издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вновь Рерихи в Иркутске

Вновь
Рерихи в Иркутске

В недавно
прошедшем 1999 г. было сразу четыре
юбилейные даты семьи Рерихов —
художников, мыслителей,
просветителей. Исполнилось 125 лет
со дня рождения ее главы — Николая
Константиновича, 120 лет — со дня
рождения его супруги и
единомышленника Елены Ивановны, 95
лет — со дня рождения их младшего
сына Святослава. А также
праздновалось 10-летие основания
Международного центра — музея
имени Н.К. Рериха, расположенного в
Москве в старинном дворце с
колоннами, что в Знаменском
переулке.

Как великого
сына России и мира Н. Рериха в
юбилейный год чествовали на родине:
его образ воплотили в мемориальном
памятнике у входа в Международный
центр его имени. Скульптура в
Знаменском переулке двухфигурная,
парная. Рерих предстает рука об
руку с другом, женой и соратником
Еленой Ивановной
Шапашниковой-Рерих.

Авторы
памятника — скульптуры С.В.
Манцерев и С.Ю. Кузнецов —
запечатлели в бронзе своих героев в
благородной классической манере,
объединив их рельефным
изображением Знамени Мира Рериха.

Но не только
памятник — подарок великому
соотечественику в честь его юбилея.
В самом центре-музее им. Н.К. Рериха
была развернута выставка ранних
работ Николая Константиновича, там
же экспонировались произведения и
Святослава Николаевича. Выставка
доставила большое удовольствие
москвичам и гостям столицы.

Передвижные
выставки, которые стали в России
традицией еще с 70-х годов 19 века,
постоянно устраиваются
центром-музеем им. Н.К. Рериха и в
наши дни. Они востребованы вот уже
несколько лет подряд и у нас, в
Иркутске, несмотря ни на какие
финансовые трудности.

3 апреля 2000
года очередная такая выставка
откроется в залах Иркутского
областного художественного музея
им. В.П. Сукачева (на ул. Ленина, 5). На
ней будут представлены картины Н.К.
Рериха его гималайской серии (30-40-х
годов) и работы С.Н. Рериха (50-х
годов) — 56 произведений отца и сына
Рерихов, застрахованные на 168000 (сто
шестьдесят восемь тысяч) долларов
США.

Но еще больше
духовная ценность этих
произведений. Зрители подолгу
стоят у каждой картины, большой или
маленькой. Думаю, что новая
выставка вызовет очередной большой
интерес у иркутян. Не случайно в
нашем городе активно работает
общество Н. Рериха.

Возможно,
именно сейчас, в годы нищеты и
материальных проблем, в годы
разрушения вековых устоев и старой
государственной системы, так
ложатся на душу российским людям
извечные мысли о красоте, о
неисчерпаемой мощи человека, о его
высоком духовном предназначении,
мысли, которые пером и кистью
запечатлевал Н.К. Рерих. Картины Н.
Рериха, как и его сына, вновь и вновь
напоминают нам, что не хлебом
единым жив человек, особенно
российский.

46 небольших
этюдов, созданных в Гималаях Н.К.
Рерихом, увидят на выставке
посетители Иркутского
художественного музея. Художник
написал их несколько сотен, и ни
один не похож на другой. Поэтому
даже те, кто когда-то был на
выставке его работ, увидят то, что
еще не видели! Каждый этюд мастера —
это ощущение сразу двух миров —
видимого и невидимого; это музыка и
движение, ритм и цвет, претворенные
в особую форму — форму Горы как
символа духовности и совершенства.

Гималайские
вершины Н. Рерих писал с натуры,
достаточно быстро, практически в
один прием. Техника темперы по
влажному картону требовала именно
такого темпа работы.

Но то, что
подразумевается под "этюдом",
совершенно не входит в рамки каждой
небольшой работы художника. В четко
скомпанированном пейзаже зрителя
охватывает ощущение особого
величия разворачивающегося перед
ним пространства.

Для Н. Рериха
Гималаи — это не просто
великолепные горы, для Рериха
Гималаи — это особенное место на
земле.

"С гор —
скрижали Завета. С гор — герои и
подвиг", — запишет мастер. В
этюдах художника впервые в мировом
искусстве создается образ Гималаев
и как одного из самых красивейших
мест на земле, где каждое мгновение
рождает новое сочетание цвета и
линии, и как одного из самых
необычных мест на нашей планете,
таящего множество загадок, места,
где космическое пространство
сливается с земным в едином потоке
мощного созвучия.

И не случайно
первый космонавт мира Юрий Гагарин,
глядя из космоса на нашу землю,
записал в бортовом журнале:
"Неописуемая цветовая гамма! Как
на полотнах художника Н. Рериха".

Гималайские
этюды Николая Константиновича
Рериха — уникальное явление в
мировом искусстве. Осознать это
полностью, ощутить их воздействие
на зрителя поможет эта передвижная
выставка, организованная
Международным центром Рерихов.

Валерия
НАЗАРОВА, искусствовед,
гл. специалист ИОХМ им. В.П.
Сукачева.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры