издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Адреса фестивалей -- Хаарлем и Иркутск

Адреса
фестивалей — Хаарлем и Иркутск

Открытием концертного сезона
в этом году органистка Людмила
Мацюра отмечает 15-летие творческой
деятельности. Имя органистки
хорошо известно, и ее концерты
пользуются большой популярностью у
иркутской публики. За эти годы ею
сыграно огромное количество
сольных программ, проведено
множество циклов, разработаны
абонементы для детей и юношества.
Все это позволяет органистке
показать слушателям богатство и
разнообразие звучания органа,
необыкновенные возможности этого
инструмента.

За эти годы концерты
Людмилы Мацюра проходили не только
под сводами иркутского органного
зала, но и в Германии, Швейцарии,
Австрии, Италии и Испании.

Несмотря на огромный
репертуар и опыт концертной работы,
органистка всегда стремится
повысить свой профессиональный
уровень, занимаясь в мастер-классах
и участвуя в различных
международных академиях.

Сегодня Людмила
МАЦЮРА делится впечатлениями о
своей последней поездке, а также
размышляет о предстоящем
фестивале, который пройдет в
Иркутске.

— В стране,
где я побывала, нет числа каналам и
мостам. На ее полях весной —
разноцветные тюльпаны, пасущиеся
стада коров и овец, множество
церквей и мельниц. А еще эта страна
известна своими кораблями, куда сам
Великий Петр ездил учиться
корабельному делу, и своими
органами.

История
говорит об огромном влиянии
культуры этой страны на Россию, и,
может быть, не случайно наши флаги
имеют одинаковые цвета.

Имя этой
необыкновенной страны —
Нидерланды, Голландия. Именно
здесь, в Голландии, в Хаарлеме
(город близ Амстердама), проходит
всемирно известный конкурс
органной импровизации (43-й этим
летом), а вслед за ним, раз в два
года, не менее известная
Международная летняя академия для
органистов. Одновременно на
протяжении месяца идет
Международный органный фестиваль в
Хаарлеме, Амстердаме, Алкмааре и
других городах. Попасть на эту
академию и фестиваль — большая
удача для органиста. И потому,
получив приглашение и стипендию
для участия в академии, я была полна
радостных надежд и находилась в
предвкушении необыкновенных
впечатлений.

Первым встал
вопрос, как туда попасть, вернее,
где взять денег на эту дальнюю
дорогу. Наши учреждения культуры,
увы, несостоятельны уже давно. Для
меня большой удачей была встреча с
людьми, которые поняли важность
моего участия в академии и которые
стали спонсорами моей поездки. Я
очень благодарна Николаю Ивановичу
Винниченко, директору ОАО
"Мясокомбинат Иркутский", и
профсоюзной организации ОАО
"Иркутскэнерго", в лице его
председателя Светланы Семеновны
Непомнящих, за оказанную мне
помощь.

И вот
Хаарлем. Впечатляет высокий
уровень организации и проведения
академии, в чем заслуга, конечно, ее
директора Элс Хендрикс. Мы забывали
об ужасной погоде (две недели дождь
и холодный ветер), переступая порог
Концертгебау, где всегда видели
приветливые лица, чувствовали
чуткое и заботливое отношение ко
всем без исключения участникам,
будь то именитый профессор или
просто студент.

А было нас
более 80 участников из Голландии,
Германии, Италии, Великобритании,
Греции, других стран Америки,
Европы и Азии.

Мастер-классы
Хаарлемской академии всегда ведут
лучшие, известные органисты,
музыканты с мировым именем из
разных стран. Этим летом работали
Пит Кэй, Эвальд Коойман
(Нидерланды), Жан Буайе (Франция),
Зигмунд Сатмари и Вольфганг Церер
(Германия) и другие.

Все дни были
заполнены до предела: несколько
мастер-классов (зачастую за
органом), затем индивидуальные
занятия на одном из 28 органов,
предоставленных нам для занятий в
разных церквях и местах. По вечерам
— концерты. Конечно же, все зависело
от собственного выбора.
Большинство участников приезжает
только на 1-2 класса. Мы же с
коллегами из Екатеринбурга и
Москвы, Челябинска и Нижнего
Новгорода были наиболее активными
и многоуспевающими. Объяснение
несложно: в нашей стране органисты
существуют разрозненно, ограничены
в общении, гастроли из-за бедности
концертных организаций стали
редкими. Попав в Хаарлем, конечно
же, хотелось успеть и сделать как
можно больше: пообщаться с
прекрасными музыкантами,
позаниматься на различных хороших
органах, послушать концерты в
исполнении таких высококлассных
музыкантов.

Каждый из
этих концертов заслуживает особого
рассказа. Большинство, конечно же,
органные. Это незабываемые
концерты Пита Кэйя (Нидерланды),
Жана Буайе (Франция), блестящего
импровизатора Лоика Малье
(Франция), Монсеррата Торрента
(Испания), Зигмунда Сатмари
(Германия) и многие другие.

Было еще
нечто интересное во время
фестиваля — насколько концертов на
колоколах. Это совершенно иное
действо, нежели привычный для нас
русский колокольный перезвон.
Представьте красивую площадь, люди,
стекающиеся на нее из маленьких
улиц, высокая колокольня
великолепного собора Сант Бавокерк
и необыкновенные звуки музыки,
рожденные руками невидимого
музыканта. Труд исполнителя — это
по-настоящему тяжелая работа,
поскольку по большим клавишам
нужно ударять кулаками и локтями,
рождая при этом чудесные гармонии и
звуки. Мы слушали такие
произведения, как "Гольдберг
вариации", партиты И.-С. Баха,
произведения Моцарта, Пахельбеля,
Рамо и других современных
композиторов.

И, наконец, о
главном, ради чего я ехала в
Нидерланды — об органах.
Несомненно, Голландия одна из
богатейших стран по наличию
огромного количества великолепных
исторических органов 16-19 веков.
Даже европейцев покоряют роскошь и
прекрасное звучание большинства
этих инструментов.

Один день, по
традиции академии, посвящен
экскурсии по историческим органам
определенной части Голландии.
Огромный комфортабельный автобус
перевозил нас из города в город, и в
течение дня мы увидели и услышали
пять концертов на пяти различных
инструментах в четырех городах.

Конечно же,
органы строились в церквях. Они, как
и сами церкви, являлись
показателями богатства города.
Церкви и органы — были делом
престижа, они строились на века, и
голландцы по праву ими гордятся.
Повсюду, даже в маленьких городках,
можно встретить большую церковь с
прекрасным большим органом. В
Голландии я часто думала о том, как
жаль, что эти органы звучат нечасто,
потому что их слишком много
повсюду. Нам бы хоть несколько
таких в Россию! (Для справки: у нас
подобных органов единицы, да и те в
основном в Прибалтике, кроме органа
в Большом зале Московской
консерватории). Там же концерты на
прекрасных органах в таких
небольших городах, как Ляйден,
Маслаус, Больсвард, бывают лишь
несколько раз в году, потому что в
Амстердаме, Хаарлеме, Утрехте по
нескольку огромных инструментов, и
большинство концертов и фестивалей
идет, конечно же, там.

Завершилась
академия 28 июля — в день, когда 250
лет назад не стало великого
музыканта, гения, непревзойденного
мастера органа — И.-С. Баха.

Вернувшись в
Иркутск, уже открыв новый
концертный сезон, я готовлюсь к
проведению нашего фестиваля,
посвященного 250-летию со дня смерти
И.-С. Баха. Иркутская филармония уже
традиционно проводит в ноябре
фестиваль органной и камерной
музыки.

В ноябре
нашему иркутскому органу, по праву
признанному одним из лучших
инструментов в России, исполняется
22 года. Для этого инструмента это не
возраст, к тому же построен он
прекрасной немецкой фирмой
"Александр Шуке" (г. Потсдам). В
разработке нашего органа
использованы чертежи самого И.-С.
Баха, который был в свое время
известным специалистом в
органостроении. Его часто
приглашали при открытии новых
органов в различные города
Германии. Иркутский орган выстроен
в барочной манере и является
аналогом типичного инструмента
баховской эпохи.

В этом году
по всему миру проходят фестивали,
конкурсы и концерты, посвященные
великому музыканту. Я очень рада,
что Иркутск проводит этот
фестиваль, присоединяясь к
всемирному музыкальному движению
чествования замечательного
композитора и музыканта.

Признаюсь,
что состояние нашего органа сейчас
меня тревожит. Инструмент очень
сильно реагирует на все изменения
температуры и влажности воздуха.
Поэтому необходимо срочно
установить кондиционер в органный
зал для обеспечения нормальных
условий его работы. Довольно
большой срок орган не осматривался
мастерами фирмы-изготовителя, а за
эти годы накопилось много работы по
интонировке. Для этого нужно также
приглашать высококлассных
специалистов-интонировщиков,
желательно из Германии. Разумеется,
все это требует немалых средств. Я
надеюсь, что наша филармония,
комитет по культуре и городской
отдел культуры не дадут иркутскому
органу расстроиться от плохого
обращения и решат эти проблемы.

Наш
фестиваль будет проходить с 21 по 24
ноября и может по праву носить
статус международного, так как на
его открытии выступит молодой
украинский органист из Харькова —
Тарас Багинец. На протяжении
нескольких вечеров будет звучать
музыка Баха и его современников в
исполнении дуэта "Концертино",
солистов Иркутской филармонии:
заслуженных артистов России Юрия
Кузьмина (скрипка), Михаила Клейна
(фортепиано), органистки Людмилы
Мацюра и певца Майдара Аюуша. На
закрытии фестиваля прозвучит
музыка в исполнении трио
"Рондо" и молодежного
камерного хора под управлением
Веры Щукиной.

Надеюсь, что
наш фестиваль станет праздником
для всех любителей органной и
камерной музыки. Приглашаю всех вас
поздравить наш замечательный
иркутский орган с днем рождения и
насладиться звуками вечной
прекрасной музыки И.С. Баха.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры