издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Костыли для власти

  • Автор: Артур ДАН, журналист

Костыли
для власти

В нашей
Конституции прописан принцип
федерализма и закреплена гарантия
равенства всех субъектов Федерации
во взаимоотношениях с федеральным
центром. Проблема лишь в том, как
поделены совместные полномочия,
определенные Конституцией,
насколько они приближены к нашим
географическим, экономическим,
национальным и иным особенностям.

В
Конституции 1993 года изложены иные
подходы внутригосударственных
отношений, нежели в РСФСР. Теперь
полномочия республик регулируются
конституциями, а субъектов РФ —
уставами. Республики могут
устанавливать свой
государственный язык, а остальные
"равноправные" субъекты таких
прав не имеют. Можно было бы не
обращать внимания на подобные
детали, если бы не возникали
некоторые вопросы.

В
соответствии с этим соглашением до
2001 года расчет трансферта и
бюджетной обеспеченности должен
осуществляться с учетом
долгосрочных социальных норм и
нормативов. Но федеральный центр до
сих пор не принял закона или
какого-то другого нормативного
документа. А отсутствие
финансирования по всему пакету
соглашений вообще делает
бессмысленным его содержание.

В этой сделке
президента с субъектами РФ
наибольшую выгоду получили
республики, среди которых особо
выделяется Татария. В договоре,
который был заключен как бы между
двумя государствами, заявляется об
объединении Татарии с Россией, что
выглядит довольно странно, если не
сказать больше.

Договор
также дает право республике
самостоятельно устанавливать
отношения с иностранными
государствами, заключать с ними
договоры и участвовать в
деятельности международных
организаций. А то, что они платят в
федеральный бюджет около 13% всех
налогов, в то время как, например,
Иркутская область более 40%, лишь
вносит политический дисбаланс
внутри государства. Так что от
этого договора выиграла только
Татария, а Россия, как государство,
проиграла.

Вообще же,
как утверждают некоторые
правоведы, практика заключения
этих договоров может стать
прелюдией к возникновению
конфедерации на будущих обломках
России. Таким образом мы можем
подойти к форме государственного
устройства, существовавшей в США до
возникновения федерации, — союзу
независимых государств (СНГ, но уже
внутри России), имеющих единую
валюту, объединенные органы для
координации военных,
внешнеполитических и некоторых
других задач и не более того.
Кстати, СНГ до 1994 года имело единую
валюту — рубль, а после того как
бывшие союзные республики
подготовились к полной
самостоятельности, спокойно
отчалили от России. Юристы говорят,
что федерация может быть
конституционной или договорной, а у
нас она то ли смешанная, то ли
смешная.

А вообще
ощущение такое, что все эти
договоры призваны быть всего лишь
костылями разрушенной вертикали
государственной власти. Плохо
другое, неравенство субъектов
федерации будет еще более
усиливаться с повсеместным
заключением договоров. Мы видим,
что республики будучи субъектами
федерации получают экономической и
политической выгоды гораздо больше
прочих "равноправных"
субъектов РФ. Эта тенденция будет
усиливать напряжение между
субъектами РФ и регионами с
федеральным центром.

Кроме того,
определить, насколько полезна
договорная система
государственного строительства, а
речь, похоже, идет именно об этом,
пока еще трудно. Но субъекты РФ уже
начали практику заключения
договоров с органами местного
самоуправления. Опасность в том,
что конструкция федерации,
основанная на внутренних
договорах, может оказаться очень
непрочной и запутанной, в то время
как конституционное государство,
устроенное без всяких субъектов, а
лишь с подчиненными территориями,
представляет собой правовой,
территориальный, политический и
экономический монолит.

Учитывая
существование политической
периодичности, не исключено, что та
или иная сторона договора время от
времени будет делать ревизию
отношений друг с другом, что вряд ли
будет способствовать укреплению
государства. Хотя сам по себе такой
эксперимент весьма любопытен и с
научной точки зрения, наверное,
интересен, то есть дает возможность
наблюдать процесс поиска модели
государственного устройства, но
финал этого эксперимента не ясен.
Сепаратистские настроения во все
более суверенизирующихся
субъектах РФ будут усиливаться,
титульное население национальных
республик и округов, составляющее
меньшинство в этих территориях,
будет защищено федеральным и
региональными законодательствами.
Напряжение между титульным
населением и остальными
этническими группами,
составляющими большинство, будет
расти, что в конечном итоге
приведет ко все более учащающимся
локальным конфликтам с вовлечением
третьих сторон, в том числе в лице
мирового сообщества. Усиливают эти
негативные тенденции и откровенно
провокационные действия,
направленные на дальнейший раскол
страны в виде различных "союзов
регионов России".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры