издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Притяжение рампы

Раиса Федцова - помощник главного режиссера по литературной части академического драматического театра имени Охлопкова, а проще завлит, несколько лет назад торопила время, чтобы оно поскорее приблизило ее к заслуженному отдыху. Наконец оно пришло. Сегодня у Раисы Дмитриевны юбилей! Но уходить из театра желание пропало. Дел впереди много: очередной юбилей театра, фестиваль современной драматургии имени Вампилова. Сколько еще работы, которую обязательно должна сделать именно Федцова и никто другой.

«Период адаптации в театре длится три года, если пройдешь его,
уходить трудно, все равно что покидать родную семью», — говорит
Раиса Дмитриевна. Она права, любую работу, если на ней отслужил
много лет, оставлять тяжело, а здесь театр! Место заповедное,
притягательное, закрытое в его закулисной части для посторонних
глаз.

Все двадцать восемь лет, что служит Раиса Дмитриевна в
охлопковском театре, она была за кулисами. Первые десять —
помощником режиссера, остальное время — в должности заведующей
литературной частью. Очень разные направления работы и, в
принципе, не соприкасающиеся одно с другим. Помощник
режиссера — это специалист, отвечающий за спектакль с его
организационно-технической стороны. Когда начинается его
эксплуатация, он становится самым главным человеком на сцене. От
помощника режиссера зависят рабочие сцены, которые должны
вовремя поставить декорации, и актеры, внимательно
вслушивающиеся в своих гримерках, когда по внутренней связи
помреж напомнит им о выходе на сцену.

Запомнился Раисе Дмитриевне случай, когда по техническим
причинам спектакль не мог начаться вовремя. Монтировщики
ставили декорации, но, несмотря на
поспешность в работе, явно
запаздывали. Тогда заместитель директора по зрителю Анатолий
Стрельцов взял молоток и быстрее, чем все специалисты вместе
взятые, начал прибивать гвоздями ковер сцены, ставки, все то, что
надо было закрепить и прибить. Интересно, помнит ли этот факт
своей биографии директор театра?
Федцова работала с интересными режиссерами, присутствовала на
уникальных репетициях, ездила на гастроли. А попала в театр, как
сама говорит, случайно. В 1976 году пришла к главному режиссеру
того времени Григорию Жезмеру и попросила взять ее на работу
помощником режиссера. Почему-то он спросил, член ли она
партии? Раиса Дмитриевна ответила: «Да». Вопрос о зачислении
был решен.

Когда она поступала на исторический факультет Иркутского
государственного университета, не думала, что ее партийность,
начавшаяся в восемнадцать лет, будет исключением в среде
абитуриентов, а затем и первокурсников. В день зачисления
услышала, как ректор обратился к ней уважительно: «Коммунист
Федцова». На курсе она стала комсоргом, а студенты и в шутку и
всерьез звали ее Раиса Дмитриевна.

Понятие партийной дисциплины в те далекие времена
было непререкаемым. В
университете, не спрашивая согласия, Федцову перевели на
кафедру истории КПСС, вручив по окончании диплом учителя
истории партии и партийного строительства.
В медицинском училище, куда Раиса Дмитриевна пришла работать
освобожденным секретарем комитета комсомола, стали
поговаривать о том, чтобы она поступала на высшие партийные
курсы. Карьера номенклатурного работника ее никак не устраивала,
тем более что у нее появился совсем другой интерес в жизни.

В Иркутске она смотрела все спектакли драматического театра,
когда ездила на каникулы к маме, останавливалась в Москве и там
смотрела знаменитые постановки режиссеров Анатолия Эфроса и
Юрия Любимова. Ей казалось, что она обязательно должна стать
режиссером, и сразу по окончании университета поехала поступать в
ГИТИС. В тот год была Олимпиада, на следующий — курс набирал
Гончаров, который категорически не допускал женщин к режиссуре.
Появилась другая перспектива.

В театре освободилось место помощника главного режиссера по
литературной части. Ее подруга, заведующая постановочными
цехами Кардашова, посоветовала Раисе Дмитриевне попробовать
себя на этой должности. «К директору я сама схожу и обо всем
договорюсь», — сказала и сделала Людмила Васильевна. Стрельцов,
беседуя с ней, стал говорить об испытательном сроке, а главный
режиссер того времени Симонян скомандовал: «Быстро бери ключи
и занимай кабинет».

Началась притирка к новой должности,
к тому времени началась перестройка и в стране.
Нужно было менять репертуарную политику.
Что ставить? Пьесы советского репертуара
стали не актуальны, новые не написаны. Тогда Раисе Дмитриевне
пришла спасительная мысль обратиться к забытому, доброму
водевилю. Не один, несколько спектаклей были поставлены в жанре
водевиля, и они имели у зрителей неизменный успех.

Незаметно для себя Раиса Дмитриевна научилась формировать
репертуар, работать с критикой и прессой, отвечать за всю печатную
продукцию, писать творческие отчеты, собирать фотографии
актеров в спектаклях, подбирать материалы для буклетов, одним
словом, заведовать всей литературной частью театра.

В круг ее обязанностей входит написание и редактирование
литературных статей, которые пишутся от лица театра.
Чтобы свободно путешествовать во времени по биографиям
отдельных творческих личностей, надо быть настоящим
исследователем, умеющим работать в библиотеках и архивах, быть
человеком любознательным, терпеливым и усидчивым. Таким, как
Федцова, сумевшая стать необходимой театру, призванная
выражать смысл его литературно-художественных устремлений.

Незаменима ли Раиса Дмитриевна? Ее коллеги в этом убеждены.
Они представить себе не могут жизнь в
академическом драматическом театре имени Охлопкова без
этого прекрасного специалиста.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры