издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мир дому Сарафановых!

  • Автор: Лина ИОФФЕ, зав. литчастью ТЮЗа

Иркутский театр юного зрителя распахнет свои двери 19 августа. Два с половиной месяца, отделяющих один театральный сезон от другого, промелькнули молниеносно. Июнь завершили премьерой "Трибунала" по пьесе А. Макаенка. Истинным украшением прошедшего сезона явилось неожиданное, заполненное незабываемыми впечатлениями участие в Днях театров Монголии и России в Улан-Баторе в самую горячую июньскую пору. И вот в августе -- новая премьера. Впрочем, для части коллектива сезон начался раньше: уже с конца июля постановочная группа спектакля "Сарафановы" по пьесе А. Вампилова "Старший сын" приступила к плотным репетициям с тем, чтобы показать его именно 19 августа, в день рождения драматурга.

На этот раз открытие театра пройдет необычно и, мы надеемся,
вызовет интерес иркутян. В этот вечер объединят свои
усилия театр и Иркутский фонд А. Вампилова. Праздник
начнется с традиционной для фонда «Встречи друзей Александра
Вампилова». Зрителей ждут и любопытная филателистическая
выставка «Иркутск времен А. Вампилова на почтовой миниатюре»,
и презентация выпущенной фондом книги Сергея Смирнова
«Недопетая песня» — серьезного текстологического исследования
пьес Вампилова. И, конечно, будет показана премьера
спектакля «Сарафановы».

Репетиции подходят к своему
логическому завершению, и режиссер Виктор Токарев готов
ответить на естественно возникающие вопросы по поводу
новой постановки. Первый — почему снова «Старший сын»?
Дело в том, что сравнительно недавно, в 1997 году, Токаревым
была осуществлена предыдущая версия спектакля по этой
пьесе. Второй вопрос — почему «Сарафановы»? Что кроется
за этим названием? И я задаю Виктору Степановичу эти
вопросы, хотя, не скрою, имею представление о целях
и смысле сегодняшнего театрального события.

Говорит режиссер Виктор Токарев:

— Почему снова «Старший сын»? А может, у кого-то возникнет
и другой вопрос: «Почему снова Вампилов?» Мы — единственный
в стране театр имени Вампилова и просто не можем вновь
и вновь не обращаться к его драматургии. Пьеса «Старший
сын», написанная три десятка лет тому назад, привлекает
прежде всего тем, что она по-прежнему востребована молодежью,
интересна ей. Секрет интереса, я думаю, в следующем.
Сегодняшним молодым людям не в меньшей, а может быть,
и в большей степени, чем в прежние годы, приходится
сталкиваться с непониманием взрослых. А им необходимо,
чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть.
И «Старший сын» во все времена задевает самые тонкие
струны их души. Наш спектакль 97-го года был хорошо
принят и зрителем, и критикой, стал даже лауреатом фестиваля
«Байкальские встречи у Вампилова» по трем номинациям.
Но тема, заявленная в пьесе, не перестает меня волновать.
Все последние годы я ощущал какую-то недосказанность,
хотелось новых открытий в этой драматургии, и я ощущаю
их каждодневно во время постановочного процесса. Многое
идет от новых, молодых актеров, работающих в спектакле
увлеченно, с полной отдачей.

Теперь — почему «Сарафановы»? У Вампилова намечалось
несколько названий пьесы: «Женихи», «Нравоучение с гитарой»,
«Предместье», «Свидание в предместье»… В одном из
набросков промелькнуло название «Мир в доме Сарафановых».
От этой мысли драматурга я и отталкиваюсь. В сегодняшней
нашей жизни — несомненный дефицит миролюбия, идущего
от уважения, любви друг к другу.

По законам человеколюбия жить непросто. Проще жить легко,
получая от жизни удовольствия, комфорт, уходя от нравственных
забот. Но это путь тупиковый. Крест человеколюбия —
божий дар — несет в себе Сарафанов, его роль в спектакле
исполняет заслуженный артист России Валерий Елисеев.
Человеколюбие — ноша тяжелая, но это путь к счастью.
Кларнетист Андрей Григорьевич Сарафанов, автор единственной
страницы нот то ли кантаты, то ли оратории под названием
«Все люди братья», так и не создал дорогой сердцу вещи,
и все же он — истинный музыкант, художник, он — созидатель,
строитель жизни. Для него все люди — родные, он так
к ним и относится.

Дети Сарафанова похожи на отца. Как бы ни трепали их
жизненные коллизии, они остаются все теми же — неподдельно
честными, не очень удачливыми, любящими папиными детьми.
Оттого и рванулась к ним душа юного резонера и циника,
выросшего без отца, Владимира Бусыгина (артист Александр
Гаврилов). В других ролях — артисты Алена Партысь (Нина),
Тимур Мухаметшин (Сильва), Николай Кулебякин (Васенька),
Марина Егорова (Макарская), Сергей Кузнецов (Кудимов),
Олег Матеосов и Николай Леонидов (сосед), Олеся Смирнова-Марцинкевич
и Татьяна Чадина (девушки). Сценография спектакля выполнена
заслуженным художником Украины, давним другом театра
Юрием Суракевичем. Композитор — Сергей Маркидонов. В спектакле
появится живой оркестр, на кларнете солирует молодой
музыкант Юрий Шамов.

Сарафановы вымирают, уходят. Молодых ломает жизнь. Но
если таким же молодым зрителям мир Сарафановых окажется
близким — значит, цель достигнута, в этом смысл нашей работы.

К рассказу Виктора Степановича осталось лишь добавить,
что второй после премьеры
спектакль театр сыграет уже далеко от Иркутска, в
Минске. В сентябре ТЮЗ выезжает
на гастроли, которые пройдут по программе Министерства
культуры в рамках Года культуры Российской Федерации
в Белоруссии, после чего постановочная группа спектакля
«Прощание с Матерой» по Распутину двинется в Белгород
на фестиваль, посвященный великому Щепкину. И только
в октябре театр будет по полной программе работать в
Иркутске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры