издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крепкие регионы -- сильная страна

Крепкие
регионы — сильная страна

Пресс-конференция,
состоявшаяся 30 июня в Москве
губернатора Иркутской области
Говорина Бориса Александровича на
тему: "Реформирование системы
власти в Российской Федерации и
проблемы передела
собственности"

Вопрос
(ИТАР-ТАСС): Борис Александрович,
скажите, пожалуйста, об инициативе
по поводу закона о формировании
Совета Федерации?

Говорин
Б.А.:
Я был удивлен, что моя
инициатива, связанная совсем с
другой идеей, трансформирована в
такую узкую плоскость, как закон о
порядке формирования Совета
Федерации, который сейчас серьезно
дискутируется в обществе. Мое
обращение связано со следующими
обстоятельствами: внимательно
участвуя в процессах, которые
сейчас происходят в нашем
государстве, я заметил тенденции,
связанные с тем, что все
устремления нового Президента РФ
Владимира Владимировича Путина
начать реальную реформу и
реализацию своей программы
наталкиваются на разного рода
препятствия и обстоятельства.
Убежден, что Президент РФ Владимир
Владимирович Путин нуждается в
поддержке региональных лидеров и
граждан нашей страны сегодня не в
меньшей степени, чем он нуждался в
этой поддержке в процессе выборов
президента РФ в начале этого года.
Вот лейтмотив, вот суть того
обращения, с которым я сегодня
выступил. Мне кажется, что сегодня
есть определенные силы, которые
хотели бы вбить клин между
Президентом и региональными
властями, и они достигли этого.
Вместе с тем сегодня региональные
власти, руководители субъектов РФ,
являются достаточно важным
инструментом в той политике реформ,
которую проводит Президент РФ. В
своем обращении я говорю именно об
этом. Но, видимо, представители
средств массовой информации, в
связи с тем, что сегодня возникла
такая коллизия в отношении
конкретного законопроекта,
привязали мое заявление именно к
нему. Нет, речь идет о более
серьезных моих взглядах на
сегодняшние процессы.

Вопрос:
Кто-нибудь еще из ваших коллег по
Совету Федерации поддержал идею
вашего обращения?

Говорин
Б.А.:
Мне очень сложно судить.
Это моя позиция, я ее озвучил. Если
эту позицию будут разделять другие
члены Совета Федерации, я надеюсь,
они об этом сами заявят.

Вопрос
("Ведомости"): Борис
Александрович, позавчера Виталий
Машицкий, выступая перед
акционерами "Русиа Петролеум",
заявил, что положение компании
критическое. Как Вы можете
прокомментировать его слова?

Говорин
Б.А.:
Я соглашусь с
высказыванием Виталия Машицкого по
следующим обстоятельствам: на
сегодняшний день акционерное
общество "Русиа Петролеум",
обладает лицензией на разработку
Ковыктинского месторождения газа.
Те задачи, которые на первой стадии
решала эта компания — это
проведение геологоразведочных
работ и подтверждение запасов на
это месторождение в пределах 1.5
трлн. куб. м газа в соответствующих
государственных органах — эту
задачу компания уже выполнила.
Сейчас речь идет о разработке
технико-экономического
обоснования и привлечении
инвестиций в этот проект. Так вот,
Виталий Львович, насколько я знаю,
вел разговор о том, что в данном
облике эта компания и ее
исполнительный орган не способны
осуществить реализацию этого
крупного проекта. То есть нужны
реформации самой компании, переход
в новое качество.

Вопрос:
Что значит "в данном облике"?
Что, руководство компании не
эффективно управляет?

Говорин
Б.А.:
Да. В том числе менеджмент
компании.

Вопрос: А
говорит ли это о том, что участие
"Би-Пи Амоко" в этом проекте
как-то особенно не проявляется?

Говорин
Б.А.:
"Би-Пи Амоко"
является одним из акционеров
компании. На сегодняшний день есть
проблемы по исполнению условий
лицензионного соглашения. В одном
из пунктов лицензионного
соглашения говорится о том, что в
течение 2000 года должна быть
осуществлена опытно-промышленная
эксплуатация этого месторождения.
Как вы понимаете, нынешнее
состояние развития этого проекта
вряд ли соответствует этому
требованию. То есть по существу
становится вопрос о формальных
поводах для государства об изъятии
этой лицензии. И это тоже, наверное,
вошло в состав той оценки, которую
Виталий Львович дал на том
собрании.

Вопрос:
Проект по разработке Ковыктинского
месторождения существует очень
давно. Вместе с тем пробурены всего
две скважины. В чем заключается
проблема — в деньгах или в чем?

Говорин
Б.А.:
Конечно, это крупный
проект. Во-первых, у нас есть
месторождение, и к этому
месторождению должны быть
источники потребления.

Корреспондент:
Есть же?

Говорин
Б.А.:
Где? Скажите, пожалуйста,
это даже интересно. Думаю, это и для
акционеров будет интересно.

Корреспондент:
Например, Ангарская
нефтехимическая компания.

Говорин
Б.А.:
Вы немножко ошибаетесь.
Этот проект может иметь высокую
эффективность при добыче газа в
пределах 25-30 млрд. куб. м.
Потребности Ангарской
нефтехимической компании
исчисляются сотнями тысяч кубов.
Основным потребителем внутри
региона является АО
"Иркутскэнерго" — где-то в
пределах 80% от объема — в
перспективе около 9 млрд. куб. м.
Поэтому Ангарская нефтехимическая
компания крупным потребителем не
является.

Вопрос:
Считаете ли Вы, что для дальнейшей
разработки проекта необходимо
привлечение новых акционеров?

Говорин
Б.А.:
Я твердо убежден, что
такое привлечение необходимо. Вы
знаете, это месторождение сегодня
вышло на обсуждение в
Государственную Думу по поводу
включения его в Соглашение о
разделе продукции. И мы твердо
убеждены, что крупные российские
компании должны участвовать в этом
проекте.

Вопрос: С
кем ведутся переговоры?

Говорин
Б.А.:
Проявляли свое желание
ОАО "Газпром", Тюменская
нефтяная компания и другие
компании. Но, к сожалению, они пока
лишь проявляют намерения.

Корреспондент:
Тюменская нефтяная компания
является уже акционером?

Говорин
Б.А.:
Она является не самым
крупным акционером, где-то в
пределах 6% они имеют долю в
акционерном капитале.

Вопрос:
Борис Александрович, а можно
уточнить — "Газпром" или
"Востокгазпром"?

Говорин
Б.А.:
ОАО "Газпром"

Вопрос:
Борис Александрович, Вы сказали,
что Ваше вчерашнее обращение
напрямую не касается последнего
закона о реформировании власти в
России. Тем не менее, Ваше личное
отношение к этой реформе? И
прокомментируйте, пожалуйста,
ситуацию противостояния по поводу
этих законов между верхней и нижней
палатами.

Говорин
Б.А.:
Сегодня общество пытается
оценить происходящее. И
справедливо, что процесс
прохождения этих законопроектов
идет с таким большим внутренним
напряжением — в части тех намерений,
которые Президент РФ осуществляет
на первом этапе своей работы.
Дискуссия, которая была развернута
у нас в Совете Федерации,
показывает, что не все нормы этого
законопроекта соответствуют
действующей Конституции и ведут к
усилению роли верхней палаты
Федерального Собрания. Вы знаете,
что полномочия верхней палаты
значительны. Это, по существу,
формирование важных элементов
федеральной системы власти,
прокурорской системы, судебной
системы. Кроме этого, Президент
обязан согласовывать с Советом
Федерации введения чрезвычайного
положения либо на части территории
Российской Федерации, либо на всей
территории Российской Федерации.
Одним словом, большой набор
важнейших для всего населения
Российской Федерации вопросов, в
принятии решений по которым
участвует Совет Федерации. Это и
было в основном источником
достаточно серьезных дискуссий,
которые были развернуты членами
Совета Федерации. Поэтому
замечания, которые были высказаны
моими коллегами, имеют под собой
основания быть. Вы знаете, что есть
принцип разделения властей. Многих
моих коллег не устраивало то, что
руководители исполнительной
власти, губернаторы, президенты
республик, обязаны согласовывать
своего представителя в верхнюю
палату с представительным органом
региона. Далее не прописаны
элементы, связанные с тем, что
направившие своих представителей в
верхнюю палату органы могут
отозвать, в случае разного рода
причин, из верхней палаты своих
представителей. Вот это и вызывало
дискуссии. Мне кажется, сам процесс,
конечно, проходит не просто, потому
что новизна тех предложений, с
которыми вышел Президент,
достаточно серьезно меняет в целом
систему государственного
устройства. Поэтому такой масштаб
эмоций, высказываний, порой
абсолютно полярных друг другу. Нам
кажется, здесь надо постараться
меньше допустить ошибок и
исключить ситуацию — "лес рубят-
щепки летят".

Вопрос:
Вы говорили, что президент
нуждается в поддержке региональных
властей? В каком виде такая
поддержка может быть оказана?

Говорин
Б.А.:
Ну, наверно, ни для кого не
секрет, что именно регионы России,
органы местного самоуправления
осуществляют каждый день очень
важную для всего населения
Российской Федерации работу.
Работу масштабную. Разного рода
аспекты нашей человеческой
жизнедеятельности. Речь идет о
самых тривиальных проблемах:
обеспечение продовольствием,
топливом, развитие промышленного
производства, малого и среднего
бизнеса — это совокупность больших
и малых проблем, которые решаются в
регионах. Понятно, насколько
эффективно это звено участвует в
процессе решения этих проблем,
настолько эффективно они и
решаются. И очень важно для нас,
чтобы эта система региональной
власти и местного самоуправления
эффективно работала. Поэтому мне
кажется, что Владимир Владимирович
сегодня очень много встречается с
лидерами регионов для того, чтобы
более детально обсудить с ними те
цели и задачи, которые необходимо
решить на каждый промежуток
времени, и в рамках этого получать
от них соответствующую поддержку и
помощь. Я твердо убежден, что
сегодня есть все возможности
воспользоваться огромным опытом,
которым обладают руководители
регионов в обеспечении
эффективного реформирования не
только государственной власти, но и
реформирование экономики,
проведение либеральных рыночных
реформ. И очень хорошо, что
федеральная власть во главе с
президентом демонстрирует желание
придать этому такой достаточно
четко оформленный характер. Вы
знаете, правительство приняло
программу экономического развития.
В этой программе впервые за всю
историю реформ человек не является
второстепенным. Было заявлено, что
сутью этих реформ является
улучшение жизни людей. Я хотел бы
обратить внимание всех
присутствующих на то, что мы не
придаем значения высказыванию
президента о целях и задачах
бюджетного строительства, где он
очень четко и ясно говорит, что
главной задачей является борьба с
бедностью. Это очень важный фактор
в социальной политике, которую
намерен проводить президент. Эти
задачи, несомненно, решаются в
регионах. Как я уже говорил,
насколько эффективно регионы будут
работать, насколько там будут
эффективны руководители, настолько
будет эффективна и реализация
поставленных президентом задач.

Вопрос:
Значат ли Ваши слова, что
региональная власть будет
поддерживать программу
правительства на долгосрочный
период аналогично поддержке
президента?

Говорин
Б.А.:
С программой
правительства пока еще никто не
ознакомился, кроме самого
правительства. Вы знаете, та
программа, которую Герман
Оскарович Греф подготовил,
претерпела серьезные изменения. Мы
о ней ничего не знаем. Были
оформлены соответствующие
замечания всех федеральных
министерств и ведомств. Мы эту
программу рассматривали на Совете
Федерации и тоже высказали свои
замечания. В каком окончательном
виде эта программа принята
правительством, я пока не знаю.
Поэтому мне очень сложно сейчас
говорить о качестве этой программы.
Я надеюсь, что после того, как она
будет опубликована, у нас будет
возможность сравнить ее с
первоначальным вариантом
программы Грефа.

Вопрос:
Борис Александрович, как Вы
считаете, кто будет основной
инвестор в разработку
Ковыктинского месторождения со
стороны области, кто будет основным
оператором этого месторождения —
Газпром, ТНК или Русиа-Петролеум? И
еще один вопрос — правда ли, что вы
отказали ТНК в предоставлении
лицензии на разработку прилегающих
к Ковыкте месторождений?

Говорин
Б.А.:
Вы в своем вопросе задали
много вопросов. Я постараюсь их не
забыть и ответить на них. Первый
вопрос, который прозвучал
последним, — это вопрос о выделении
лицензии на смежный, с участком
лицензионного соглашения,
выданного "Русиа Петролеум".
Министерство топлива и энергетики
и Министерство природных ресурсов
в конце 1999 года провели конкурс на
данный участок. В числе участников
этого конкурса были и "Русиа
Петролеум", как оператор этого
проекта, так и другие компании. По
итогам этого конкурса компания ТНК
выиграла и получила право на
получение этой лицензии. Мы вышли с
предложением на Министерство
природных ресурсов, в котором дали
согласие на выдачу лицензии ТНК на
этот дополнительный участок.

Что касается
вопроса о том, какая компания, по
нашему мнению, была бы эффективна в
этом проекте. Мы еще в 1997 году
высказали предложение руководству
ОАО "Газпром" по поводу
участия в этом проекте. Однако
руководство компании не проявляло
соответствующей инициативы. И
сейчас, в начале этого года, мы
проводили с представителями ОАО
"Газпром" и акционерами
"Русиа Петролеум" дискуссию по
поводу форм вхождения ОАО
"Газпром" в этот проект. К
сожалению, каких-то практических
предложений со стороны
представителей ОАО "Газпром"
не было. ТНК, которая стала сегодня
акционером "Русиа Петролеум",
демонстрирует свое желание
участвовать в этом проекте.

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, принята в
обладминистрации программа
перепрофилирования Байкальского
ЦБК или нет?

Говорин
Б.А.:
Я хочу вас
проинформировать. То, что это было
действительно "ахиллесовой
пятой" в нашей стране, что на
протяжении огромного рода
дискуссий, которые проходили 13 лет
с момента принятия
соответствующего Постановления ЦК
КПСС и Совета Министров о
профилировании БЦБК, практических
шагов по созданию реальной
программы перепрофилирования не
было сделано. Нам удалось за этот
период времени сделать достаточно
много качественных шагов, одним из
которых мы считаем принятие закона
об охране озера Байкал. Второе — мы
разработали концепцию
перепрофилирования. Я в первую
очередь говорю об Иркутской
области. Мы разработали концепцию
перепрофилирования БЦБК, мы
проинформировали об этом Владимира
Путина и договорились о том, что
Иркутская область должна концепцию
свою доработать и внести в
установленном порядке в
правительственную комиссию по
Байкалу, что мы и сделали.
Правительственная комиссия в
основном эту концепцию одобрила.
Был высказан в процессе дискуссий
ряд несущественных замечаний,
которые сейчас учтены в доработке
этой концепции, и мне кажется, в
соответствии с поручением
Президента РФ, правительство
должно использовать эту концепцию
для разработки конкретной
программы. Мы намерены выйти с
предложением о заключении
трехстороннего соглашения между
администрацией Иркутской области,
Правительством РФ и АО
"Байкальский целлюлозный
комбинат" на предмет участия в
разработке этой программы на
основе той концепции, которая была
утверждена на правительственной
комиссии.

Вопрос:
Кто будет финансировать процесс
перепрофилирования?

Говорин
Б.А.:
Планируются источниками
финансирования программы
перепрофилирования следующие
составляющие: это средства самого
акционерного общества, а также
государственный пакет, который
имеется в этом акционерном
обществе, подлежащий продаже
потенциальному инвестору, после
того, как будет очень четко и ясно
заявлено этой программой, что этот
хозяйствующий субъект может
работать на берегах Байкала на
соответствующих условиях. Тем
самым стратегический инвестор
будет знать, что его вложения потом
не будут девальвированы с
закрытием этого комбината.

Вопрос: А
такие инвесторы уже есть на
примете?

Говорин
Б.А.:
Очень много высказывалось
предложений. После включения
Байкала комиссией ЮНЕСКО в участки
мирового наследия, ряд
международных экологических
организаций и ряд
правительственных структур стран
Европы, Японии принимали участие в
рассмотрении этой проблемы. У нас
на БЦБК было очень много
представителей этих кругов. И мне
кажется, они все высказывали
пожелание, чтобы как можно быстрее
была приняла эта программа, которая
бы четко и ясно обозначала, что этот
комбинат остается работать на
Байкале, и, следовательно, он
является инвестиционно
привлекательным.

Вопрос:
Борис Александрович, можно одно
уточнение? Кому все-таки направлено
Ваше обращение?

Говорин
Б.А.:
Я это обращение адресовал
в первую очередь руководителям
регионов, моим коллегам — членам
Совета Федерации. Я думал, что я
найду возможность и способ его
опубликовать, чтобы его текст был
без искажений.

Вопрос:
Вы имеете в виду какую поддержку,
конкретными делами на местах в
проведении реформ — экономическую и
социальную или политическую тоже?

Говорин
Б.А.:
Политическую и
практическую на местах в том числе.

Вопрос:
Это не означает простое согласие?

Говорин
Б.А.:
Ни в коем случае. Нам бы
хотелось, чтобы эта поддержка имела
в том числе намерение Владимира
Владимировича действовать
решительно, но при этом жестко в
рамках действующей Конституции и
действующего правового поля.

Вопрос:
Предыдущий президент Борис
Николаевич, как правило, имел
поддержку губернаторов только
взамен на максимум полномочий
региональных властей, а Владимир
Владимирович, видимо, собирается
забрать эти полномочия. Здесь не
будет противостояния с
президентом?

Говорин
Б.А.:
Здесь нам нужно четко
уточнить, о каких полномочиях мы
ведем речь. Если у губернаторов
планируется забрать полномочия для
того, чтобы они просто управляли
процессами, тогда зачем эти
губернаторы? И вряд ли такую задачу
ставит президент. Мне кажется,
здесь нужно говорить немножко в
другом контексте. Этот контекст
связан с тем, что сегодня
действительно
административно-территориальное
устройство Российской Федерации не
совсем лучшее, я бы сказал, удачное.
У нас значительное количество
субъектов РФ, причем от достаточно
развитых до депрессивных,
деградирующих. И в рамках
существующего
административно-территориального
деления получается, что должны быть
задействованы механизмы изъятия у
самодостаточных территорий
финансовых ресурсов и через Центр
передачи депрессивным.
Формирование новой концепции
административно-территориального
устройства, осуществление которой
уже началось, мне кажется, более
эффективный путь налаживания более
продуктивного развития регионов
РФ.

Вопрос:
По Вашему заявлению выходит, что за
созданием семи федеральных округов
в дальнейшем может последовать
преобразование административных
единиц в РФ в эти округа?

Говорин
Б.А.:
Я не исключаю.

Иванов
А.В.: Насколько мы знаем, в последние
несколько месяцев в Иркутской
области работала комиссия МВД на
предприятиях ТЭКа. Вы не могли бы
рассказать, каковы результаты этой
работы?

Говорин
Б.А.:
Это не комиссия, а
следственно-оперативная группа
МВД, которая по моей просьбе была
направлена министром внутренних
дел Владимиром Борисовичем
Рушайло. Она отработала уже около
двух месяцев. Там имеются
соответствующие результаты.
Проверке подвергались предприятия
топливно-энергетического
комплекса. У нас достаточно мощный
этот комплекс — это "Иркутская
энергосистема",
"Востсибуголь", Ангарская
нефтехимическая компания. Кроме
этого, ряд других предприятий и
территорий, в том числе, в
достаточно сложном криминальном
плане были предметом работы
следственно-оперативной группы. По
результатам работы уже возбуждены
уголовные дела, многим предъявлены
обвинения, и, естественно, процесс
осуществляется в рамках
действующего законодательства.

Иванов
А.В.: Примеры Вы могли бы привести?

Говорин
Б.А.:
Примеры приводились
представителями
следственно-оперативной группы,
начальник Управления внутренних
дел на пресс-конференции в Иркутске
давал эти примеры. У меня с собой
справки нет, потому что это
достаточно серьезная информация, и
я не могу давать ее в слишком
упрощенном виде и с какими-то
искажениями.

Иванов
А.В.: Хотя бы, какие предприятия
такой проверке были подвергнуты?

Говорин
Б.А.:
Я говорю, что такие
предприятия, как
"Востсибуголь", АНХК,
"Иркутскэнерго".

Вопрос: А
какие криминальные территории?

Говорин
Б.А.:
Территории? У нас очень
сложная ситуация в Братске и очень
сложная ситуация в Ангарске.

Вопрос:
Говорят, что уголовные дела,
возбужденные против кредиторов
АНХК, связаны с их нежеланием
реструктурировать долги на 10 лет и
привязывать их к валютному курсу.

Говорин
Б.А.:
Мне очень сложно
комментировать ваш вопрос.

Вопрос:
Какова сегодня ситуация с
госпакетом акций
"Иркутскэнерго"?

Говорин
Б.А.:
Есть проблемы, связанные с
разделом государственного пакета.
Эти проблемы существуют с 1992 года.
По этому поводу Министерство
имущественных отношений подало
исковое заявление в Арбитражный
суд. Арбитражный суд принял исковое
заявление к производству, и сейчас
в рамках изучения этого дела
Арбитражный суд осуществляет это
производство. Двадцать восьмого
числа состоялось очередное
рассмотрение этого дела,
Арбитражный суд перенес его на
август. Стороны выдвинули разного
рода дополнительные исковые
требования.

Вопрос:
На сколько мне известно, несколько
лет назад большие ожидания
перспективы развития области
связывались с экспортом
энергоносителей в Китай, начиная от
угля, электроэнергии. Каково сейчас
состояние этой проблемы? Насколько
мне известно Китай не принял
программу газификации села и из-за
этого возник вопрос о снижении их
потребности в газе?

Говорин
Б.А.:
Вы не только задали
прекрасный вопрос, но Вы прекрасно
ответили на него. То есть тот
покупатель — Китайская Республика,
который вначале достаточно
серьезно и интенсивно осуществлял
переговорный процесс с
соответствующими государственными
структурами РФ и с акционерным
обществом "Иркутскэнерго", в
последнее время свои намерения по
форсированию этого проекта отложил
в долгий ящик в связи с изменением
хозяйственной конъюнктуры на рынке
Китая. Вместе с тем мы отработали
этот проект, по существу достаточно
сложно шло обсуждение стоимости
цены киловатт-часа, который будет
предметом покупки. Технические
детали этого проекта были все
урегулированы, но, к сожалению,
потенциальный покупатель на
сегодняшний день этот проект
отложил на полку.

Вопрос:
Какова судьба нового алюминиевого
завода? Появились сообщения, что Вы
в апреле подписали распоряжение о
комиссии по выбору площадки под
завод. Заказчиком назывался
Братский алюминиевый завод,
который сегодня под "Российским
алюминием".

Говорин
Б.А.:
Вы правильно сказали, что
с момента поступления заявки от
акционеров Братского алюминиевого
завода по поводу предоставления им
площадки на территории Иркутской
области для строительства нового
завода и сегодняшним днем много
воды утекло. В этом акционерном
обществе произошла смена
собственника, и этот новый
собственник пока, как вы знаете,
практически не приступил к
управлению заводом, его намерения
участвовать в реализации этого
проекта мне не известны.

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, Ваши прогнозы
относительно закона о порядке
формирования Совета Федерации? Как
Вы считаете, будет ли создана
согласительная комиссия и, как Вы
считаете, кто больше провоцирует —
депутаты Госдумы или члены Совета
Федерации?

Говорин
Б.А.:
Нам сейчас не надо бы
увлекаться обвинениями в адрес
либо верхней палаты, либо в адрес
Госдумы, потому что это, как говорит
Евгений Максимович,
контрпродуктивно. А нам надо
смотреть в суть этого вопроса. Если
мы ставим задачу серьезной
реформации государственного
управления, то, несомненно,
задержки в прохождении этих
законопроектов и вхождение в силу
этих законопроектов и на основе
этого осуществление практических
шагов, конечно, замедляет этот
процесс реформирования. Поэтому,
несомненно, обе стороны, я имею в
виду в первую очередь верхнюю и
нижнюю палаты, должны быть
корректнее и действовать в рамках
правового пространства. На мой
взгляд, тот жесткий вариант,
который был представлен депутатами
Госдумы после второго и третьего
чтения и абсолютное игнорирование
достаточно взвешенных и
аргументированных предложений
верхней палаты, показывает, что
была допущена
непоследовательность в тех
высказываниях, которые
осуществляют депутаты нижней
палаты по поводу того, что они
намерены как бы строить
конструктивную работу с верхней
палатой, с теми реальными делами,
которые они осуществляют.

Вопрос:
Ваши прогнозы — что дальше?

Говорин
Б.А.:
Как вы понимаете, этот
прогноз зиждется только на основе
права и того регламента, который
имеет Госдума. После того, как будут
оформлены все материалы решений,
принятых верхней палатой 28 июня,
нижняя палата должна будет
принимать адекватные решения, а,
следовательно, принять к
рассмотрению решение Совета
Федерации и определять позицию
свою: либо преодолевать вето
верхней палаты, то есть идти на
силовой вариант, либо, как было мне
известно, высказано рядом
руководителей фракции
"Отечество — Вся Россия",
спланировать все-таки проведение
консультаций политических и
попытаться смягчить этот
конфронтационный фон, который на
сегодняшний день создался. Я думаю,
что в ближайшие дни решения эти
состоятся и будет понятно, по
какому сценарию будет действовать
нижняя палата.

Вопрос:
Вы проголосовали за согласительную
комиссию? Вообще Ваше отношение к
этому законопроекту.

Говорин
Б.А.:
Мое отношение к этим
законопроектам — эти законопроекты
нужны и эти законопроекты как можно
быстрее должны быть завершены и
доработаны, и они должны стать
частью правового пространства для
реализации.

Вопрос:
Планирует ли администрация
Иркутской области выпускать новый
облигационный заем. В каком размере
и на что он будет направлен?

Говорин
Б.А.:
По поводу областных
долговых обязательств, после
достаточно серьезных потрясений
августа 1998 года, некоторыми
аналитиками высказывалось, что
область будет не способна
рассчитаться по своим
обязательствам. Однако мы
полностью рассчитались и, наверное,
одни из немногих субъектов РФ. На
сегодняшний день мы вырабатываем
новую линию поведения по выпуску
областных долговых обязательств.
Если раньше они были подобием тех
финансовых пирамид, которые
рухнули и вызвали глубокие
разочарования у тех людей, которые
инвестировали свои личные
сбережения, то мы сейчас намерены
областные долговые обязательства
вписать в программу повышения
эффективности реального сектора
экономики. Поэтому сейчас
готовятся инвестиционные
программы, под которые мы будем
выпускать ОДО. Объем, примерно, 200-300
миллионов рублей.

Вопрос: А
будут ли направлены они на проекты
по разработке Ковыктинского
месторождения?

Говорин
Б.А.:
Если акционеры таких
компаний будут заинтересованы в
этом финансовом инструменте, то да.

Вопрос:
Борис Александрович, Вы были в
числе тех 13, кто проголосовал за
принятие закона о порядке
формирования Совета Федерации.

Говорин
Б.А.:
Да, был.

Вопрос:
Ваше вчерашнее заявление вызвало
недоумение, поскольку некоторые
усмотрели в нем выступление против
Совета Федерации.

Говорин
Б.А.:
Ни в коем случае. Я еще раз
подчеркиваю, если мне удастся
опубликовать текст моего
обращения, я думаю, это снизит
разного рода огрехи, которыми
пользуются сегодня и СМИ, и мои
коллеги. Мое обращение носит совсем
иной смысл.

Вопрос:
Они говорят, что это связано с
Вашими предстоящими выборами.

Говорин
Б.А.:
Выборы, которые я проводил
в 1997 году, когда никакой поддержки
Кремля не было и я был избран
населением Иркутской области, мне
кажется, без комментариев дают
ответ на ваш вопрос.

Вопрос:
Высказываются такие заявления, что
японская сторона не выполнила
своих инвестиционных обязательств
по СП "Игирма-Тайрику"?

Говорин
Б.А.:
Мне кажется, что тот
источник, которым Вы пользуетесь,
Вас дезинформирует, это опасно. СП
"Игирма-Тайрику" было создано
у нас в 1987 году, эффективно
работает, динамично развивается. У
нас возникли очень серьезные
проблемы во взаимоотношениях с
японской стороной лишь только по
идеологии сбыта этой продукции. Вы
знаете, что в 1998- 1999 годах мы
перенасытили рынок Японии в силу
разного рода причин
лесопродукцией. Поэтому
обладминистрация настаивала на
том, чтобы были расширены рынки
сбыта, в том числе и за счет
экспорта продукции в европейские
страны, что мы и сделали.

Вопрос:
Нам известно, где-то в мае-апреле
было объединенное заявление
лесопромышленников Иркутской
области о том, что они откажутся от
экспорта леса в Японию в связи с
тем, что Япония резко снижает цены и
вообще не выполняет своих
обязательств по оплате контрактов,
что приводит к тому, что цены на лес
приходится снижать в два раза,
чтобы там реализовать, потому что
уже за поставленный лес снижаются
цены. Какова сейчас ситуация?

Говорин
Б.А.:
Эти заявления были
связаны с тем, что лесной комплекс
был разрушен в силу разного рода
причин, и появилось в лесном
комплексе достаточно много
хозяйствующих субъектов, которые
действуют самостоятельно, и
поэтому обвал рынка, с точки зрения
цены на лес, был связан как раз с
непродуктивной политикой компаний,
работающих в лесном комплексе
Иркутской области, как и других
регионов РФ. Японцы достаточно
скрупулезно выполняют свои
обязательства, и вряд ли их стоит
обвинять в наших промашках.

Средства массовой
информации, аккредитованные на
пресс-конференцию

Телевидение

ОРТ
"Время"
ОРТ "Доброе утро"
РТР "Вести"
"Прометей-АСТ"

Радио

"Радио
России"
"Говорит Москва"

Информационные
агентства

"AK&M"
"Бридж ньюс"
РИА "Новости"
"Интерфакс"
"ИТАР ТАСС"
"РосБизнесКонсалтинг"
"Прайм-ТАСС"

Печатные
издания

"Ведомости"
"АИФ Новости"
"Эксперт"
"Время новостей"
"КоммерсантЪ"
Журнал "Основы государства и
права"

Организации
МКТ

"Мощные
компьютерные технологии"
(Интернет-медиа)
Группа "Сибирский алюминий"
"Полит.Ру" (Интернет-медиа)

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры