издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Традиция -- душа державы

  • Автор: Татьяна КОСТАНОВА, "Восточно-Сибирская правда"

Традиция
— душа державы

"Традиции
сибирской интеллигенции" — этой
теме была посвящена международная
научно-практическая конференция,
которая прошла 7- 8 октября в
гуманитарном центре имени семьи
Полевых в рамках Дней русской
духовности и культуры. Прошли
встречи ученых, деятелей культуры
Иркутска, Германии, Монголии,
Владивостока, работали секции
краеведения, образования и
воспитания, народных традиций.
Завершил конференцию "круглый
стол" "Международные связи
сибирской интеллигенции".

* * *

Традиция —
часть прошлого, которой мы помогаем
перебраться в будущее.
Интеллигенция — научная,
культурная, говоря в общем,
гуманитарная — искала в ворохе
сведений, ощущений и фактов начала
сегодняшних исторических коллизий.
Доцент экономической академии
Валерий Ткачев деликатно
разоблачал господствующую сегодня
чувственно-эротическую культуру и
пессимистическое,
индивидуалистское мироощущение. Он
— яркий приверженец традиции и,
ратуя за отброшенные сегодня
общественные идеалы, осуждает
измену нашим ценностям и всякого,
кто "меняет убеждения, как платки
во время насморка". Так хотелось
бы с ним согласиться. Но сам же В.
Ткачев рассказал
многозначительные истории о том,
как не нашли понимания на стезе
общественного служения Белинский и
Лермонтов, как могла бы пройти
гипотетическая встреча Аркадия и
Егора Гайдаров ("Не дай Бог, у
деда оказалась бы под рукой
шашка…") — и все надежды на
построение здания нового
общественного идеала на фундаменте
жесткой традиции рухнули, как
карточный домик. Да, европеец
никогда не учил китайца, и у России
свой путь. Но разве это — такая
торная дорога? Тоталитарная
историческая схема рухнула,
считает Александр Маджаров,
профессор ИГУ, и это для историка
благодатное время — время
размышлять. В поисках исторической
идентификации сегодняшнего дня в
координатах веков Маджаров
обратился к имени и творчеству
историка прошлого века Щапова. Сын
русского пономаря и
крестьянки-бурятки, он давал советы
самому Александру II. Умер нищим под
забором. Этот удивительный человек
пытался построить свою
тоталитарную историографическую
схему, связать в единую нить
прошлое, настоящее, будущее. Его
поразило, что в истории Карамзина
нет НАРОДА. Но кто же творит
историю? И Щапов в основание своей
историографии кладет новые
краеугольные камни: народ — свобода
— территории — природа…
Следственно, если "народ
безмолвствует", то какие бы
теории ни были придуманы, движения
вперед не будет. Кстати, в Иркутске
до сих пор нет не только музея, но
даже и уголка, посвященного нашему
земляку Щапову. Не представлен в
материальной памяти города и
капельмейстер 26-го
Восточно-Сибирского полка Евгений
Михайлович Дрейзин, композитор,
автор многих замечательных маршей,
вальсов, в том числе знаменитой
"Березки". "Амурских
волн". А ведь его судьба тесно
была связана с Иркутском, об этом
напомнил нам гость из Владивостока
писатель Владимир Лупач.

Профессор
ИГУ Болеслав Шостакович в рассказе
об истории формирования сибирской
интеллигенции на примере рода
Шостаковичей привел пример
солидарности оппозиции в прошлом
веке, каких бы взглядов она ни
придерживалась. Леонид Любимов,
говоря о традициях русской
журналистики в Сибири, с немалой
долей сарказма отметил, что газеты
Иркутска в прошлом веке сохранили
иммунитет против желтизны. Какие
начала положит наша интеллигенция
в котомку традиции? Ведь традиция —
душа державы, так говорил Пушкин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры