издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У губернатора достаточно работы

У
губернатора достаточно работы

Беседа политического
обозревателя
"Восточно-Сибирской правды"
Александра Гимельштейна с
губернатором Иркутской области
Борисом Говориным.

— Борис
Александрович, мы ушли от
кризисного состояния, как Россия,
так и Иркутская область. Этот уход
был тяжелым, но и стабильное
развитие, которое сейчас только
начинается, к сожалению, сопряжено
с большим количеством серьезных и
даже мрачных обстоятельств
природного, экономического,
социального характера. А в
эпицентре событий находится,
конечно, власть. На сегодня одна из
главнейших и важнейших на весь 2002
год тем — повышение зарплаты
бюджетникам, выплата областных
надбавок и вопрос исполнения
федеральным центром обязательств
перед работниками бюджетных
организаций региона по выплате
зарплаты. В городах и районах
области абсолютно разная ситуация,
например, в Ангарске бюджетники не
получают надбавок, а в Шелехове они
выплачены. Что в связи с этим может
сделать региональная власть и в
состоянии ли органы местного
самоуправления отвечать перед
людьми ?

— Положение в
Ангарске и Шелехове — это и есть
реальное отображение ситуации,
которая у нас на территории
Иркутской области сложилась. Мы
ушли от назначения глав местного
самоуправления, перешли к
выборности и, увы, в силу разного
рода причин во время выборов к
власти порой приходят
неподготовленные люди. Если
касаться Ангарска, то здесь
наиболее рельефно эта тема
выражена. Мэр не только не
выполняет собственные
обязательства перед населением —
эффективно управлять городским
хозяйством, но мало того, еще
дискредитирует областную и
федеральную власть.

А вот какова
общая ситуация. Учреждения
бюджетной сферы областного
подчинения полностью получили
заработную плату с учетом и так
называемой областной надбавки и
повышения, предусмотренного
федеральным законодательством с 1
декабря 2001 г. Мы взяли под контроль
решение дел по выплате зарплаты в
органах местного самоуправления, и
в первую очередь выполнили свои
обязательства перед ними,
перечислив на сегодняшний день 100
процентов всех дотаций, которые
предусмотрены органам местного
самоуправления нашим областным
бюджетом — 103 миллиона рублей. Я
хочу сказать и о том, что Российская
Федерация в лице правительства
также исполнила свои
обязательства, те дополнительные
доходы, которые были получены
федеральным бюджетом в конце 2001
года — 92 млн. пришли к нам на
территорию Иркутской области и
были перечислены органам местного
самоуправления, включая и Ангарск,
в установленной пропорции.

Мы понимаем,
что вопрос заработной платы
перезрел и блокирование решения
этой проблемы могло вызвать просто
деградацию в бюджетной сфере.
Сегодня в первую очередь
ответственность лежит на мэриях,
городских и районных Думах. Они
разрабатывают, принимают и
контролируют бюджет. Насколько я
знаю ангарскую ситуацию, там полный
диссонанс в работе городской Думы и
мэра, они друг друга не умеют
слушать, и я твердо убежден, что
избиратели, жители города Ангарска
должны в апреле сделать новый
выбор. Избираться там будет и мэр, и
депутаты городской Думы.

— Борис
Александрович, демократическая
процедура дело длинное. Хорошо, у
нас так получилось, что скоро
выборы в местные органы
самоуправления. Я, честно говоря, не
убежден в том, что в территориях,
особенно в проблемных, на место
недостаточно эффективно
работающего мэра не придет просто
громкий популист, который вообще не
в состоянии ничего делать.

У нас уже
были примеры на прошлых выборах.
Была тогда просто кризисная
ситуация и часть людей, которые
пришли, не буду обижать всех, но
какая-то их часть, это люди, которые
и не умели и не хотели учиться.
Кто-то захотел, и они сейчас, я
думаю, достойно предстанут перед
избирателями. Кто-нибудь сумеет
остановить глав местного
самоуправления, банкротящих свои
территории?

— У нас есть
закон об отзыве глав местного
самоуправления. Он очень сложный,
но наше региональное
законодательство не имеет
достаточной свободы, оно жестко
привязано к нормам федерального
законодательства. А федеральный
закон, который сегодня существует,
как вы видите, неэффективен. Мне
кажется, депутатам Государственной
Думы следует использовать свои
полномочия и осуществить
соответствующие инициативы,
направленные на совершенствование
законодательства по местному
самоуправлению.

— И вот чтобы
эту тему действительно в какой-то
степени логически завершить я
хотел бы спросить: губернатор
Иркутской области выскажет свою
позицию по состоянию дел в
территориях, именно учитывая
предстоящие выборы, как гражданин,
как политик, как руководитель
региона?

— Некоторые
сегодня пытаются высказать формулу
о том, что губернатор не имеет права
участвовать в муниципальных
выборах. Я думаю, что это глубоко
ошибочно. Мне говорят: губернатор,
тебя избрало население, ты за все и
отвечаешь. Как можно за все
отвечать, не влияя на процесс
формирования органов управления,
которые ежедневно принимают
решения на такой большой
территории, в которую включены 37
муниципальных образований.
Конечно, я буду принимать самое
непосредственное участие. И буду
очень рад, если средства массовой
информации предоставят мне
возможность изложить свою позицию.

— Борис
Александрович, мы пережили лето,
которое было не менее суровым, чем
зима. Сейчас нас погода щадит. Вот
политическая температура лета была
зашкаливающей. Это, наверное, как-то
связано… Прошли выборы и на
сегодняшний день можно сказать, что
обновленная команда в основном
сформирована. Я не думаю, что у
населения эта проблема стоит на
первом месте. Но это предмет очень
пристального интереса
политического сообщества,
небольшого слоя в Иркутской
области, который очень внимательно
следит, анализирует, критикует,
борется, поскольку в этом слое есть
не только наблюдатели, но и
активные участники политического
процесса. Хотелось бы узнать ваше
мнение о том, что изменилось в
управленческом стиле областной
администрации. Существует мнение,
что каждая корпорация,
представленная на территории
Иркутской области, выставила по
одному "смотрящему" в круг
заместителей главы администрации,
и на сегодняшний день губернатор
окружен четкой командой лоббистов,
которые реализуют интересы
корпораций в администрации. А уж в
свободное время занимаются и
проблемами регионального
управления. Я поставлю вопрос
ребром. Вы управляете этими людьми,
или они у вас выставлены в качестве
наблюдателей, внимательных
докладчиков на сторону по
состоянию дел?

— Каждый
этап, каждый отрезок нашей истории
предполагает соответствующий
набор задач, которые нужно решать. В
1997 году мы пришли к разрушенному
хозяйству. Все предприятия стояли,
эти голодовки, забастовки, приезды
с Черемхова, с Усть-Кута, митинги у
шпиля. Мы все это прошли своими
переживаниями и эмоциями. Поэтому в
тот период времени, под решение тех
задач была сформирована команда, и
я твердо убежден, что она в полном
объеме, ответственно исполнила
свои обязательства перед
населением. Я хочу в связи с этим
поблагодарить всех тех, кто сегодня
не работает в администрации, но
работал вместе со мной и осуществил
важную задачу достижения областью
нового качественного состояния, с
которым мы стартовали сейчас в 21
век.

В чем мы
видели свою слабость, анализируя
ситуацию? В первую очередь в
малоэффективном влиянии экономики
Иркутской области на социальную
сферу. Мы занимаем 14 место по объему
промышленного производства, мы на 3
млрд. долларов экспортируем
продукции, а приходим в разрушенный
дом, в не очень ухоженную больницу,
школу и видим этот диссонанс.
Очевидно, что мы должны обеспечить
прямое влияние экономики на
уровень, на качество жизни жителей
Иркутской области. Для этого
требуются новые управленцы. Почему?
Потому что экономика многоукладна,
сегодня в областной собственности
есть небольшой набор предприятий,
которыми мы напрямую управляем. А
остальные прошли процедуру
приватизации, акционирования и
являются частными. Поэтому есть
необходимость выстроить некую
новую модель взаимоотношений с
бизнесом, с собственниками. Вы
видите, что на протяжении всего
времени после избрания я формирую
некую корпоративную культуру,
которая должна сложиться в регионе
во взаимоотношениях областной
власти с собственниками, с крупными
финансовр-промышленными группами
России, с которыми сегодня ведет
диалог сам Президент.

Если верить
оппозиционной прессе, а я ее читаю,
не заместители отображают
финансовые интересы корпораций, а
лично губернатор. Бог им судья:
Губернатор по-прежнему служит
интересам своей Иркутской области,
той земле, на которой родился. В
этом долг и всех моих заместителей,
и в целом администрации. Здесь
подходы какие? Первое. Мы сокращаем
на 30 процентов численность
администрации Иркутской области.
Второе. Мы посмотрели, что некие
каноны, которые были заложены в
структуре администрации, например
отраслевой подход, изжил себя. Мы
исходим из того, что экономика
области должна эффективно влиять
на социальное устройство, на
уровень жизни людей, была
инвестиционно привлекательна.

Мы должны
повысить деловую активность в
регионе. Здесь есть несколько
компонентов — крупные проекты, в
которые мы должны вкладывать
деньги (Ковыкта, Сухой Лог, Верхняя
Чона), и есть еще малый, средний
бизнес, о котором много говорится,
но пока мало что сделано. Поэтому
пришли люди, которые имеют
элитарное системное образование,
прошли некую практику работы в
частных хозяйствующих структурах,
где они увидели все те инструменты,
все те технологии, которые
применяются в управлении этими
компаниями. И следовательно, они
сумеют на базе этого знания реально
понять, что там происходит, и
обозначить этим компаниям интересы
региона. Я не только оказываю
огромное доверие к молодым людям, у
нас действительно в команде
заместители главы администрации 27
лет, 30 лет, руководителю комитета 25
лет, но и говорю о том, что эти люди
обладают высочайшими
теоретическими и некоторым набором
практических знаний, но у них мало
жизненного опыта. И поэтому в
структуре администрации оставлены
опытные люди, которые вот эту
житейскую мудрость несут в себе и
создают некий баланс стабильности
в работе, предсказуемости власти.
Поэтому я твердо убежден, что
сейчас еще рано говорить о том,
"вкусно" это или не
"вкусно". Эта команда должна
продемонстрировать свои качества,
свой потенциал в реальной работе, в
результатах. Вот тогда мы можем уже
по истечении какого-то времени
говорить о том, прав был губернатор
или не прав. Поэтому давайте
поживем, как говорится, утро вечера
мудренее.

— Борис
Александрович, можно ли сегодня
сказать, что губернатор видит свою
задачу в том, чтобы заставить
корпорации служить населению
Иркутской области?

— Да. Это
главная задача. Мы сегодня
договорились о взаимодействии по
вопросам ценообразования. Сегодня
тарифы на электрическую, тепловую
энергию, тарифы или цена угля и
железнодорожные перевозки — это все
и есть некий набор
макроэкономических показателей,
условий, которые создают фон для
работы всей экономики. Мы
договорились что это все должно
быть предсказуемо и в рамках
финансового года неизменно. Мы
сегодня формируем некий набор вот
этих принципов, на которых строится
система взаимоотношений областной
власти с финансово-промышленной
элитой. Естественно, масштабы
области говорят о том, что здесь
другого бизнеса не должно быть.
Управление крупными
народно-хозяйственными
комплексами, которые строило
огромное государство СССР, на
которых работают тысячи людей, не
может осуществляться мелкими
компаниями. Требуется привлечение
огромных и интеллектуальных, и
управленческих ресурсов, и
огромных оборотных капиталов.
Поэтому я убежден, что спешить с
оценками рано, надо дать
возможность администрации просто
работать.

— Борис
Александрович, в основном
формирование администрации
завершено. Но вот первый
заместитель еще не назначен:

— Я считаю,
что слишком много уделяется
внимания у нас форме. Людям, сидящим
сейчас на кухне после рабочего дня,
абсолютно наплевать, есть у
Говорина первый зам или нет. Важно,
что эта администрация делает. Я
могу сказать, что первый
заместитель на самом деле уже есть,
он среди тех замов, которые
назначены и работают. Будут
продемонстрированы амбиции и
способности, после чего
"форма" догонит содержание.

— Борис
Александрович, сегодня говорят о
том, что губернатор Иркутской
области не отработает весь срок
своих полномочий, уедет торговым
представителем Российской
Федерации в Австрию или послом в
Монголию, или в аппарат
федерального правительства.
Готовитесь ли вы куда-то?

— Я
готовлюсь, конечно. Каждый день я
готовлюсь к тому, чтобы приходить в
свой рабочий кабинет и максимально
использовать все свои знания и
усилия для наведения порядка в
нашей области, в нашем доме, вместе
со своими коллегами. Этим я и
наполнен в течение всего рабочего
дня. У губернатора достаточно
серьезной и ответственной работы…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры