издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение Сергея БОСХОЛОВА

Возвращение
Сергея БОСХОЛОВА

Босхолов Сергей Семенович —
заместитель главы администрации
Иркутской области. Родился 6 июня 1950
года в селе Харазаргай Эхирит-
Булагатского района
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа. После службы в
армии окончил Волгоградскую высшую
следственную школу МВД. Работал
следователем в Эхирит-Булагатском
РОВД, затем учился в Академии МВД.
После защиты кандидатской
диссертации преподавал
криминалистику в Вильнюсе на
кафедре специальных дисциплин в
Высшей школе МВД. В 1990 году Сергей
Семенович был избран в Комитет
конституционного надзора СССР, а
после распада Союза работал в
Конституционном суде Российской
Федерации. С 1993 по 1999 год — депутат
Государственной Думы от
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа. Занимал пост
заместителя председателя Комитета
по безопасности, являлся членом
коллегии Министерства по
чрезвычайным ситуациям. После того
как депутатская деятельность была
закончена, Босхолов преподавал в
Московском институте МВД России, а
затем был приглашен в
финансово-промышленную группу
"Альфа-Эко" на должность вице-
президента. Доктор юридических
наук. Заслуженный юрист России.
Женат. Дочь работает в службе
судебных приставов, сын — адъюнкт
Московского института МВД.

— Сергей
Семенович, вы достаточно давно
уехали из Иркутской области. И даже
в то время, когда работали в
Госдуме, постоянно жили в Москве.
Что стало причиной вашего
возвращения в Иркутск?


Предложение Бориса Александровича
было для меня неожиданным. Он мне
позвонил по телефону,
поинтересовался, чем занимаюсь.
Затем Борис Александрович сказал,
что, по его мнению, мне надо
работать на госслужбе, а не в
коммерческих структурах, и
предложил должность заместителя
главы областной администрации. Я
согласился не сразу. После
двухнедельных размышлений. За это
время мы дважды встречались с
губернатором, обсуждали суть
предстоящей работы. И я дал
согласие. Первое, что определило
мое решение, — желание работать с
Борисом Александровичем. Мы с ним
давно знакомы и я очень уважаю
этого человека. Во-вторых, мною
двигал чисто профессиональный
интерес. Я работал следователем, в
органах судебной власти, занимался
наукой и законотворчеством,
преподавал. А вот опыта работы в
исполнительной власти, причем на
таком серьезном посту, у меня не
было. Причем само содержание
работы, материя, так сказать, мне
знакомы. Был и третий мотив —
вернуться в родные края…

— Семья,
наверное, в Москве осталась?

— Дети у меня
большие. Они работают, учатся, а мы с
супругой приехали.


Возвращаюсь к мотивировке. Полагаю,
что, уходя из "Альфы", вы
значительно потеряли материально?

— Разумеется.

— Но
названные вами мотивы оказались
настолько серьезными, что вы на это
пошли? — Да, как видите.

— В
соответствии с распределением
обязанностей между заместителями
губернатора вы курируете
деятельность правоохранительных
органов, а также отслеживаете
законотворческую работу.

В прошлом
году перед законодателями стояла
задача привести региональные
законы в соответствие с
законодательством федеральным.
Решена ли эта задача, и какие
приоритеты, на ваш взгляд, есть в
законотворческой работе сегодня?

— Задача
практически решена, и мы отчитались
перед федеральным центром.
Единственное, к чему они
предъявляют претензии, так это к
трехстороннему договору между
федеральным центром, Иркутской
областью и Бурятским автономным
округом. Они даже прислали проект
решения, согласно которому этот
договор аннулируется. Но мы на это
пойти не можем. Потому что на базе
этого договора заключен целый ряд
соглашений между правительством
Российской Федерации и нашими
областными структурами. Они имеют
для нас большое значение. В том
числе договор об электроэнергии,
где зафиксировано то
обстоятельство, что Иркутскэнерго
в 1997 г. акционировалось. Той же
позиции придерживается и
администрация Усть-Ордынского
округа. Мы совместно подготовили
ответ в Москву, отправили его и
теперь будем работать над тем,
чтобы устранить из трехстороннего
договора положения, которые
противоречат федеральному
законодательству. При этом суть
соглашения будет сохранена.

Другая
важная задача связана с тем, что
Иркутскую область надо сделать
привлекательной для инвесторов.
Потому что без привлечения
инвестиций нам область не поднять.
Все крупные проекты, а в их числе и
Ковыкта, и золото, и лесная
промышленность, требуют больших
капиталовложений.

— А в чем
причина низкой инвестиционной
привлекательности нашей области?

— Начнем с
того, что на всем пространстве
России благоприятный
инвестиционный климат пока не
создан. В этом смысле отстает и
российское законодательство. Что
касается области, то у нас пока нет
необходимых законов.

— А какие
необходимы законы?

— Думаю, что
нужен закон об инвестиционной
деятельности, закон о гарантиях
иностранных инвестиций. А на самом
деле надо посидеть и очень серьезно
подумать. Сейчас у нас лежит план
законотворческой работы
Законодательного собрания. Мы его
внимательно изучаем и, конечно,
внесем свои предложения. Это будет
уже общий план работы и
администрации, и Законодательного
собрания на 2002 и 2003 годы.

— А если
говорить о совершенствовании самой
власти — исполнительной и
законодательной… Какие проекты
законов будут представлены в этом
году в парламент от администрации?

— Надо будет
обновить законы, которые касаются
непосредственно исполнительной
власти. Нужен закон о структуре
администрации Иркутской области.
Нужен закон (он уже прошел первое
чтение в Законодательном собрании)
о схеме управления. Нужно серьезно
обновить закон об администрации.
Кроме того, депутаты ЗС разработали
закон о Законодательном собрании.
Они его нам уже представили. Мы дали
по нему заключение. Очень серьезный
документ, и проходить он будет
непросто. Иначе говоря, систему
органов государственной власти
нужно привести в соответствие с
нынешней ситуацией в стране.


Планируются ли изменения в
структуре административного
комитета?

— Некоторые
изменения уже произошли. Создан
новый состав административного
комитета. В комитет по новому
положению входят заместители главы
администрации и руководители
структурных подразделений.
Представителей общественных
организаций, как это было раньше,
там больше нет. Они будут
приглашаться на заседания в случае
необходимости. В рамках
административного комитета создан
президиум: губернатор и его
заместители. План заседаний —
жесткий. В первый и третий
понедельник месяца — заседания
президиума, во второй и четвертый —
заседания всего комитета.

— Скоро
состоятся выборы в органы местного
самоуправления. Будут ли со стороны
правоохранительных органов
приняты меры по обеспечению
чистоты этих выборов?

— Конечно. На
одном из аппаратных совещаний мы
обсуждали этот вопрос.
Администрация не останется в
стороне от муниципальных выборов.
Речь не идет о том, чтобы
вмешиваться в их ход. Но мы должны
обеспечить и условия для
проведения этих выборов и порядок.
Главное, чтобы соблюдался Закон о
выборах. Хотелось бы, чтобы случаев
использования "грязных"
технологий было поменьше, хотя
думаю, что исключить их совершенно
невозможно. Ближе к выборам будет
проведено совещание с руководством
правоохранительных органов, где и
будут поставлены конкретные
задачи. Мы хотим, чтобы на этих
выборах во власть были избраны
достойные люди, не такие, как бывший
мэр Усть- Кута, который в тяжелый
момент оставил все и уехал… Там
сейчас заведены три уголовных дела
и проводится расследование, не
имело ли место нецелевое
использование бюджетных средств.
Если эти факты будут обнаружены и
доказаны, то естественно, что
виновные понесут ответственность.
Эта работа на контроле у
прокуратуры Иркутской области и у
меня.

— Сергей
Семенович, как вы полагаете, какие
слабые места в законодательной
базе наших правоохранительных
органов?

— За
последние годы Государственная
Дума проделала в этом отношении
колоссальную работу.
Законодательная база для
правоохранительной деятельности
создана. Наконец-то появился
уголовно-процессуальный кодекс.
Это базовый документ. Беда в
изъянах нашей правоохранительной
практики. Законы неплохие, но их
надо применять. Правовой нигилизм,
который у нас появился в девяностые
годы, пока не изжит. Пора приучить
уважать закон и чиновников и
бизнесменов. Кроме того, не
доведена до конца судебная реформа.
Сделано лишь полдела, и работа
будет продолжаться.

— А что вы
думаете о смертной казни?

— Вопрос
спорный. Но что касается меня, то я
против применения смертной казни.
Тем более что это записано в нашей
конституции.

— Сергей
Семенович, как вы относитесь к идее
объединения автономного округа с
областью? Этот вопрос давно
обсуждается, но предпринимаются ли
какие-то реальные шаги?

— Вряд ли
стоит торопить события. До сих пор
нет федерального закона, который
позволил бы решить эту проблему.
Думаю, что интеграция между округом
и областью должна носить плановый
характер — по сельскому хозяйству,
по культуре, по здравоохранению.
Вот в августе было подписано
большое соглашение. Но это рамочный
документ, а на его базе надо
заключать конкретные соглашения.

Записал
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда".

После беседы
Сергея Босхолова с журналистами
губернатор официально представил
своего нового заместителя
руководителям силовых структур
области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры