издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Директорами не рождаются...

Директорами
не рождаются…

Светлана ЖАРТУН

В
самый большой театр Иркутска —
музыкальный назначен новый
руководитель Владимир Шагин. Он
долгие годы работал в филармонии,
занимаясь организацией гастролей в
нашем городе звезд российской и
зарубежной эстрады. С 1991 года стал
заместителем директора театра. Его
переход на должность директора не
стал неожиданностью для
коллектива.

Руководить
театром во все времена было трудно
— творческие люди плохо
подчиняются дисциплине, их
эмоциональные порывы часто входят
в противоречие с логикой здравого
смысла. А если к актерам в театре
прибавить еще всех работников его
многочисленных цехов — лифтеров,
монтеров и монтировщиков (это
разные профессии), то директор
становится похож на фокусника,
ловко владеющего секретами своего
иллюзиона.

Сегодня
российские театры переживают не
лучшие времена, иркутские — тоже.
Как многие бюджетные организации,
они "недофинансируются и
недоснабжаются", часто впадая в
отчаяние по поводу экономических
невзгод. В такой ситуации
ответственность директора
увеличивается, его психологические
нагрузки начинают
"зашкаливать" за все
допустимые нормы охраны труда.

— Как
чувствует себя Владимир Шагин,
сменивший уважаемого и любимого
всеми Дмитрия Валентиновича
Скоробегова — директора, которого
коллектив недавно с почестями
проводил на пенсию?

— Волнуюсь. В
музыкальном театре сегодня служит
более трехсот человек. Все они
очень разные, и каждый по сути
работает за двоих (по штатному
расписанию нам положено шестьсот
сотрудников).

Коллектив
пользуется доброй славой не только
в области, но и далеко за ее
пределами. Поклонники таланта
многих наших актеров, наверное,
помнят, какой громкий успех имел
театр на гастролях в Москве осенью
прошлого года. Не хочется уронить
планку творческих достижений,
нарушить его добрые традиции.


Зрители ходят на спектакли и видят
результаты творческой работы
театра. А что за его кулисами?
Наверное, как у всех, сплошные
проблемы?

— Эти вечные
проблемы! Они начались еще с того
момента, когда девять лет назад
здание принимали к эксплуатации с
колоссальными недоделками. Уже
тогда вызывало особую тревогу
водоснабжение, сегодня оно
оказалось в аварийном состоянии.
Правда, заместитель главы
городской администрации Сергей
Брилка обещает наладить систему за
летний сезон, но это наш самый
больной вопрос.

Сколько сил
пришлось приложить, чтобы улица
Седова, на которой расположен
театр, наконец-то стала освещенной
и наши зрители могли расходиться по
домам, не держась в темноте за
заборы.


Работая заместителем директора по
хозяйственной части, вы как раз и
занимались решением этих проблем.
Сколько стоит сегодня содержание
вашего здания и поддержание
порядка на прилегающей к нему
территории?


Вспоминается, как десять лет назад
многие иркутяне посмеивались над
громоздкой монументальностью
нового строения города. Сегодня оно
"прижилось", вписалось в его
архитектурный строй. Нам бы
хотелось, чтобы оно не теряло своей
внешней и внутренней
привлекательности. Но делать это с
каждым годом становится все
труднее. Сегодня его содержание
обходится в полтора миллиона новых
рублей, брать которые неоткуда.
Самому театру никогда не
заработать таких денег, даже если
мы приблизим стоимость билетов к
московским расценкам. Да и можно ли
это делать в городе, в котором
театральная публика — это в
основном педагоги и врачи?

— Мы
ходим по замкнутому кругу, уповая
на милость городской и областной
администраций, потому что и здесь
существуют "ножницы": по
статусу театр областной, но ходят
сюда главным образом иркутяне.
Хорошо бы, заботы о его содержании
поделили между собой обе эти
структуры. Хозяйственные вопросы,
естественно, не основные в работе
театра?

— Конечно.
Эти проблемы только вершина
айсберга. Весь механизм нашей
работы сводится к одному —
качественному и полноценному
выпуску спектаклей. Здесь тоже
существует множество "но": за
последнее время у нас почти не
менялась трупа — нет молодого
героя, героини, субретки. Не в
надлежащем состоянии находится
балет, ослаблены составы оркестра и
хора.

— Но
разве это проблема? Театральные
вузы и консерватории не закрылись.
Почему бы вам не пригласить
выпускников, ведь не у каждого есть
возможность устроиться на работу в
столичном городе?

— А вы знаете,
что такое приглашать? Это взять на
себя ответственность за их жизнь в
городе. Надо предоставить жилье,
которое театрам в последнее время
не выделяется. Мы хлопочем о том,
чтобы нам выделили ведомственные
квартиры — фонд, который бы
принадлежал только театру. Приехал
актер, поработал, не понравилось —
уехал. На освободившуюся
жилплощадь можно приглашать
других. Пока этот вопрос не будет
решен, не будет в театре и молодежи.

Правда, в
театральном училище в следующем
году выпускается курс "Актер
музыкального театра", руководит
которым наш главный режиссер
Наталья Печерская. Мы ведем
переговоры с училищем культуры,
чтобы на его базе готовить артистов
балета. Как видите, пытаемся решать
кадровые вопросы местными силами.
Но беда заключается еще и в том, что
у всех работников театра мизерная
зарплата. Актеры часто переносят
колоссальные эмоциональные и
физические нагрузки, несравнимые
даже с затратами спортсменов, но у
нас нет "сборов", некоторым
порой приходится просто голодать.

— Но
именно актеры вашего театра
сегодня востребованы. Повсюду
проводятся презентации,
официальные и неофициальные
приемы, на которые приглашаются
солисты, музыканты, балет. Им есть
где подработать…

— Эта
занятость "на стороне" —
наибольшая беда нашего коллектива.
Артисты порой так
"урабатываются", что некоторым
не хватает сил и голоса для
основной сцены. Хочется, чтобы
сотрудники театра получали
достойную зарплату и могли
обеспечивать себя, свои семьи без
унизительных для самолюбия
"халтур".


Сегодня многие бюджетные
организации уповают на помощь
спонсоров, на возможность решать
свои насущные проблемы за счет
финансирования коммерческих
структур. Вы находите таковых?

— Нет,
просить деньги унизительно. А вот
вступать в долгосрочное
сотрудничество — другое дело.
Например, сегодня большая группа
ведущих актеров театра отправилась
по железной дороге в гастрольную
поездку по городам Усть-Кут, Братск,
Тулун, Тайшет, Зима, Черемхово. Там
театр работает на станциях
бесплатно. Мы возрождаем добрую
традицию прошлых лет — выступление
с концертами перед зрителями прямо
на их рабочих местах. С управлением
Восточно-Сибирской железной дороги
мы подписали договор о совместных
мероприятиях, большинство из
которых будут посвящены 100-летию
ВСЖД. Такая же договоренность у нас
есть и с правлением
"Иркутскэнерго".

Сегодня люди
все чаще ходят в театр, на концерты,
получая колоссальный заряд энергии
и отдохновения от повседневных
забот. Многие руководители, понимая
это, сами обращаются к нам за
помощью, организуя досуг своих
сотрудников.

— По
окончании гастрольной поездки
сезон в вашем театре закрывается?

— Нет, 24 июня
у нас состоится премьера спектакля
"Звезда и смерть Хоакина
Мурьеты" на музыку композитора
Алексея Рыбникова — Это третья
после "Юноны и Авось" и
"Иисуса Христа…" постановка
рок-оперы. А в июле Мирон
Луковецкий, режиссер, который в 70-е
годы возглавлял театр музыкальной
комедии в нашем городе, будет
работать над опереттой Жака
Оффенбаха "Графиня
Геральдштейнская".

Мы работаем и
хотим, чтобы иркутяне и гости
нашего города смотрели летом
премьеры — спектакли, которые и для
артистов, и для зрителей всегда
становятся праздником.

Владимир
Шагин — молодой и очень энергичный
человек. Он хорошо знает и любит
свой коллектив. Хорошо, чтобы под
его руководством театр сохранил и
приумножил традиции, со всей
полнотой раскрыл свой творческий
потенциал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры