издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смех -- момент для раздумья

Смех — момент
для раздумья

В Драматическом
театре им. Н.П. Охлопкова

Александр
СОБЕННИКОВ, доцент

Новый
спектакль Геннадия Гущина необычен
уже тем, что состоит из двух
одноактных пьес "Предложение"
А.П. Чехова и "Дом окнами в
поле" А. Вампилова и одного
рассказа В.М. Шукшина. Герои Чехова
— дворяне, герои Вампилова —
сельская интеллигенция, герой
Шукшина — шофер. Диапазон времени —
80-е годы XIX века и 60-е годы века XX.
Режиссер нашел точное определение:
хорошие люди. Важны не социальные
различия, образ жизни; главное — все
они хорошие люди…

В драматическом
действии многое зависит от логики
характера: куда заведет героя эта
самая логика. Но у Чехова,
Вампилова, Шукшина первична жизнь,
где есть место смешному и
печальному, высокому и низкому,
анекдоту и притче. В жизни многое
аналогично и немотивированно.
Человек приехал сделать
предложение и жестоко ссорится с
невестой; другой зашел проститься
перед отъездом и остался навсегда;
вечный молчун неожиданно
разговорился. Да как! Написал
рассказ.

Герои смешны в
своей детскости, в стремлении
восстановить справедливость. Чьи
Воловьи лужки: Ломова или Чубукова?
Чья собака лучше: Угадай или
Откатай? Каждый уверен в своей
правоте и не хочет слышать другого.
Но ведь Чехов только чуть шаржирует
то, что присуще каждому из нас.

От шукшинского
героя ушла жена. Несправедливо
поступила женщина. Ну, а зачем
рассказ-то печатать? А чтобы
"они" там, в городе, прочитали и
"им" стыдно стало. Далекий
город, городская цивилизация манят
молодого учителя, попавшего по
распределению в сельскую школу. А.
Вампилов ненавязчиво приводит
своего героя (и зрителей) к
пониманию простой истины: дом
Третьякова — это "дом окнами в
поле".

Вместе с тем
спектакль Г. Гущина вовсе не о
преимуществах простой,
естественной жизни в деревне.
Режиссер "снимает" социальные
и культурные противоречия (усадьба
— изба, город — деревня), выстраивая
на сцене единое пространство Дома.
И в центре Дома — стол. Свадьба и
похороны, чаепитие и винопитие,
раздор и согласие — вот что значит в
жизни русского человека стол. И мы
уже забываем: какой век-то на сцене?
Откуда они, такие похожие в
чудачествах друг на друга, герои?
Спектакль играется на малой сцене,
расстояние, разделяющее актеров и
зрителей, минимальное. Его почти
нет. Мы такие же, как они. Тоже
хорошие люди…

И еще. Режиссеру
удалось почувствовать особую
природу русского смеха.
Екклесиастическую в своей основе.
Мы смеемся, потому что на сцене
фарс, потом анекдот, а потом?.. Время
смеяться и время плакать? Смех в
традициях русской литературы —
исходный момент для раздумья.

Финансовое
содействие спектаклю оказало АООТ
"Мясокомбинат Иркутский".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры