издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не ставьте гения в угол

Не ставьте гения
в угол

Одаренные дети
появляются во все времена. Но
одаренность всегда носит печать
времени…

Маленький
мальчик писал детектив. По замыслу
юного Сименона, преступник должен
был ограбить банк среди бела дня.
Чтобы отработать версию подобного
ограбления, ребенок зашел в
сберкассу за пять минут до
обеденного перерыва и спрятался
под стол. Когда служащие ушли
обедать, грабитель-экспериментатор
взял крупную сумму, а по окончании
перерыва затерялся в толпе и
незамеченным вышел на улицу. Через
полчаса довольный успешным исходом
операции юный писатель невозмутимо
вернул всю сумму кассирам и
милиционерам.

Другой маленький
мальчик увлекался химией. Во дворе
парень пользовался большим
авторитетом по части пиротехники и
всяческих спецэффектов. Но в семье
хобби сына недолюбливали. И было за
что. Как-то раз юный химик поместил
с трудом добытый им белый порошок
соли ртути в удобную колбу для
специй с надписью "соль". К
счастью, обошлось без жертв.

Столь
неординарные, порой шокирующие
детские поступки свидетельствуют
не о падении нравов, а, скорее, о
проявлении наиболее ярких
способностей и интересов детей, об
их умении найти нестандартный
подход к решению своих (и чужих)
повседневных проблем. Эти
необычные дети сразу привлекают к
себе внимание. Про таких говорят:
"Далеко пойдет".Однако не все
взрослые, кто сталкивается с этим
феноменом, осознают, что имеют дело
с личностью незаурядной, одаренной.

Еще совсем
недавно едва ли не единственным
критерием одаренности ребенка
признавался коэффициент
интеллекта (IQ). Однако наблюдение за
тем, как складывается судьба людей
с высоким IQ, позволило
предположить, что главным
критерием успеха в жизни является
не интеллект сам по себе, а две его
составляющие — эмоциональная и
практическая. Те, кто хорошо ладит с
людьми, пользуется любовью у
окружающих и умеет завоевывать
расположение у тех, от кого зависит
карьера, чувствуют себя в жизни
гораздо комфортнее необщительных и
странных гениев — неуживчивых,
амбициозных и постоянно
конфликтующих с руководством.

По мнению
специалистов, одаренными можно
назвать детей, демонстрирующих
высокий уровень достижений в одной
или нескольких сферах
деятельности: интеллектуальной,
академических достижений,
творческого мышления,
художественной деятельности,
спортивных успехов.

Отдельно выделяют
одаренность в сфере общения,
лидерства и руководства. Именно с
этим видом одаренности
прагматичные американцы связывают
большие надежды.

Психологи
отмечают определенный
антиинтеллектуализм американского
общества. "Есть что-то в
американском характере, что не
принимает юных умников", — пишет
один из ведущих специалистов по
работе с одаренными детьми М.Карне.
— Никто не может сказать, почему.
Спортивные и художественные
таланты воспринимаются
положительно. Но интеллектуалы
людей раздражают".

Поэтому не все
родители воспринимают открытие
одаренности своего малыша с
восторгом: "Я не хочу, чтобы он
был гением. Пусть будет нормальным,
счастливым, приспособленным к
жизни ребенком". Но что значит
нормальный применительно к
одаренному ребенку? Для такого
малыша вполне нормально быть
любознательным, энергичным,
чувствительным, сообразительным,
все помнить, хорошо говорить и быть
весьма самостоятельным.

При всем
негативном отношении американцев к
интеллектуалам в Америке
существует довольно стройная
система служб и агентств,
ответственных за поиск и отбор
одаренных и талантливых детей.
Разработаны единая
общенациональная и ряд
региональных программ под общим
названием Gifted and talanted children.
Индивидуальная программа развития
ребенка составляется специалистом
в области одаренности, который
отслеживает прогресс и рост
ребенка в течение определенного
времени. Родители и психологи
принимают самое непосредственное
участие в этой работе, оказывая
поддержку юному гению. Дети с IQ выше
140 находятся под самым тщательным
наблюдением не только
педагогических структур. В Англии в
1950 г. создано общество МENSA,
объединяющее людей с высоким IQ.
Россия является самым мощным
поставщиком детских талантов для
стран, где реально их ценят.

Образ
вундеркинда, тощего маленького
хлюпика и очкарика, бледного
книжного червя, застенчивого и
мнительного, все сильнее
вытесняется другим. Этот новый
деловит, прагматичен, предприимчив
, за словом в карман не полезет и,
как правило, красив. Выглядит он
нисколько не бледнее сверстников, а
порой и просто пышет здоровьем.
Подвижность, готовность что-нибудь
придумать, искорки в глазах,
какой-то внутренний свет делают
этого чудо-ребенка очень
обаятельным.

Часто такие дети
поражают богатым словарным
запасом, заставляя взрослых
временно терять дар речи. Выуживая
четырехлетнюю дочь из лужи, мама
услышала в свой адрес гневное
заявление: "Вам не удастся
вырастить херувимчика из человека,
которого постоянно бьют! Будешь тут
улыбчивой!". И такие перлы дитя
выдает каждый день.

Нешаблонное
мышление проявляется во всем.
"Помидор, огурец, лук — как это
назвать одним словом?", —
спрашиваешь у дошкольника. Почти
все отвечают правильно — овощи. Но
найдется один, который скажет:
салат.И невозможно не рассмеяться.
Такие, чего не знают, догадаются или
придумают. В списке незнакомых слов
уверенно пропускает
"штангенциркуль". "А что это
такое "по-твоему"? — "Это
штангист в цирке".

Чувствительны к
социальной несправедливости,
дорожат свободой и
самостоятельностью. Поэтому
что-либо навязывать и давить на них
бесполезно. Но можно убедить.
Особенно ценят юмор и находчивость.
Учитель требует, чтобы возмутитель
спокойствия покинул класс. Собирая
портфель, девятилетний нарушитель
справедливо замечает: "Каждый
человек имеет право на труд".
"И на отдых", — не растерялся
педагог. "В самом деле", —
соглашается ребенок и спокойно
оставляет аудиторию.

Очень
сентиментальны. Горько оплакивают
серенького козлика и глупого
мышонка, предпочитая
жизнеутверждающие сказки и
позитивные установки. Требуют
немедленного спасения морских
котиков, настаивают на личной
встрече с Кусто. Также необходимо
срочно помочь голодающим в Африке и
что-то решить с проблемой беженцев.

Не всегда удается
правильно определить, какой из
талантов следует развивать в
подрастающем гении. Бывает, интерес
к музыкальным инструментам
проявляется наиболее ярко при
попытке их разобрать. Та же участь
постигает приборы бытовой техники.
Стоит ли говорить о демонстрациях
моделей сезона юной леди для
восхищенных подружек, когда в
одночасье мама может лишиться
всего гардероба.

Становится ясно,
что жизнь с такими детишками не
скучная и иногда обходится дорого,
если не соблюдать технику
безопасности. Поэтому следует
прислушаться к советам педагогов и
психологов, имеющих опыт общения с
одаренными и талантливыми детьми, а
также родителей, непосредственно
пострадавших от своих
непредсказуемых отпрысков.

Постарайтесь не
испортить отношений с ними с самого
начала. Не позволяйте себе
негативно окрашенных высказываний
типа "великий химик" или
"актриса погорелого театра". В
случае причинения материального
ущерба лучше употребить что-нибудь
нейтральное, например: "Горе ты
мое луковое". Скорее всего, вы еще
не составили генеалогического
древа. Поэтому одному Господу Богу
известно, что за гремучая смесь
генов проявилась в вашем гибриде.
Возможно, ему предстоит получить
Нобелевскую премию, Кубок мира или
отхватить пару "Оскаров" в
недалеком будущем.

Не вздумайте
воспитывать! Во-первых, вы сами не
знаете, как жить правильно.
Во-вторых, на каждое ваше слово ваша
крошка найдет два — процитирует
классиков отечественной и
зарубежной педагогики, осветит
противоположные теории по данному
вопросу, предложит свое
оригинальное решение. Тут вам и
новизна, и актуальность. Не
отчаивайтесь и не впадайте в
гипнотический транс, когда ваш
интеллектуальный монстр начинает
свой пространный монолог. Если же
вы все-таки имели неосторожность
вступить в дискуссию с потомками,
держитесь до последнего,
выигрывайте время — они быстро
утомляются.

Не доверяйте
тишине. Есть старинная примета:
если в доме тихо, значит, ваш
отпрыск занят творческим
процессом, проще говоря, пакостит.
Воспитанника в идеале нужно видеть
и слышать. В крайнем случае — одно
из двух. Также будьте бдительны к
чистоте. Ничего хорошего это не
сулит. Как минимум, вас вызывают в
школу.

Не ввязывайтесь в
конфликты! Пусть вами движет
инстинкт самосохранения. Такие
дети добиваются своего. И не
отчаивайтесь: иногда они все-таки
спят!

Дарья
МОРОЗОВА, Телеинформ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры