издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Это с нами говорит Пушкин!

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Это с
нами говорит Пушкин!

Пушкинское
двухсотлетие, несомненно,
всколыхнуло все творческие силы
Иркутской области, прошедший
конкурс "Жив талант, бессмертен
гений" позволила целенаправлено
взглянуть на стремление и умение
наших профессионалов обращаться с
бесценным наследием великого
поэта.

Первой
"ласточкой" пушкинского
юбилея на иркутской земле стала
постановка поэмы А.С. Пушкина
"Руслан и Людмила" на сцене
Иркутского театра юного зрителя им.
А. Вампилова. Постановка отличается
грандиозностью замысла, потому как
в ее осуществлении приняли участие
четыре творческих коллектива: вся
труппа театра, артисты Театра
пилигримов, студенты театрального
училища и студии при театре.
Во-вторых, осуществлена попытка на
основе пушкинской поэмы создать
драматическое действо, яркое,
многоплановое, с откровенной
материализацией "русского
духа" поэмы. И, в-третьих, театр
рискнул вывести в зрительный зал
самого Пушкина, который как бы от
себя представляет свое поэтическое
произведение и вмешивается в
действие, и комментирует, и все
время мигрирует по зрительному
залу, как бы овеществляя свою связь
с народом. Впрочем, об этом
спектакле газета уже писала,
поэтому остановимся подробнее на
двух других.

На сцене
Иркутского музыкального театра
Пушкин — в оперной интерпретации.
Композитор А. Даргомыжский бережно
сохранил практически всю трагедию
Александра Сергеевича "Каменный
гость" в качестве либретто своей
оперы, справедливо считая, что
текст поэта таит в себе все
совершенства высокой поэзии и
истинной музыкальности.

Спектакль в
театре получился красочный и
динамичный, камерность его ни в
коей мере не ощущается на большой
сцене, потому что режиссер Н.
Печерская мизансценировала его
достаточно полно и остроумно,
насытив каждый уголок сцены
рациональным действием, дыхание
которого как бы овеществляет
большая, стремительная и подвижная
натура Дон Жуана (засл. арт. России
Н. Нестеров). В этой роли артист в
полной мере устраивает строгий
взгляд критика: он разнообразен в
вокальных интонациях, органичен и
достоверен в общении с партнерами и
даже скрываемое гримом
подчеркнутое от рождения истинно
русское лицо актера не снижает
достоверности образа испанского
сердцееда. Дон Жуан Нестерова в
этой опере искренне любит всех
своих женщин и такой трактовкой во
многом напоминает образ Казановы.
Это интересно и лишает образ Дон
Жуана традиционной окраски.

В роли донны
Анны я видел дебютантку
профессиональной сцены — иркутскую
вокалистку Марину Прыгунову. Ее
естественное волнение придало
особую привлекательность певице,
которая покорила и чудесно
звучащим голосом, и очаровательной
внешностью и искренней свежестью
лирических устремлений донны Анны.

Весьма
интересен ироничный Лепорелло в
актерской интерпретации арт. А.
Данилова. Вообще музыкальная
сторона спектакля выглядит очень
убедительно, в чем, безусловно,
заслуга дирижера Е. Джалалова.

Интересно
кружевное оформление сцены
(художник С. Акимов), однако через
некоторое время оно как-то странно
утрачивает свое образное
назначение, может быть, от
некоторой прямой освещенности,
которая лишает их объемности.

И, тем не
менее, театр еще раз подтвердил, что
на пути создания оперного
репертуара он достаточно преуспел,
но не будем забывать, что это лишь
половина театрального
предназначения музыкального
театра.

И, наконец,
под занавес пушкинского конкурса
Иркутский драматический театр им.
Н.П. Охлопкова показал инсценировку
бессмертной "Капитанской
дочки" В последние годы многие
деятели от культуры стали
придавать хрестоматийности если не
вполне бранное толкование, то уж,
несомненно, уничижительную
окраску. С такою меркою относились
и к "Капитанской дочке":
дескать, изучают ее в школе, и, кроме
оскомины, она у читателя и зрителя
ничего вызвать не может. Ан нет,
господа большие и маленькие,
взрослые и дети! Пойдите в театр,
где режиссер засл. арт. России А.
Булдаков вывел на сцену девственно
поэтический и нравственно
героический дух великого поэта. Он
заставил нас поверить в
современность "Капитанской
дочки", он убедил, что размеренно
повествовательный темп спектакля
может быть волнующим до слез,
искренним в своей подлинной
героике, неумирающем патриотизме,
верности в дружбе и любви,
человеческой порядочности и ложной
патетике любого узурпаторства,
подлости, интриганства и трагедии
безумного людского бунта.
Согласитесь, что это все болезни
нашей сегодняшней
многострадальной России!?

Об этом
спектакле, несомненно, стоит
говорить отдельно, ибо и
режиссерская, и каждая актерская
работа заслуживают анализа, ибо
художественные достоинства
сценографии безусловны (художник
заслуженный деятель искусств
России А. Плинт), и даже введенные в
действие элементы мистики
убедительно работают на успех
спектакля.

Но на
некоторых образах остановиться
просто необходимо. Это в первую
очередь арт. Е. Солонинкин в роли
Мужика. В сути своей это обобщенный
образ народа, обездоленного и
страдающего, того народа, который
встанет под знамена Пугачева и
понесет свой страшный бунт по
России. Мужик Солонинкина, вечно
пьяный от безысходности, все свое
горе, все свои чаяния, все затаенное
в глубинах души выплескивает в
своих надрывных песнях-воплях,
которые Солонинкин поет на пределе
человеческой трагедии. И этот
певческий стон становится
лейтмотивом, идеологией спектакля.

По воле
авторов инсценировки на сцене
присутствуют сразу два Гриневых. И
если взрослый Гринев (арт. В. Орехов)
повествует о своем житье, то
молодому Гриневу — арт. А.
Братенкову приходится все эти
события воссоздавать. Необходимо
отметить растущее дарование
Братенкова, он от спектакля к
спектаклю, от роли к роли
становистя все более искренним и
убедительным, он начинает
постигать мастерство динамики
образа на сцене. Его Гринев
проходит зрительный путь от
бесшабашной молодости до вызревшей
личности, обогащенной честностью,
верностью присяге и искренной
любвью.

Безусловно,
интересен Пугачев у засл. арт.
России Н. Дубакова, он рисует
трагедию человека, которого
обстоятельства поставили во главе
людского бунта, и он с
ожесточенностью вершит свою роль в
истории, идя навстречу гибели,
оставляя за собой кровавые следы.

К сожалению,
рамки обзорной статьи не позволяют
подробно говорить о Ю. Десницком
(Савельич), М. Гуровой (Мария
Миронова), засл. арт. России Л.
Слабуновой (Василиса Миронова).
Однако эти и многие не упомянутые
актеры, ведомые режиссером А.
Булдаковым, обеспечили успех
"Капитанской дочки".

Все три
спектакля стали лауреатами
областного конкурса "Жив талант,
бессмертен гений", который еще
раз убедительно показал, как
современен Александр Сергеевич
Пушкин, как важно сверять с гением
поступь и поступки сегодняшних
дней. И разве не к нам обращены его
пророческие слова: "Лучшие и
прочнейшие изменения — суть те,
которые происходят от одного
улучшения нравов, без всяких
насильственных потрясений
политических, страшных для
человечества…"?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры