издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыка без границ

К 75-летию Иркутской областной филармонии

  • Автор: Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ

В ноябре Иркутская областная филармония будет отмечать 75-летний юбилей. В культурной жизни региона филармония играет огромную роль. Любителям классического музыкального искусства прекрасно известно, сколько ярких гастролёров ежегодно выступает на её сцене. Известно и то, какими мощными творческими силами она обладает. Речь, разумеется, идёт о Губернаторском симфоническом оркестре, филармоническом народном ансамбле, камерном хоре Губернаторского симфонического оркестра, штате вокалистов и пианистов.

Думается, накануне юбилея будет уместным вспомнить имена тех, кто в разные годы ковал славу филармонии. Отрадно, что художественное руководство и дирекция учреждения уделили большое внимание сохранению памяти о днях минувших. В этом году были проведены концерты памяти ряда работников филармонии: первого дирижёра симфонического оркестра Игоря Соколова, подлинного виртуоза скрипичной игры Леонида Мессмана, скрипача и руководителя камерного оркестра Льва Касабова, альтистки Мины Володарской, кларнетиста Рафаэля Варшавского, скрипача Александра Беляева, литавриста Геннадия Третьякова. Ещё прошли вечера памяти хормейстера Владимира Шульги и баяниста Геннадия Моисеева. И наконец, 22 октября в органном зале филармонии состоялся концерт, посвящённый годовщине ухода из жизни яркого иркутского пианиста Дмитрия Баскова, много раз выступавшего в филармонии со сложнейшими программами. Но, безусловно, названные люди – лишь малая часть тех, кого стоит вспомнить в связи с юбилеем. Поэтому сохранение истории отнюдь не может ограничиваться серией концертов. 

Вот что недавно рассказал Рустам Мухамедьяров, директор Иркутской областной филармонии: «Праздновать юбилей мы начали с января нынешнего года. И весь год продолжаем эту работу. Конечно же, наша задача не забыть тех людей, которые здравствуют. Мы их поздравим в юбилейный вечер. Но ещё моя идея – открытие музея Иркутской филармонии. Сбор материалов поручен Арнольду Берковичу, опытному в подобных делах человеку. Но это в перспективе. А пока мы подготовили юбилейный буклет, где тоже есть историческая часть. Самое же главное то, что впервые создан фильм об Иркутской областной филармонии. Вообще я думаю, что филармония – это своеобразная Мекка, где должны быть сосредоточены лучшие музыкальные силы». 

Как мы видим, сейчас в филармонии бережно относятся к своей истории. Мне же в настоящей публикации хочется обратиться к тому времени, которое с каждым годом всё дальше и дальше уходит в прошлое. Расскажу о том, как работало это учреждение в первые десятилетия своего существования. Подготовить настоящий материал мне помогли архивные документы, найденные в ходе исторических исследований, статьи и заметки из старых газет, а также воспоминания очевидцев… 

Музыкальная жизнь Иркутска всегда развивалась крайне неравномерно. Однако бывали годы, когда она становилась особенно интенсивной. Таким периодом можно считать несколько концертных сезонов, последовавших за появлением у филармонии собственного концертного зала, торжественно открытого в октябре 1950 года. Высококлассные музыканты стали приезжать в город с гастролями значительно чаще, чем раньше. Изучая документы 1950–1952 годов, находим информацию, что в филармонии выступали артист Большого театра Давид Бадридзе, солистка Киевского оперного театра Мария Бем, скрипач Борис Гольдштейн, пианист Григорий Гинзбург, камерный и эстрадный певец Георгий Виноградов, вокалисты Всесоюзного радио Леонид Неверов, Надежда Казанцева и Михаил Михайлов… И это лишь некоторые артисты, приезжавшие в Иркутск в течение двух лет. А для того, чтобы перечислить всех известных людей, когда-либо выступавших в филармонии, газетной полосы явно не хватит. 

Участники струнного квартета филармонии Михаил Погодаев (виолочель) и Генрих Ланэ (альт)

Разумеется, и до открытия концертного зала филармония играла заметную роль в музыкальной жизни города. Но исполнительский штат в этом учреждении, образованном незадолго до войны, был невелик. Главными задачами филармонии в первое десятилетие её существования были культурное обслуживание районов области и организация выступлений гастролёров, которые по причине отсутствия концертного зала проходили на разных сценах города. Заслуживает внимание тот факт, что в 1945 году на базе филармонии был создан ансамбль сибирской песни и танца. Увы, существовал он недолго. Зато другое начинание этого же времени легло в основу многолетней просветительской деятельности филармонии. Речь идёт о создании музыкально-литературного лектория.  

Ведущим лектором-музыковедом Иркутской филармонии на протяжении долгих лет был Владимир Сухиненко, обладавший феноменальными познаниями в области музыкального искусства. Он не только вёл лекторийные концерты. Перед каждым крупным концертом симфонической или камерной музыки он выступал со вступительным словом. Этот человек теперь стал настоящей легендой нашего города. Многие помнят его как яркого музыкального критика и педагога музыкального училища. А главное, что в филармонии Сухиненко начал работать ещё в первые послевоенные годы, а прекратил свои выступления, когда ему было порядка восьмидесяти лет. Вот что вспоминает художественный руководитель Иркутской филармонии Марина Токарская, которая в качестве лектора-музыковеда приняла эстафетную палочку из рук Сухиненко: «Это был человек, который для меня явился маяком при выборе профессии. Я очень хотела быть на него похожей. Впрочем, понимала, что достичь этого сложно, поскольку его энциклопедическая осведомлённость  формировалась долгие годы. Поэтому всю жизнь учусь, поскольку это и есть залог движения вперёд». 

В 1950-х в связи с появлением концертного зала и изменением концепции работы филармонии исполнительский штат учреждения заметно увеличился. Иркутяне старшего поколения, вероятно, помнят тех, кто работал здесь в это время. Например, вокалистов Зою Евдокимову, Маргариту Титову, Николая Осокина, Дину (Декабрину) Калаганову, Зою Орлову, Евгению Бобрышеву, концертмейстеров Надежду Мыш, Ираиду Патрушеву, Нину Игнатьеву, Рахиль Литхен. В те же годы в Иркутской филармонии начал свой творческий путь певец Леонид Харитонов, ныне народный артист России. 

Одним из главных событий в работе учреждения начала пятидесятых явилось создание оперного ансамбля. Коллективом руководил Арнольд Львов. Согласно архивным документам, вообще-то он был дирижёром, однако в филармонии стал настоящим режиссёром (работал над операми в содружестве с режиссёром Орловским). Вместе с вокалистами филармонии, вошедшими в состав ансамбля, Львов подготовил самые настоящие постановки опер «Евгений Онегин», «Травиата» и «Царская невеста». Оперы шли под рояль, однако артисты были в гриме и костюмах, а на сцене присутствовали лёгкие декорации. Правда, хоровые сцены из «Евгения Онегина» исключили, а в «Травиате» они исполнялись ансамблем солистов. И всё же постановки опер были важны тем, что являлись первыми крупными работами филармонии, осуществлёнными без привлечения сторонних сил. 

В 1950 году после окончания Московской консерватории в Иркутск приехала Любовь Семенцова, а через год – Людмила Холодилова. Эти одарённые пианистки сразу же начали активную концертную деятельность, продолжавшуюся на протяжении долгих лет. Зал Иркутской филармонии помнит немало ярких программ, в которых они выступали. Их имена в кругах любителей классической музыки и сегодня произносят с благоговением. 

Концерты симфонической и хоровой музыки, проходившие в концертном зале филармонии в 1950–1953 годах, проводились силами симфонического оркестра и камерного хора, которые существовали при Иркутском радиокомитете и являлись ведущими музыкальными коллективами области. Руководил их работой (и хора, и оркестра) Василий Патрушев. Вторым дирижёром симфонического оркестра был Гаспар Торикян, выпускник Ереванской консерватории, в высшей мере успешно работавший в Иркутске. Но весной 1953 года коллективы радио были распущены. Это стало серьёзным ударом по музыкальной культуре города. Достаточно отметить то, что профессиональный камерный хор, подобный по уровню, репертуару и составу тому, что был на радио, вновь возник в нашем городе лишь недавно. Речь, конечно же, о филармоническом камерном хоре, которым руководит Елена Бояркина. 

И всё-таки в 1953 году музыкальная культура Иркутска не умерла. Уже осенью в филармонии появился струнный квартет. В его составе играл в качестве альтиста крупнейший иркутский композитор Генрих Ланэ. Квартет успешно работал на протяжении нескольких сезонов. В годы его существования Ланэ сделал ряд переложений классических  арий и романсов для выступлений певцов-солистов со струнным квартетом. Также им были созданы переложения «Пчёлки» Шуберта и «Полёта шмеля» Римского-Корсакова для квартета с солистом-скрипачом.

Василий Патрушев, одарённый иркутский хормейстер и настоящий энтузиаст музыкального просветительства, очень переживал, что город остался без полноценного симфонического оркестра и профессионального хора. И этот человек, насколько мог, решил эти проблемы. Во-первых, он очень скоро довёл до профессионального уровня хор Иркутского мединститута, с которым работал ещё с довоенного времени. Впоследствии коллектив блестяще выступил в Москве и Таллинне. Во-вторых, известно, что уже весной 1954 года Патрушев собирал оставшихся в Иркутске музыкантов симфонического оркестра радио. Объединясь, они образовали достаточно мощный коллектив, при участии которого проводились полноценные концерты. Через некоторое время Патрушев стал художественным руководителем филармонии и основал здесь нештатный  симфонический оркестр. Но все понимали, что необходимо утвердить статус коллектива на официальном уровне. В 1957 году с оркестром выступал в качестве дирижёра приехавший на гастроли Дмитрий Кабалевский. Музыканты во главе с Патрушевым попросили известного композитора помочь с тем, чтобы как можно скорее вышел приказ об официальном создании коллектива. Кабалевский сделал всё возможное и сообщил, что в 1958 году оркестр, вероятно, будет создан. Так оно и произошло.

В январе 1959 года штатный симфонический оркестр филармонии дал свой первый концерт. В программу этого исторического выступления вошли увертюра к опере «Оберон» Вебера, симфония соль-минор № 40 Моцарта, увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, сцена и вальс из балета «Лебединое озеро» Чайковского, сюита Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», а также вокальные номера. Дирижёрами коллектива стали выпускники столичных консерваторий Игорь Соколов и Юрий Перцев. Нельзя не сказать и о первом концертмейстере оркестра – скрипаче Романе Крупенине, запомнившемся иркутянам в качестве яркого солиста. Но через несколько лет он покинул наш город. Вообще в состав штатного оркестра влилось немало способных  музыкантов молодого поколения, окончивших лучшие консерватории страны. Однако играли в его составе и ветераны, ранее работавшие на радио. Например, долгое время в оркестре филармонии был занят гобоист Всеволод Чусов, который начал выступать в составе музыкальных коллективов города ещё в конце двадцатых годов. 

В разные годы в симфоническом оркестре филармонии играло немало сильных музыкантов, поэтому назвать всех попросту невозможно. Автор этой статьи с большим интересом беседовал с ветераном оркестра, известным в Иркутске кларнетистом Георгием  Бичевиным. Вот что он вспоминает о группе духовиков: «У нас было немало ярких музыкантов. В духовой группе многие имели лишь среднее музыкальное образование. Но как играли! Заслушаешься… Например, тромбонист Геннадий Поздняков. Он великолепно играл один из вальсов Шопена. Казалось, никто, кроме него, такого не мог. Или вот был у нас трубач Иннокентий Козлякин. Его даже похвалил известнейший симфонический дирижёр Константин Иванов, приезжавший к нам на гастроли. Маститый дирижёр сказал: «Таких, как вы, Иннокентий Георгиевич, стоит показывать в Москве, чтобы знали, как необходимо играть».  

В памяти иркутян осталось немало ярких концертов, которые шли на сцене Иркутской филармонии полвека назад. Одним из главных их участников был молодой пианист Дмитрий Басков, приехавший после окончания Ленинградской консерватории. Запомнились жителям города и выступления виолончелиста Валентина Тихонова. В 1965 году в Иркутскую филармонию прибыли два ярких музыканта: на место главного дирижёра – Виктор Барсов, на должность концертмейстера оркестра – Леонид Мессман.    Первый запомнился тем, кто с ним работал, как необычайно активный человек, умевший приглашать ярких гастролёров и добывать нотный материал, который, как известно, весьма дефицитен. Именно в тот период, когда коллективом руководил Барсов, симфонический оркестр выступал со многими крупными деятелями музыкального искусства. В эти годы на гастроли приезжали пианист Яков Зак, певцы Павел Лисициан и Ефрем Флакс, пианист и композитор Борис Тищенко, дирижёры Константин Иванов (о его гастролях уже упоминалось) и Карл Элиасберг. Когда немецкий Карл-Маркс-Штадт стал побратимом нашего города, Барсов тут же установил связи с музыкантами из ГДР. Впоследствии лучшие музыканты Иркутской филармонии и сам Барсов побывали с гастролями в Карл-Маркс-Штадте. 

Леонид Мессман

Что же касается Леонида Мессмана, то многие современники отзывались о нём как о музыканте всесоюзного масштаба. Увы, превратности судьбы помешали этому скрипачу высочайшего уровня добиться должного признания. Зато он стал настоящим украшением иркутской сцены. Мессман часто выступал как солист, виртуозно исполняя произведения камерного плана. Он сыграл с оркестром скрипичные концерты Мендельсона, Венявского, Хачатуряна, Розенфельда. По словам ветеранов филармонии, Мессманом были сделаны яркие переложения для скрипки ряда знаменитых вещей – «Ариозо Канио» из оперы «Паяцы» Леонковалло, «Баркаролы» Чайковского и «Жаворонка» Глинки. Впрочем, об этом уникальном музыканте и его судьбе «Восточно-Сибирская правда» рассказывала не раз.

Было в филармонии и немало ярких певцов-солистов, из которых любители вокальной музыки выделяют Клима Самарина, называя его «иркутским Лемешевым». Дело в том, что певец не только имел очень сильный голос, но также обладал удивительно высоким уровнем вокальной культуры. Долгие годы этот человек руководил музыкальной школой в Шелехове, но при этом активно выступал в филармонических концертах.    

Марина Токарская с удовольствием вспоминает о ветеранах филармонии: «Если говорить о Самарине, то это наш иркутский соловей. Имел богатейший теноровый репертуар. Когда я в филармонии  начинала работать как музыковед, то постоянно участвовала в концертах, где он выступал. Самарин – уникальный певец, который и в зрелом возрасте сохранял молодой и очень красивый голос. Когда в 1992 году я стала художественным руководителем филармонии, Клим Георгиевич уже ушёл на пенсию. Но преподавательской деятельностью он занимался до последних дней и у нас иногда выступал. Вообще мы всегда поддерживали тёплые отношения со многими ветеранами филармонии. Например, я дружила с Диной Калагановой. Часто созванивались. Она много рассказывала о прошлом. Дружескими были и отношения с Нинель Перфильевой, она тоже наш ветеран, была танцовщицей. Хочется вспомнить многих. Например, певцов Людмилу Ефимову, Тамару Филатову, Зою Дмитрусенко, Анатолия Захарова… А что уж говорить о тех людях, с которыми довелось немало лет работать, как, например, со Львом  Касабовым, который всегда восхищал как скрипач-солист. А потом ещё и камерным оркестром успешно руководил…».

Итак, сегодня мы перелистали лишь некоторые страницы богатейшей истории Иркутской филармонии, ограничиваясь временным интервалом в три десятилетия. Но главное, что лучшие традиции продолжают жить и развиваться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры