издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Презумпция коррупционности

  • Автор: Анатолий КОРОТАЕВ

Силовики готовы бороться со взятками, но для этого нужны новые законы О коррумпированности российской элиты, будь то политическая, военная или экономическая, в последнее время принято говорить как о медицинском факте. Неудивительно, что рано или поздно со стороны власти должен был последовать адекватный ответ, призванный показать обществу, что власть не намерена мириться со сложившейся ситуацией. Учитывая тот факт, что в последнее время одним из главных рычагов управления в руках главы государства являются силовые ведомства, не стоит удивляться тому, что именно из уст представителей этих структур время от времени появляются значимые предложения, направленные на решение проблемы коррупции.

Важные заявления сделали на эту тему главный военный прокурор России
Александр Савенков и исполняющий обязанности начальника контрольно-
методического управления Следственного комитета при МВД России Сергей Манахов,
они выразили обеспокоенность в связи с растущим в последнее время числом
преступлений на коррупционной основе, а также внесли ряд предложений, направленных
на пресечение подобных тенденций.

В частности, генерал-полковник юстиции Александр Савенков заявил о том, что уровень
коррупционных проявлений в армии и в поднадзорных войсках достаточно высок, вплоть
до центрального аппарата Минобороны. «Буквально сегодня Военная прокуратура
возбудила уголовное дело в отношении двух должностных лиц в авиационном управлении
центрального аппарата МЧС», — отметил руководитель Главной военной прокуратуры
(ГВП).

По его словам, для хищений в войсках жилищных сертификатов создаются
организованные преступные группы. Причем злоупотребления на коррупционной основе
совершают не рядовые военнослужащие, а командиры с высокими званиями. «Эти
преступления совершают люди, облеченные властью с серьезными полномочиями. Без
кадровика, командира здесь обойтись нельзя», — подчеркнул Савенков. По данным ГВП,
ущерб от преступлений, связанных с государственными жилищными сертификатами,
исчисляется сотнями миллионов рублей.

Тему, поднятую Савенковым, развил исполняющий обязанности начальника
контрольно-методического управления Следственного комитета при МВД России Сергей
Манахов. Комментируя статистические данные по коррупционным преступлениям, он
сообщил, что ежегодно в России за коррупционные преступления осуждается около 15
тысяч человек. При этом число подобных преступлений с каждым годом увеличивается.
Если в 1999 году в стране было зафиксировано 72,8 тысячи таких преступлений, то в
прошлом году их число достигло 82 тысяч.

В этом году, как отметил представитель
МВД, уже зафиксированы 19,2 тысячи подобного рода преступлений, а к ответственности
привлечено всего лишь 1,9 тысячи лиц. В этой связи, по мнению Манахова, для более
успешной борьбы с коррупцией необходимо изменить законодательную базу.

В частности, предлагается усилить наказание за совершение двух или более преступлений,
относящихся к коррупционным, «ограничить депутатский иммунитет от уголовного
преследования и снять ограничения в проведении оперативно-розыскных мероприятий в
отношении работников прокуратуры и судей, установить федеральным законом основания
и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей госслужащих».

Кроме этого Манахов выступил с инициативой ограничить презумпцию невиновности в делах о
коррупции. По словам представителя Следственного комитета, МВД уже внесло в
Госдуму ряд предложений по изменению законодательства, предусматривающих
ужесточение ответственности за преступления, связанные с коррупцией.

Инициативы МВД, направленные на изменение законодательства, вполне понятны. Для
того чтобы борьба с коррупцией велась более эффективно, необходимо в
соответствующей нормативной базе для начала хотя бы прописать, что такое коррупция
вообще, ввести основания, по которым в дальнейшем можно будет классифицировать
должностные правонарушения. На данный момент УК России содержит порядка двадцати
статей, которые характеризуют составы преступлений, совершенных с использованием
служебного положения. Но этого явно недостаточно. На практике большая часть
коррупционных преступлений сводится к присвоению чужого имущества,
злоупотреблению должностными полномочиями, служебным подлогам, к даче или
получению взяток. При этом, как правило, чем выше статус подозреваемого, тем сложнее
расследовать преступление.

Более того, ни для кого не является секретом, что, скажем, многие депутаты, депутатские
группы и даже целые фракции в Госдуме занимались лоббистской деятельностью в
интересах конкретных ФПГ. А потому и нечего удивляться тому, что в девяностых годах
через парламент были проведены законы, которые делают легальными схемы
оптимизации налоговых платежей, в результате чего бюджет страны недополучал
огромные суммы денег. Учитывая тот факт, что сейчас политика властей направлена на
борьбу с подобного рода схемами, предложение Следственного комитета МВД по
ограничению депутатского иммунитета от уголовного преследования может иметь
некоторые основания.

Сергей Манахов пошел еще дальше, заявив на состоявшейся пресс-конференции о
том, что МВД прорабатывает вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О
банках и банковской деятельности». Целью разрабатываемых изменений является
предоставление подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
возможности получения требуемой оперативной информации о банковской деятельности
в упрощенном порядке.

Манахов пояснил, что, в частности, предполагается установить
обязанность кредитных организаций выдавать справки оперативным подразделениям
госорганов, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при
наличии оснований, предусмотренных законодательством, по операциям и счетам
юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц.

Стоит заметить, что политика государства, опирающегося в борьбе с
коррупцией исключительно на силовиков, чревата издержками. В
инициативах МВД отчетливо просматривается попытка
увеличить свой политический вес как одного из ведущих игроков, определяющих в
последнее время характер политического процесса в России. Это
может представлять опасность
как для российского бизнес-сообщества и рядовых граждан, так и в плане имиджевых
потерь страны, не желающей получить ярлык «полицейского государства».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры