издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Есть театр в рабочем городке

Есть
театр в рабочем городке

Татьяна
КОВАЛЬСКАЯ, "Восточно-Сибирская
правда"

Жив курилка!
Жив Черемховский драматический
городской театр! А уж сколько раз
его совсем было хоронили. Городской
бюджет по бедности отказывался
содержать актерскую труппу,
зарплату не платили по году, у
зрителей тоже в кошельках пусто,
билеты в долг берут. То трубы
лопаются, то тепла нет, то крыша без
ремонта провиснет. Спасибо
губернатору, принял близко к сердцу
обращения черемховцев, пообещал и
выполнил обещанное — и не через три
года, а по слову своему, включил
театр в областное финансирование. И
весь минувший год актеры жили
неплохо: и деньги появились, и на
гастроли выезжали, и в вампиловском
фестивале приняли участие,
показали в Иркутске на сцене ТЮЗа
спектакль "Старший сын". В
Иркутске не выступали лет десять,
уж и забыли здесь про черемховский
театр.

А возраст у
черемховской драмы солидный. В
ноябре исполнилось 60 лет со дня
издания приказа наркома тяжелой
промышленности СССР об открытии
профессионального театра в городе
угольщиков Черемхове. По разным
причинам, в основном
ремонтно-финансовым, праздновать
театр решил после выборов в
Госдуму. И потому — поздравляем
черемховцев с днем рождения театра!

Шестьдесят
лет — целая жизнь. В городе, где
живут по преимуществу горняки,
строители да пенсионеры-шахтеры,
репертуарная политика простая: для
детей ставить сказки, для взрослых
— классику и современность. Были
периоды патриотических пьес, когда
выбор режиссера контролировали
идеологи из горкома партии. Дипломы
лауреатов Всесоюзного фестиваля в
1973 году получили за спектакль по
пьесе Корнейчука "Память
сердца" артисты-черемховцы Д.
Ковальчук, Г. Слухаев, М. Ульянова.
Тогда же театр участвовал во
Всероссийском фестивале пьес А.
Островского и за спектакль "На
всякого мудреца довольно
простоты" получили дипломы
артисты Л. Мошкина, А. Радишевский и
художник А. Щербина.

Какие это
были прекрасные годы! В собственном
доме, удобном, вместившем все цеха,
множество декораций — ведь тогда
пьесы шли обязательно в декорациях,
— строили и замки, и дремучие леса, и
все это создавал замечательный
художник Л. Требуховский. Зрители
любили свой театр, все новые пьесы
шли с аншлагом, в зимние каникулы
организовывали выезды школьников
на театральные представления из
отдельных поселков, а на премьеры
коллективы шахт и разрезов
выезжали на грузовых крытых
машинах вместе с начальниками и
ребятишками. В первых рядах и в ложе
обязательно смотрели спектакли
руководители городской и партийной
власти. Этот факт теперь
воспринимается как легенда,
поскольку нынешние власти в театр
ходят редко.

Мне самой
помнится этот романтический
возраст черемховской драмы. С каким
трепетным чувством вступали мы,
школьники, под своды храма
искусства и волшебства! С
замиранием сердца, порой со слезами
или безудержным весельем, смотрели
и "Куранты" Погодина, и
"Барабанщицу" Салынского.
Гордились, что наши артисты
получали приглашение и работали в
Иркутске. А позднее смотрели пьесы
Гельмана, Абдуллина и называли
артистов правдоносителями.

Присутствие
профессионального театра в рабочем
городке не могло пройти бесследно.
В Черемхове работали театральные
кружки, самодеятельные детские и
взрослые драматические коллективы.
В их среде взросли драматурги, и
пьесы их шли на родной сцене. Первым
был спектакль по пьесе В. Пестюрина
"Золото России", а потом
появились пьесы Михаила
Ворфоломеева "Полынь",
"Святой и грешный". И вершина
творческих удач — "Любовь и
голуби" Владимира Гуркина,
мальчика с шахтерской окраины
Черемхова. В этом году Гуркин
встречался с земляками во Дворце
культуры "Горняк", отвечал на
вопросы, рассказывал о себе и своих
делах.

Собственно,
все пьесы Владимира построены на
материале черемховском, ведь он
каждый год приезжает к маме в домик
на окраине, любит участвовать в
семейных праздниках, гуляниях
почти деревенских, где соседи
откровенно рассказывают ему свои
личные истории, смешные и
печальные. Так что "Плач в
пригоршню", роман для сцены, это
антология шахтерской судьбы,
написанная с черемховской натуры.

Черемхово —
маленький островок на театральной
карте России. Но сюда нередко
залетали незаурядные, красивые и
талантливые птицы российской
сцены, по своей или государственной
воле. Одна такая дивная птица —
актриса — приземлилась на сезон и
осталась на всю жизнь. Это Дора
Кононовна Ковальчук, заслуженная
артистка РФ. Почти 30 лет была она
примой черемховского театра и вот
уже 20 лет живет в черемховской
маленькой квартире под опекой
глубоко почитающих ее соседей,
актеров и юных краеведов.

Среди
ветеранов, играющих на сцене, —
Людмила Мошкина, школьницей
вступившая на театральную стезю
благодаря отчиму-актеру. Она —
живая летопись черемховской сцены,
помнит все спектакли и всех
актеров, начиная с 1958 года. Верны
рабочему городу Геннадий Слухаев,
Светлана Перевалова, Владимир
Бутаков, Надежда Скоморовская и ее
муж, режиссер Борис Скоморовский,
режиссер детского театра
"ГРИМ" Владимир Логинов.

В канун
шестидесятилетия произошли в
черемховском драмтеатре перемены,
рождающие новые перспективы.
Директором теперь работает Надежда
Скоморовская. Она предприняла шаги
к омоложению коллектива. В старые
меха влито молодое вино — в
Черемхово прибыли выпускники
Улан-Удэнской академии искусств.
Юный энтузиазм и мудрый опыт хорошо
уживаются в спектаклях. К тому же
большая группа выпускников имеет
дипломы режиссеров и уже пробует
свои силы: поставили первую Сказку
про оленя. Постановки сезона —
"Старший сын" Вампилова,
"Подщипа" И. Крылова — приняты
черемховским зрителем с
удовольствием. Теперь и массовые
сцены есть с кем ставить.

Театром
облагораживается город угольщиков,
театр любим, он просто необходим. И
пусть живет он и светит всегда, весь
грядущий век!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер