издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сказка из камня и бересты

Сказка
из камня и бересты

Наталья ЛЕНКОВА

Выставка
хайтинского фарфора, байкальского
камня и берестяных изделий в Доме
фольклора и ремесла не принадлежит
к числу заметных событий
культурной жизни Иркутска.
Внимание искусствоведов и
известных художников чаще всего
бывает обращено к крупным
выставкам, спорным и увлекательным
для них.

Но есть свои
преимущества и у маленьких
выставок, где правдиво и просто
представлены в экспозиции предметы
реального бытия. Такие экспозиции
дают повод присмотреться к,
казалось бы, надоевшей выточенной
из резного камня вазы или шкатулки,
привычного фарфора или
незатейливой бересты.

Разговор о
выставке справедливо будет начать,
вернувшись в августо-сентябрьские
дни прошлого года, когда крупнейший
обвал рубля не помешал областной
администрации в скором порядке
дать согласие правительству
республики Южная Корея на участие
во Всемирном культурном ЭКСПО-98 в
городе Кенджу. Комитет по культуре
областной администрации принял
решение — выставку сформировать из
произведений иркутских художников,
работ фотохудожников и народных
умельцев. Так и произошло.

Экспозиция
составлялась трудно. В Доме дружбы
г. Кенджу, наш павильон, к нашему
огорчению, был обставлен подиумами
плохой конструкции и выкрашен в
безумный апельсиновый цвет. Девять
дней упорного творческого и
физического труда принесли свои
плоды. Экспозиция получилась.
Известный иркутский художник (на
долю которого пришлась наибольшая
часть работ) Александра Муравьева и
я остались довольны. Понравилась
выставка и устроителям. Решением
оргкомитета Всемирного ЭКСПО-98
иркутская экспозиция получила
второе место, уступив лишь Японии.

Сама
экспозиция, тщательно продуманная,
была сделана по принципу разумной
простоты. Традиции и современность
— чувственная пластика фарфора и
мистика Байкала в фотографиях
Александра Аносова, модерн в
живописи Александра Муравьева и
вполне оправданное экспонирование
деревянной скульптуры и бересты —
все это воспринималось как единое в
экспозиции. Посетители выставки (за
период работы ЭКСПО ее посмотрело
более 3 млн. человек) получили
некоторое представление о нашем
крае, а для иркутян это один из
первых выходов с такой программой в
Азию.

ЭКСПО-98
представляла из себя огромное, в
несколько сотен квадратов,
грандиозное сооружение с
великолепным дизайном. Содержание
ЭКСПО яркое, зрелищное. Очень
современно! Более пятидесяти стран
Азии, Африки, Латинской Америки и
Европы показывали искусство
живописи, скульптуры, хореографии,
музыки и т.д. Но особенно яркое
впечатление произвело
традиционное корейское искусство —
танцы, старинные мелодии,
национальные одежды и живопись. В
одном из выставочных залов Дома
дружбы экспонировались фрагменты
росписей корейских храмов.
Скрупулезная точность
воспроизводства, мастерство,
искусная выстроенность в
экспозиционном пространстве —
потрясающе!

Выставка
способствовала лучшему пониманию
азиатских художников и
взаимопроникновению культур, тем
самым лучшему взаимопониманию
между народами и укреплению мира.

Два месяца
работы иркутян экспонировались
здесь. Было бы неправильно не
показать хотя бы часть этой
выставки иркутянам. Поэтому
сегодня в небольшом выставочном
зале в Доме фольклора и ремесел (ул.
Седова, 11) выставка продолжает свою
работу. Основу выставки составили
работы из фарфора. Авторы — две
молодые художницы Хайтинского
фарфорового завода Светлана
Богданова и Ольга Вахрушева.
Основное внимание зрителей
концентрируется именно на этих
работах. В "родных стенах"
хайтинский фарфор "заговорил"
совсем по-иному, нежели за рубежом.
По своему культурному значению это
искусство высокое, редкое,
уникальное, несущее в себе элементы
национальной экзотики, звучит в
экспозиции трагично. Потому что,
возможно, это последние
выставочные вещи, выполненные
художниками на заводе. Завод давно
уже выключил свои печи, остановил
производство фарфора. И это после
того, как сто тридцать лет он
изготавливал бытовой фарфор для
широкой продажи, выполняя заказы
государственных учреждений, вел
работу над уникальными
выставочными вещами.

Еще один
раздел экспозиции служит своего
рода напоминанием о далеком
прошлом, когда на берегах Ангары на
стоянках древнего человека уже
сооружались мастерские по
обработке удивительного камня —
нефрита. Где камень палили на
кострах, затем обливали холодной
ангарской водой, доводили до
нужного совершенства с помощью
кварцевого песка. Совершенство
обработки нефрита на предприятии
"Байкалкварцсамоцветы"
достойно самых престижных выставок
мира — таково мнение директора
минералогического музея
технического университета,
большого знатока минералов Любови
Даниловны Вахрамеевой.

Достойное
место в экспозиции заняли изделия
из бересты и дерева мастеров из г.
Нижнеудинска Владимира Антипенко и
Анатолия Авсиевич, работы которых
частые гости в Иркутске.
Удивительны по пластике и резьбе
деревянный чайный сервиз с
самоваром, выполненный несколько
нет назад иркутским самобытным
резчиком Петром Лабутиным, его
деревянные сибирские усадьбы с
мельчайшими подробностями утвари
деревенского жилья. Одна из этих
работ экспонировалась тогда еще на
ВДНХ СССР и собирала вокруг себя
много зрителей. Для того, кто
неравнодушен к прекрасному, кто
изучает народное искусство,
выставка продолжается в небольшом
уютном зале Дома фольклора и
ремесел в Иркутске на ул. Седова, 11.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры