издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудное обретение статуса

Уже со следующего года в Иркутской области будет около 400 муниципальных образований, а к 2006 году в них должна быть полностью сформирована дееспособная система управления. На прошедшей сессии Законодательного собрания принят большой блок законопроектов, определяющих статус и границы новых муниципалитетов.

Согласно Закону «Об основах системы местного самоуправления в Российской
Федерации» все территории должны перейти на двухуровневую систему самоуправления.
Верхний уровень — это либо городской округ, либо муниципальный район, нижний
уровень — это сельские или городские населенные пункты, входящие в муниципальный
район.

При этом при определении границ прерогатива должна отдаваться исторически
сложившимся вариантам. Так что на первый взгляд кажется, что все довольно просто. Но
это только на первый взгляд.
Главному территориальному управлению губернатора области
пришлось переработать огромный объем информации,
запрашивая сведения из муниципалитетов, сверяя границы и количество населенных
пунктов, учитывая при формировании муниципальных образований требования
законодательства о пешеходной доступности и количестве жителей, наличии
инфраструктуры и множество других нюансов.

В этом плане «легких» территорий не было и быть не могло, разница была только в
серьезности встающих проблем. Самой сложной задачей оказалось решение проблемы
Нижнеудинского района и Нижнеудинского муниципального образования, в которое
сегодня входят города Нижнеудинск и Алзамай.

Еще около двух лет назад Нижнеудинский район выступал с инициативой объединения с
городом, однако со стороны Нижнеудинского муниципального образования такого же
энтузиазма не наблюдалось. Сегодня сложилась вновь похожая ситуация, только
инициаторами объединения стали уже областные власти во исполнение Федерального
закона «Об основах системы местного самоуправления в Российской Федерации». Район с
прежним энтузиазмом хотел объединяться, что и было зафиксировано в решении его
Думы, представительный же орган города принял решение прямо противоположное.
Более того, во все органы власти, в том числе в Законодательное собрание Иркутской
области, полетели письма и телеграммы от трудовых коллективов различных предприятий
города с просьбами и требованиями не объединять их с районом, а придать статус
городского округа.

Однако это был вопрос не к областным властям. Федеральный закон, во-первых,
однозначно запретил объединять в городской округ два и более крупных населенных
пункта, каковыми, собственно, и являются Нижнеудинск и Алзамай. Однако более
существенно то, что при создании муниципальных образований должно быть непременно
учтено одно очень важное обстоятельство — наличие транспортной, социальной и прочей
инфраструктуры, позволяющей им самостоятельно существовать. Полученные из
Нижнеудинского района данные однозначно показывали, что он инфраструктурой не
обеспечен, прежде всего это относится к системе здравоохранения: жители района
пользуются услугами городской больницы.

Да и вообще ситуация в районе сложилась очень тяжелая, особенно после того, как
несколько лет назад в связи с изменениями в законодательстве доходы ото всех 35
предприятий стали идти только в городской бюджет, поскольку перерабатывающие
мощности расположены на территории Нижнеудинска, хотя сырье для них поступает из
района. В результате сегодня мы имеем весьма печальную картину: район является на
80% дотационным. При этом нельзя забывать и о том, что на территории района
находится Тофалария, где проживают коренные народы, которые вправе
рассчитывать на особую заботу государства.

Однако федеральный закон неумолим,
и даже несмотря на отрицательное решение
городской Думы, Нижнеудинск и Нижнеудинский район
стали одним муниципальным образованием, уже внутри которого
Нижнеудинск и Алзамай получили статус городских поселений.

На фоне этой ситуации остальные спорные вопросы кажутся не столь острыми, но и по
ним пришлось немало провести обсуждений, согласований, договариваться и убеждать.
Были, например, проблемы по Ангарскому муниципальному образованию, от которого
жаждал отделиться поселок Мегет, дабы превратиться в самостоятельный городской
округ, однако здесь быстрее удалось пойти на мировую. Одновременно по этому
муниципалитету при определении статуса и границ поселений нижнего уровня удалось
решить наконец и назревавшую еще с 1979 года проблему.
Дело в том, что территория рабочего
поселка Китой оказалась в черте городской границы Ангарска. Сегодня Китой
фактически пользуется инфраструктурой своего «соседа», его жители преимущественно
ездят на работу в Ангарск, большинство его учреждений является филиалами учреждений
Ангарска. А с учетом того, что по новому закону сегодня один населенный пункт не
может находиться внутри границ другого, после длительных переговоров было принято
решение об упразднении рабочего поселка Китой, который теперь стал просто еще одним
микрорайоном города.

Разрешилась, ко всеобщему удовлетворению,
ситуация с Черемховским районом и Черемховским муниципальным образованием, куда
также входили «города-сателлиты» Черемхово и Свирск. Инфраструктура района здесь
оказалась самодостаточной, а оба города получили статус городских округов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры