издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наш SOS все глуше, глуше...

Наш SOS
все глуше, глуше…
Катастрофы
на атомных подводных лодках

До инцидента с "Курском"
на дне Мирового океана покоились
шесть атомных подводных лодок: две
американские ("Трешер" и
"Скорпион") и четыре советские
(К-8, K-219, К-278 "Комсомолец", K-27).

Три наши
атомные подводные лодки погибли в
результате ЧП и одна была затоплена
в Карском море по решению
ответственных государственных
ведомств ввиду невозможности
восстановления и дороговизны
утилизации. Все АПЛ принадлежали
Северному флоту.

Катастрофы

Несмотря на
временные и географические
различия, катастрофы атомных
подводных лодок проходили как бы по
одному и тому же "сценарию":
пожар на глубине при возвращении
субмарины с боевого задания, борьба
за живучесть в подводном и
надводном положении, при этом, как
правило, лодка остается без хода и
связи. Затем — поступление
забортной воды внутрь прочного
корпуса, потеря центральным постом
управления, потеря подводной
лодкой плавучести и продольной
остойчивости. Итог — опрокидывание,
затопление и гибель. На всех
потерпевших катастрофу советских
атомоходах реакторы были заглушены
всеми штатными поглотителями. Для
страховки компенсирующие органы
опускались в крайнее нижнее
положение ручным способом — как
правило, это было связано с
огромным риском для жизни
исполнителя.

Первую
катастрофу потерпела АПЛ К-8 (проект
627А класса "Ноябрь") в апреле 1970
года. Она затонула в Бискайском
заливе, и при этом погибло 52
человека. АПЛ возвращалась с учений
"Океан", когда в третьем
(центральный пост) и восьмом
отсеках почти одновременно начался
пожар. Лодка всплыла. Потушить
пожар не удалось, сработала
аварийная защита реакторов и лодка
осталась без электроэнергии.
Центральный пост и все прилегающие
к нему отсеки были заполнены дымом.
Оставшийся экипаж эвакуирован на
верхнюю палубу лодки и на корабли,
подошедшие на помощь. Скоро был
израсходован запас сжатого
воздуха, в седьмой и восьмой отсеки
начала поступать забортная вода.
Утром II апреля в 6.20 в результате
потери продольной остойчивости
лодка затонула на глубине 4680
метров.

6 октября 1986
года к северу от Бермудских
островов затонула АПЛ К-219 (проект
667А класса "Янки") —
стратегическая АПЛ с
баллистическими ракетами на борту.
На лодке, возвращавшейся с боевого
дежурства, произошел взрыв ракеты в
одной из шахт. Погибло 4 человека.
Была нарушена герметичность
ракетного отсека, в который из
аварийной шахты начали поступать
пары ракетного топлива, дым и вода.
Несмотря на поступление воды, в
аварийном отсеке возник и не утихал
пожар. Произошло короткое
замыкание в основной силовой сети,
сработала аварийная защита
реактора правого борта. Подводная
лодка, находясь на поверхности,
медленно теряла запас плавучести —
вода поступала в цистерны главного
балласта. Была выведена из строя
установка левого борта. Экипаж был
эвакуирован на суда спасения,
командир остался в рубке вместе с 9
членами команды. Дифферент на нос
нарастал, и подводники были
вынуждены покинуть корабль. 6
октября в 11.03 подводная лодка
затонула на глубине 5000 метров.
Причина взрыва ракеты в шахте
осталась невыясненной. Согласно
существующим версиям, пожар возник
из-за неисправностей в самой шахте
или из-за столкновения с
американской подводной лодкой. На
борту лодки осталось 16 ракет с
ядерными боеголовками.

В апреле 1989
года в Норвежском море после пожара
под водой и всплытия затонула АПЛ К-
278 (проект 685 класса "Майк" —
"Комсомолец"). Погибло 42
человека. Это был уникальный
титановый корабль с глубиной
погружения до 1000 метров. Лодка
возвращалась на глубине 160 метров, в
180 км к юго-западу от о. Медвежий.
Седьмого апреля в 11.03 была
объявлена аварийная тревога — пожар
в седьмом отсеке. Через 11 минут АПЛ
всплыла. В результате пожара
возникли короткие замыкания, что
привело к срабатыванию аварийной
защиты реактора. Борьба за
живучесть, которую вел экипаж,
результатов не дала. Подводная
лодка лишилась электроэнергии и
запаса воздуха высокого давления. К
17.00 начал резко возрастать
дифферент — АПЛ теряла запас
плавучести и продольную
остойчивость.

Началась
эвакуация экипажа на спасательные
плоты, которых оказалось
недостаточно. Спасательные лодки,
сброшенные с самолета, оказались
слишком далеко, и экипаж
воспользоваться ими не смог. Через
восемь минут подводная лодка
затонула на глубине 1685 метров.
Погибли командир и 41 член экипажа.
Плавбаза "Александр
Хлобыстов", которая подошла
через час, взяла на борт 25 моряков и
тела пяти погибших.

Точной
причины возникновения пожара
установить так и не удалось. По
одной из версий, пожар возник в
результате повышенной
концентрации кислорода в отсеке и
короткого замыкания в
электрических цепях. Испытания АПЛ
перед ее выходом в автономное
плавание показали, что лодку нельзя
выпускать в море. Имеется также
информация, что экипаж на АПЛ не был
достаточно подготовлен, что и
явилось причиной трагического
развития событий.

Ядерная
авария

Подводная
лодка К-8 (проект 627 класса
"Ноябрь") отрабатывала задачи
боевой подготовки на полигонах
Баренцева моря. 13 октября I960 года
произошел разрыв парогенераторов и
трубопроводов компенсатора объема.
Была сброшена аварийная защита,
экипаж приступил к ликвидации
аварии. Вся АПЛ была загрязнена
радиоактивными газами. Оценить
радиационную обстановку не могли,
так как приборы зашкалили. У 13
человек экипажа проявились внешние
признаки лучевой болезни.

Следующая
ядерная авария на АПЛ Северного
флота случилась 4 июля 1961 года на
атомной подводной лодке К-19 (проект
658 класса "Отель") с
баллистическими ракетами на борту
во время учений в Северной
Атлантике. Произошла
разгерметизация первого контура
реактора на не отключаемом участке.
Течь случилась через трубку одного
из датчиков, который
сигнализировал о давлении в первом
контуре. Из-за резкого падения
давления воды сработала аварийная
защита реактора. Для
предотвращения оплавления
активной зоны с нее было необходимо
снимать остаточное тепловыделение,
постоянно подавая в реактор воду
("проливать" реактор). Было
принято решение смонтировать
внештатную систему проливки
реактора. Эта работа требовала
неоднократного и длительного
нахождения специалистов (офицеров,
старшин, матросов) в необитаемых
помещениях реакторного отсека в
зоне течи воды первого контура и
воздействия радиации, в данном
случае активных газов и аэрозолей.
Весь личный состав получил
значительные дозы радиации. Восемь
человек погибли от лучевой болезни,
получив дозы от 5000 до 6000 бэр. Экипаж
был снят и пересажен на дизельную
подводную лодку, пришедшую на
помощь. К-19 отбуксировали на базу.

Следующая
ядерная авария произошла на АПЛ К-11
(проект 627 класса "Ноябрь") 7
февраля 1965 года. Подводная лодка
находилась на заводе в
Северодвинске. Проводилась
операция перегрузки активной зоны,
которая велась с нарушением
технологии. Произошел выброс
паровоздушной смеси из-под
приоткрытой крышки реактора.
Приборы радиационного группового
контроля зашкалили. Весь персонал
был удален. В течение пяти суток
работы не велись, специалисты
пытались выяснить причину
происшедшего. Сделав неправильные
выводы, 12 февраля начали повторный
подъем крышки, при этом опять
нарушили технологию. Произошел
новый выброс радиоактивной
паровоздушной среды из-под крышки,
и начался пожар. В результате
погибла часть личного состава АПЛ,
остальные получили большие дозы
облучения.

24 мая 1968 года
АПЛ К-27 (проект 645 класса
"Ноябрь" ЖМТ) находилась в
Баренцевом море. Проверялись
параметры ЯЭУ на ходовых режимах
после выполнения модернизационных
работ. Мощность реактора
самопроизвольно начала снижаться.
Личный состав, не разобравшись в
ситуации, попытался поднять
мощность реактора, но безуспешно. В
это время возросла
гамма-активность в реакторном
отсеке и произошел выброс
радиоактивного газа в реакторный
отсек. Официальных данных об
уровнях загрязнения подводной
лодки, окружающей среды и уровнях
облучения личного состава нет. АПЛ
была затоплена в Карском море в 1981
году.

Подводная
лодка К-140 (проект 667А класса
"Янки") находилась в ремонте в
г. Северодвинск. 27 августа 1968 года
после модернизационных работ
реактор левого борта, вследствие
самопроизвольного поднятия
компенсирующей решетки на верхние
концевики, вышел на мощность,
превосходящую номинальную в 18 раз.
Давление и температура в реакторе
превысили номинальные параметры в 4
раза. Причиной самопроизвольного
пуска явились неправильный монтаж
сети питания и ошибки персонала. В
результате аварии активная зона и
реактор были выведены из строя и
заменены. Официальных данных об
уровнях загрязнения подводной
лодки, окружающей среды и уровнях
облучения личного состава нет.

В 1970 году на
АПЛ К-329 (проект 670 класса
"Чарли"), строившейся на заводе
"Красное Сормово" в г. Горький,
произошел неконтролируемый пуск
реактора, после чего возник пожар и
последующий выброс
радиоактивности. 30 ноября 1980 года
АПЛ К- 222 находилась в Северодвинске
на заводе. Шла комплексная проверка
главной энергетической установки.
Личный состав корабля убыл на обед,
а персонал завода остался на ПЛ. В
нарушение инструкций было подано
питание на систему управления
компенсирующими решетками без
подачи питания на приборы контроля.
В результате неправильного
функционирования системы
автоматики компенсирующие решетки
начали самопроизвольно
подниматься вверх. Произошел
несанкционированный выход
ядерного реактора на мощность.
Активная зона реактора была
выведена из строя. Официальных
данных об уровнях загрязнения
подводной лодки, окружающей среды и
уровнях облучения личного состава
нет.

8 апреля 1982
года АПЛ К-123 (проект 705 класса
"Альфа") находилась в
Баренцевом море. Произошел выброс
теплоносителя (жидкого металла) в
реакторный отсек. Причиной стала
межконтурная неплотность
парогенератора. В отсек вытекло
около двух тонн сплава. Атомная
установка была выведена из строя.
Реакторный отсек был заменен.
Ремонт занял девять лет.

10 августа 1985
года на АПЛ К-314 (проект 671 класса
"Виктор-1") при завершении
работ по перезарядке реакторов,
вследствие нарушения требований
ядерной безопасности и технологии,
произошла неуправляемая
самопроизвольная цепная реакция
деления ядер урана реактора левого
борта. В результате теплового
взрыва сформировался
радиоактивный шельф, ось которого
пересекла полуостров Дунай в
северо-западном направлении и
вышла к морю на побережье
Уссурийского залива. Протяженность
шельфа на полуострове составила 5,5
км (далее выпадение аэрозольных
частиц происходило на поверхность
акватории до 30 км от места выброса).
В аварии погибло десять человек.

В декабре 1985
года, при возвращении АПЛ К-431
(проект 675 класса "Эхо-11") на
базу, недалеко от Владивостока
произошла авария, в результате
которой была оплавлена активная
зона реактора.

26 июня 1989
года АПЛ К-192 (проект 675 класса
"Эхо-11") возвращалась на базу
Гаджиево на Кольском полуострове. В
22.45, когда АЛЛ находилась в
Норвежском море в 100 км к
северо-западу от поселка Сенья в
провинции Тромс и в 350 км к югу от
о.Медвежий, оператор реактора
левого борта обнаружил падение
давления в первом контуре и падение
уровня в компенсаторах объема.
Одновременно повысилась
активность на первом и втором
этажах реакторного отсека. На
подводной лодке дали сигнал
радиационной опасности. Была
обнаружена малая течь на
неотключаемом участке под
биологической защитой. Реактор
левого борта был отключен. При
выводе ЯЭУ левого борта из действия
обнаружили течь правого борта,
которая впоследствии увеличилась.
При выполнении мероприятий по
локализации течи на правом борту
произошел разрыв трубопровода.
Утром 27 июня к подлодке подошло
гражданское судно, с которого
начали подавать воду для проливки
реактора. АПЛ своим ходом пошла на
базу на Кольском полуострове. К АПЛ
подошли военные суда обеспечения,
включая спецтанкер "Амур",
который заменил гражданское судно
и начал подавать воду для
охлаждения реактора. Вечером этого
дня из-за ошибки личного состава на
два часа была прекращена подача
воды. Попытка начать проливку
реактора заново привела к тому, что
из-за воды, поступившей в
раскаленную активную зону, в
оболочках ядерного топлива
появились трещины. Высокоактивную
воду начали подавать на "Амур",
очистная установка которого,
рассчитанная на меньшую
активность, сразу вышла из строя. В
результате активная зона правого
борта сплавилась. Личный состав
получил значительную дозу
облучения.

Катастрофы,
не связанные с ядерной установкой

8 сентября 1967
года, во время возвращения
подводной лодки К-З с боевого
дежурства, в первом отсеке
загорелась гидравлика. При
переходе личного состава во второй
отсек пожар через открытую
переборочную дверь перекинулся
дальше. Выделение угарного газа
было настолько интенсивным, что уже
через несколько минут личный
состав первого и второго отсеков
перестал отвечать на запросы
центрального поста.
Кратковременное открытие
переборочной двери из третьего
отсека во второй для производства
разведки привело к загазовыванию и
третьего отсека, где личный состав
также начал терять сознание. Лодка
всплыла в надводное положение,
провентилировала третий и
четвертый отсеки и в надводном
положении с загерметизированными
первым и вторым отсеками четверо
суток шла на базу. В результате
аварии погибло 39 человек.

24 февраля 1972
года АПЛ К-19 возвращалась с боевой
службы в Северной Атлантике. В 10.23
был объявлен сигнал аварийной
тревоги по причине пожара в девятом
отсеке. В десятом отсеке было
загерметизировано 12 человек,
которых спасли только через 24 дня.
Причиной пожара стал лопнувший
трубопровод гидравлики. В операции
по спасению К-19 принимало участие
более 30 кораблей и судов. В общей
сложности операция длилась около
месяца. Подводная лодка
возвратилась на базу только 4
апреля. Погибло 28 человек.

26 сентября 1976
года при возвращении АПЛ К- 47 с
боевой службы возник пожар в
восьмом отсеке. Причиной пожара
было возгорание ветоши в трюме.
Погибло 8 человек.

18 июня 1984
года, при возвращении АПЛ К-131 с
боевой службы на базу на Кольском
полуострове, в Норвежском море
возник пожар в восьмом отсеке.
Причиной пожара стало возгорание
одежды на старшине команды
электриков. Пожар перекинулся в
седьмой отсек. Погибло 13 человек.

Они и
мы…

Несмотря на
то, что американский военный
подводный флот превосходил по
размерам советский, после второй
мировой войны на флоте США аварии и
катастрофы ПЛ случались намного
реже. Самыми крупными катастрофами
в истории американского подводного
флота остаются гибель АПЛ
"Трешер" и "Скорпион". USS
Thresher (SSN-593) была первой АПЛ нового
класса "Пермит", оборудованной
опытной ЯЭУ. Максимальная глубина
погружения достигала 400 м. 10 апреля
1963 года после 9-месячного ремонта USS
Thresher вышла в море в сопровождении
спасательного судна Skylark (ASR-20) для
глубинных испытательных
погружений. Помимо 16 офицеров и 96
матросов, на борту находились 17
гражданских исследователей
техников. Через 15 минут после
достижения заданной глубины с
"Трешера" на "Скайларк" по
телефону поступило сообщение о
возникших "трудностях". Затем
на "Скайларке" услышали звук —
"словно воздух врывается в
цистерны", после чего наступила
тишина. Позднее спасательный
корабль обнаружил над местом
катастрофы различные обломки и
мусор, включая куски внутренней
обшивки. Причиной катастрофы,
вероятно, послужила утечка воды из
трубопровода в машинном отделении,
что помешало лодке всплыть на
поверхность. Все 129 членов экипажа
погибли. Лодка лежит на глубине 2600
м, ее прочный корпус разрушен на
несколько крупных частей.

22 мая 1968 года
АПЛ USS Scorpion (SSN-589) класса
"Скипджек" затонула на глубине
3600 м в 400 милях на юго-запад от
Азорских островов. Согласно
существующей версии, причиной
катастрофы явился взрыв на борту
АПЛ. На борту были 9 офицеров и 85
матросов, все погибли. АПЛ несла две
торпеды "Астор" с ядерными
боеголовками.

По
материалам сайта SeeWolf

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры