начале 1980-х, остаётся единственным в Иркутской области. Надо отметить, вообще Железногорск очень спортивный город: лыжи беговые и горные, бокс, плавание – без преувеличения, большинство жителей занимаются тем или иным видом спорта. 

Отраслевые риски Железногорска

Спустя полвека в городе, конечно, многое изменилось, но его жизнь по-прежнему напрямую связана с Коршуновским ГОКом. Из 12 380 работающих, по данным городской администрации, 30,5% трудятся на комбинате. Это единственное в Восточной Сибири горно-обогатительное предприятие с собственной ресурсной базой. В состав добывающих активов входят два карьера: Коршуновский и Рудногорский с общим объёмом минеральных запасов по стандартам JORC на 31 декабря 2012 года порядка 192 млн тонн. Ежегодно Коршуновский ГОК добывает около 12 млн тонн руды, которая поступает на переработку на обогатительную фабрику. Годовой объём производства железорудного концентрата – около 4,5 млн тонн. 

Продукт комбината имеет низкое шлакообразование, легко плавится, не содержит вредных примесей, а все добавки, необходимые для использования в металлургическом процессе, присутствуют по природно-химическому составу. 

Впрочем, как следует из отчёта компании, в первом квартале этого года объём производства не удалось удержать на прежнем уровне – он снизился на 9% к январю – марту 2013 года и составил 950,5 тыс. тонн, а объём реализации упал на 9,3%. Основные потребители Коршуновского ГОКа – металлургические предприятия России и Китая. «В настоящее время наблюдается некоторое ухудшение конъюнктуры на глобальных сырьевых рынках, в связи с чем ситуация в горнодобывающей отрасли России недостаточно стабильна. 

Ситуация в чёрной металлургии России также неоднозначна, что повышает отраслевые риски», – говорится в отчёте компании. 

Тем не менее экономическую ситуацию в железногорской мэрии описывают как стабильную: «Безработица низкая. В городе работают 11 крупных, 209 мелких предприятий и 592 индивидуальных предпринимателя. Структура промышленности носит ярко выраженный моноотраслевой характер с абсолютным преобладанием горнорудной отрасли». А вот в структуре малого и среднего предпринимательства 80% приходится на сферу торговли и услуг населению. Это может привести к серьёзным социальным последствиям в случае снижения эффективности работы градообразующего предприятия, считают в администрации города.

В комплексном инвестиционном плане модернизации моногорода Железногорска-Илимского на 2010–2014 годы обозначены ключевые инвестиционные проекты: строительство металлургического комплекса, электрометаллургического завода по производству стали и проката, цеха эксплуатации оборотного локомотивного депо на станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД и реконструкция здания пункта технического обслуживания локомотивов оборотного депо станции. В рамках инвестпрограммы РЖД новый цех эксплуатации оборотно-локомотивного депо введён в эксплуатацию в декабре 2011 года. Цех закладывался на перспективу развития БАМа от Усть-Илимска на Богучаны и Белый Яр. Реконструкция и модернизация здания ПТОЛ сейчас продолжается, она даёт возможность проводить техобслуживание, ремонт и экипировку современных локомотивов (электровозы 3ЭС5К). Ранее такие локомотивы обслуживались на станции Северобайкальска.

Для проектов строительства металлургического комплекса по производству железа RCI (технология Rapid Cast Iron – «быстрый чугун») и завода по электрометаллургической выплавке стали и производству стального проката инвесторы пока не определены, хотя в качестве потенциальных в администрации Железногорска называют холдинг «Мечел-Майнинг» и ОАО «Коршуновский ГОК». 

Сам же ГОК, сообщили в администрации города, в настоящее время реализует инвестпроект по увеличению сырьевой базы. Чтобы ­обеспечить прирост запасов месторождения на 48 млн тонн руды, дно Коршуновского карьера понизят до отметки 105 м. 

Тёплый северный город

Добывающая промышленность и энергетика вносят наибольший вклад в доходы городского бюджета среди отраслей экономики.
ГОК и ТЭЦ-16 неразрывно связаны с самого рождения

Добывающая промышленность и энергетика вносят наибольший вклад в доходы городского бюджета среди отраслей экономики. ГОК и ТЭЦ-16 неразрывно связаны с самого рождения. Комбинат потребляет примерно треть тепла, которое производит сегодня станция. Прошедшая зима была теплее обыч­ного, так что ТЭЦ отпустила меньше тепла и сожгла меньше топлива. В целом минувший год станция по многим показателям отработала лучше, чем предыдущие, говорит её глава Сергей Черкасов. В 2013-м ТЭЦ выработала 73,736 млн кВт электроэнергии, практически на 1 млн кВт больше, чем в 2012-м. Пар больше срабатывался на лопатках турбин, поэтому меньше энергии ушло в потери, объясняет Черкасов.

Зимы в Железногорске суровые, а среднегодовая температура воздуха всего +0,2°С. От надёжности теплоснабжения зависит, без пре­увеличения, жизнь города. В 2004 году муниципалитет передал тепловые сети в аренду энергетикам, к 2010 году они перешли в собственность ТЭЦ-16, а персонал – в цех районных тепловых сетей (РТС). Десять лет назад организовать работу РТС поручили Валерию Слободчикову, на тот момент начальнику котлотурбинного цеха – «сердца» станции. Его опыт, знания, организаторские способности и отношение к делу помогли сформировать коллектив РТС в одно надёжное целое. «На ТЭЦ-16 пришёл в 1969 году, после окончания школы, учеником электрослесаря, – вспоминает Валерий Александрович. – Год отработал, в армию забрали. После армии поступил в Иркутский политехнический институт, попал в управление «Братсклес», отработал три года и снова пришёл на ТЭЦ – сначала машинистом турбин, потом старшим дежурным электромонтёром, начальником смены, начальником котлотурбинного цеха». Сегодня Валерий Слободчиков работает в РТС диспетчером. «Инцидентов на теплосетях сейчас не­много, – оценивает он ситуацию. – Когда сети приняли, их состояние было хуже». К прошлому году примерно треть трубопроводов обновили. Для РТС построили отдельное здание рядом с основной насосной, которая была полностью модернизирована к 2013 году. Установлены частотные преобразователи на перекачивающих сетевых насосах и светодиодные светильники в помещении. Соответственно расход электроэнергии и затраты компании снизились. 

Особенности коммунальной системы Железногорска связаны с расположением на склонах гор: здесь много насосных станций, поднимающих горячую воду к верхним домам. 

В этом году планируется, как и в прошлом, поменять около 2 км теплосетей в двухтрубном исполнении. Выявлять места, где необходимо вмешательство, поможет диагностический комплекс на колёсах на базе автомашины «Форд транзит». Машина просто нашпигована измерительной техникой: течеискатель, расходомер, толщиномер, тепловизор, трассоискатель, пирометр, ноутбук, фотоаппарат – чего в ней только нет. Можно более качественно готовиться к замене сетей, довольны тепловики. На одном из участков подрядчик начал работу ещё в мае, хотя станция закончила отопительный сезон одной из последних в Приангарье – 28 мая. Северное лето жаркое, но короткое, а сделать предстоит много. В этом году стоит задача повысить надёжность теплоснабжения 13 и 14 микрорайонов – коттеджный посёлок застраивался без проекта, это сложные сети, сегодня энергетики наводят там порядок. В прошлом году там уже поменяли участок по программе повышения эффективности производства «Иркутскэнерго», модернизировали узлы таким образом, чтобы и дальние участки обеспечить качественным теплом. Кроме того, на станции увидели снижение подпитки и затрат на хозпить­евую воду. 

Горный характер проблем

Месторождение железной руды, открытое в XVII веке,
в ХХ веке дало жизнь городу

Одна из проблем городского коммунального хозяйства тоже связана с гористой местностью – есть необходимость отведения талых и дождевых вод от фундаментов домов и других строений, однако система ливневой канализации требует ремонта, а в некоторых местах и устройства, констатируют в администрации. Ежегодно проходят локальные ремонты лотков, однако проблема требует комплексного решения, а предположительная стоимость первого этапа составляет 10 млн рублей. 

Значительно больше – порядка 250 млн рублей – требуется на ремонт местных дорог, однако недофинансирование этой статьи заметно невооружённым глазом. Автомобили в городе ездят небыстро – отчасти потому, что время здесь течёт спокойно и неторопливо, отчасти оттого, что водителям приходится постоянно лавировать между внушительными ямами. В 2012–2013 годах, объясняют в администрации, в Железногорске действовала муниципальная целевая программа по капитальному и текущему ремонту автодорог, согласно которой муниципалитет чинил дороги за счёт средств из областного дорожного фонда и бюджета города. Финансирование на 2014–2016 годы резко сокращено – объём дорожного фонда Железногорска на текущий год составляет 2,23 млн рублей, на следующие – 2,6 и 2,99 млн рублей соответственно. На 2014 год запланирован ремонт дороги по улице Иващенко за счёт средств народных инициатив на сумму 6,6 млн рублей.

Уменьшение дорожного фонда не даст как следует провести и ремонт придворовых территорий. «Планировочное решение города предусматривает сквозные про­езды мимо большинства многоквартирных домов, что ускоряет износ твёрдых покрытий придомовых территорий», – сообщают в администрации. В 2012-2013 годах за счёт соответствующей муниципальной целевой программы на ремонт дворов было направлено 9,7 млн рублей, а в этом запланирован ремонт лишь одного заезда на сумму 0,8 млн рублей, опять же, на средства проекта народных инициатив. Потребность же в финансировании оценивается в 60 млн рублей – ремонта требуют порядка 25 придомовых территорий и проездов к ним.

Большой переезд

По программе переселения на 2013–2015 годы новые квартиры должны получить 545 жителей из 21 аварийного дома

В 1960-х годах двухэтажные деревянные дома, в которые заезжали строители города и ГОКа, отвечали всем тогдашним требованиям комфорта. Через полвека многие из них пришли в негодность. В ветхом и аварийном жилье проживает сегодня более 1800 горожан. При финансовой поддержке федерального и областного бюджетов в Железногорске идёт переселение из таких домов. С 2008 по 2013 год по муниципальным программам 101 семья получила новые квартиры, построено четыре новых дома. По МЦП «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на 2011–2013 годы» переселено ещё 39 семей. 

По программе переселения на 2013–2015 годы новые квартиры должны получить 545 жителей из 21 аварийного дома. В прошлом году началось долевое строительство трёх домов для переселения 119 семей, возведение одного уже завершено, в апреле квартиры в нём получили 29 семей. В отличие от ремонта дорог финансирование переселения в этом году только увеличится: если в прошлом году на эти цели направлено 135,1 млн рублей, в том числе 78,6 млн из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 55,3 млн – из областного бюджета, 1,2 млн – из городского, то общая сумма на 2014-й превысит 157 млн рублей. Планируется начать долевое строительство домов ещё на 129 квартир. Переселение в целом идёт в плановом режиме, хотя и здесь есть свои сложности, сообщают в администрации Железногорска-Илимского.

«Три года назад город выглядел гораздо хуже, сейчас заметно, что власти что-то пытаются делать», – говорит один из жителей города. Возможно, расцвет Железногорска ушёл в историю вместе с комсомольскими стройками, и сейчас молодёжь отсюда больше уезжает, чем приезжает, но город продолжает жить и развиваться. Может быть, потому, что люди здесь особенные – спокойные, открытые, доброжелательные и умеющие работать. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры