издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Бытописание с любовью"

"Бытописание
с любовью"

Софья ШЕМЯКИНА,
заведующая научно-экспозиционным
отделом областного
художественного музея

В Иркутском
областном художественном музее
открылась выставка русской графики
и фарфора XVIII — начала ХХ веков,
которая еще раз позволяет
заглянуть в сокровищницу, святую
святых музея — запасники. Выставка
носит название "Бытописание с
любовью" и знакомит с акварелью,
рисунком и фарфором, которые были и
остаются неотъемлемой частью жизни
различных слоев русского общества.
Фарфор представлен изделиями
заводов России. Время создания его:
первая половина XVIII — начало ХХ
века. На выставке показана лишь
часть коллекции фарфора Иркутского
художественного музея, но даже по
небольшому количеству экспонатов
мы можем с уверенностью говорить о
ценности выставки.

Складываться
коллекция начала с 1925 года, когда
первые экспонаты поступили из
музея народоведения, бывшего
Восточно-Сибирского отдела
императорского Русского
географического общества. В 1928 году
из Ленинградского
государственного музейного фонда
поступили изделия с известных
заводов России: Императорского,
Гарднера, Попова, "Товарищество
М.С. Кузнецова", Миклашевского,
Корниловых и т.д. В 1939 году мы стали
обладателями самой крупной
коллекции (не считая музея
Хайтинского фарфорового завода)
сибирского фарфора фабрики И.Д.
Перевалова. Помимо этих
поступлений музейное собрание
пополнялось благодаря подаркам не
только известных коллекционеров,
таких, как москвич Ф. Вишневский, но
и простых граждан Иркутска. Очень
ценно для нас внимание крупных
организаций города.
Восточно-Сибирская железная
дорога, например, несколько лет
назад приобрела и подарила музею
прекрасные образцы кузнецовского
фарфора конца XIX — начала XX веков.

Русский
фарфор ставят в один ряд с такими
явлениями, как русская живопись,
русская музыка и русская
литература. Михаилу Врубелю, чей
авторитет был неоспорим в кругу
современников, принадлежат слова:
"Лучшее искусство — русский
фарфор". В лучших традициях
русского декоративно-прикладного
искусства создан сервиз для
Великого князя Константина
Николаевича на Императорском
фарфоровом заводе. На выставке
представлены части этого сервиза
(большая часть последнего
находится в Государственном
историческом музее), поступившие в
1928 году из Государственного
Ленинградского музейного фонда,
куда после революции сервиз попал
из Мраморного дворца, резиденции
Великого князя Константина
Николаевича. Для последнего, по
случаю его бракосочетания, и был
создан по проекту Ф.Г. Солнцева
сервиз с вензелем "ВККН"
(Великий Князь Константин
Николаевич), части которого
оказались в нашей коллекции.
История его создания чрезвычайно
интересна. В 1837 году император
Николай I утвердил проект сервиза
Федора Григорьевича Солнцева,
предназначенного для Большого
Кремлевского дворца. Это была
попытка отразить в фарфоре
русско-византийский стиль.

Кремлевский
сервиз состоял из трех частей: двух
"золотых" (для закуски, жаркого
и для десерта) и одной "белой" —
для супа. "Белая" часть сервиза
существенно отличается от
"золотой". В "золотой"
части предметы полностью покрыты
густым золочением, отсюда и
впечатление от посуды как
металлической. "Белая" часть
смотрится самостоятельно, более
сдержанно и элегантно.

"Белая"
часть Кремлевского сервиза с ее
великолепной росписью в виде
плетенки насыщенных цветов —
терракота, синий, красный, зеленый
на ослепительно белом фоне фарфора
— и послужила образцом для создания
сервиза Великого князя Константина
Николаевича.

Остается
только сожалеть, что сервиз не
послужил началу национальной
стилистической линии в русском
фарфоре XIX века.

Изделия
Императорского фарфорового завода
на протяжении всего его
существования служили образцами
для подражания частным заводам
России. Последние не только
ориентировались на его продукцию,
но и сами создавали прекрасные
изделия.

Вместе с
изделиями центральных заводов
России на выставке представлен наш
сибирский фарфор фабрики
Переваловых, известной сейчас как
Хайтинский фарфоровый завод.
Фабрику открыли братья Данила и
Филипп Переваловы в 1869 году в 120
километрах от Иркутска на месте
впадения речки Хайтинки в реку
Белую. Производство в полной мере
развернулось при сыне Данилы
Перевалова Иване. При нем фабрика
выпускала высококачественную
посуду для самых широких слоев
русского общества, и это достаточно
полно отражено на нашей выставке:
сервиз с яблоневой веткой, и сервиз,
стилизованный под русский стиль,
тарелки с галантными кавалерами и
дамами XVIII века, со сценками из
жизни купечества или сплошь
покрытые незабудками в сельском
духе, тонкие, с нежной цветочной
росписью, чашки, разнообразные по
форме, и предметы культа.

Экспонируемую
икону создал один из самых
известных художников фабрики
Дмитрий Михайлович Морозов,
прекрасный живописец по фарфору.
Морозов приехал на фабрику из
Санкт-Петербурга, с Императорского
фарфорового завода. Именно он
расписал сервиз, подаренный
цесаревичу Николаю, когда тот
проездом через Иркутск возвращался
из Японии в 1891 году. Морозов
принимал участие в создании
уникального фарфорового
иконостаса для Сиропитательного
дома Елизаветы Медведниковой в г.
Иркутске, фрагменты которого
представлены в залах музея, где
расположена экспозиция сибирского
искусства. Прекрасное качество
переваловского фарфора, его
ослепительная белизна, плотность
черепка и в то же время
прозрачность помогли продукции
фабрики завоевать должное место на
рынке сбыта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры