издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неэкономический референдум. В Приангарье не могут найти позитивных последствий объединения

  • Автор: ДИМИТРИЙ ЕЛОВСКИЙ

На минувшей неделе резко активизировался штаб референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО). Политическая и научная элита пыталась найти экономическое обоснование слиянию двух субъектов федерации. Кроме бурного развития сельского хозяйства в округе, особых аргументов не нашлось.

Обсуждение экономических и юридических проблем объединения началось во вторник на научно-практической конференции, которая прошла в юридическом институте Иркутского госуниверситета. Продолжилось всё в среду на закрытом совещании в Заксобрании, где депутаты отчитывались о проделанной в округах агитационной работе и задавали нелицеприятные вопросы руководству штаба, и завершилось на «круглом столе», где эксперты пытались придумать экономические последствия объединения, в среду вечером.

Роль объединения в отношениях России с АТР

Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Максим Сурнин называет несколько причин для укрупнения субъектов федерации. Первая: федеральный центр заинтересован в сокращении дотационных субъектов федерации. Для стимулирования этого процесса помощь «матрёшечным» (или сложносоставным, то есть по типу Иркутской области и УОБАО) субъектам федерации рассчитывается совокупно, трансферты поступают сначала в областной бюджет, а потом в виде субвенций — в окружной. Позже член бюджетного комитета окружной Думы Кузьма Алдаров невольно раскрыл тайну, как в реальности действует этот стимул. По словам Алдарова, уже три года финансовая помощь автономии не увеличивается даже без учёта инфляции, а налоговый потенциал регионов в Минфине считают как для единого субъекта федерации; получается он больше, соответственно, федеральные трансферты уменьшаются.

Вторая причина для укрупнения субъектов федерации, по мнению Максима Сурнина, заключается в том, что для удвоения внутреннего валового продукта и реализации национальных проектов «стране нужны экономически самодостаточные регионы». Сурнин привёл ряд положительных последствий от объединения. Во-первых, «в случае положительного результата референдума возможно решение вопроса о выделении дополнительных трансфертов Иркутской области на покрытие возможных рисков объединительного процесса». УОБАО может рассчитывать на финансирование из федерального бюджета строительства и реконструкции ряда объектов на сумму 1,5 млрд. рублей. Решается вопрос о передаче в собственность нового субъекта 15% минус одна акция ОАО «Иркутскэнерго».

В изданной специально к референдуму брошюре приводятся ещё 12 пунктов «позитивных результатов объединения». В частности, объединение усилит роль Иркутской области в международных отношениях России и других стран, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона. Правда, каким образом Россия совершит прорыв в своей международной политике благодаря слиянию двух своих не самых крупных субъектов, авторы раздаточного материала не пояснили. В нём же говорится, что объединение позитивно скажется на лесной индустрии Иркутской области. «До разъединения, — говорится в брошюре, — лесопромышленный комплекс в области и округе развивался комплексно — лес из Осинского района УОБАО направлялся по Братскому водохранилищу на Братский ЛПК. Расчётная лесосека округа — 1,7 млн. кубометров — позволит обеспечить приток лесосырья в Приангарье». Правда, по словам лесопромышленников, до последнего времени лесозаготовительные предприятия Осинского района поставляли сырьё на Свирский завод компании «ТМ-Байкал», а южные территории Усть-Орды давно уже везут лес-кругляк в Иркутск, где продают его китайским трейдерам. Чтобы изменить эту ситуацию, по мнению профессора БГУЭП, доктора экономических наук Виктора Самарухи, необходимо повысить таможенные пошлины на необработанную древесину. Кажется несколько странным, как с помощью объединения области и округа можно внести поправки в федеральное законодательство (по поводу которых регионы бьются уже не первый год) и повысить пошлины на вывоз необработанного лесосырья. Кроме того, как рассказал один из депутатов Заксобрания, расчётная лесосека области составляет около 50 млн. кубов, вырубается — 20 млн., и каким образом в развитии лесопромышленного комплекса Приангарья сыграют роль усть-ордынские 1,7 млн., не понятно.

Перспективы сминусовали

На «круглом столе» в среду Виктор Самаруха заявил, что в результате объединения в полтора раза увеличится производство зерна уже к 2007 году. После этого он привёл данные о нынешнем развитии округа. В 2005 году объём промышленного производства в Усть-Орде составил 0,26% от областного, стройматериалов — около 2%, сельскохозяйственной продукции — 29,7%, доходы на душу населения оказались в три раза ниже, чем в области, жилья введено четыре тысячи квадратных метров (в области — 250 тыс.) Добавил оптимизма Кузьма Алдаров. По его словам, в последние годы в автономии промышленное производство постоянно падает — ежегодный «прирост» составляет в среднем «минус» 15%. Наблюдается спад в сельском хозяйстве: валовой сбор зерна в 1997 году составлял 200-210 тысяч тонн, в 2004 году — уже 137 тысяч. При этом в округе сокращается поголовье крупного рогатого скота. Строительство жилья в автономии ведётся в основном за свой счёт его жителями. Количество рабочих мест в сельском хозяйстве за последние годы сократилось в два раза — с 17 до 8 тысяч. Доходы 82% жителей ниже прожиточного минимума. В последнее время население УОБАО сокращается — со 143 тысяч в 1996 году до 134 в 2005-м. Причём жители округа не только массово выезжают за его пределы, но и ускоренно вымирают — при положительной рождаемости в Усть-Орде наблюдается естественная убыль населения, что говорит о высокой смертности.

Однако, несмотря на эти цифры, некоторые эксперты упорно заявляют, что после объединения с Усть-Ордой, в результате «мультипликативного» эффекта от сложения двух экономик объединённый субъект федерации станет мощным регионом, который сможет претендовать на статус «опорного». Виктор Самаруха привёл расчёты, по которым при «инерционном» варианте развития экономики Иркутской области (без Усть-Орды) ВРП составит в 2010 году на 35% больше по сравнению с 2000. При «усреднённом» варианте — на 57%. Единственный способ удвоить ВРП к 2010 году (то есть добрать недостающие 43% ВРП. — «Конкурент»), по мнению Самарухи, — объединиться с Усть-Ордой. Экономист считает, что только после удачно прошедшего референдума региону наконец удастся продвинуть разработку новых месторождений на территории области и округа, ввести в строй Ковыктинское газоконденсатное месторождение, золоторудное месторождение «Сухой Лог», увеличить объёмы лесопромышленного производства, строительства жилья, и доходы населения начнут расти.

После часовой беседы с Виктором Самарухой корреспондент «Конкурента» понял главную мысль учёного. Самаруха считает, что властям укрупнённого региона удастся воспользоваться объединением с дотационной, экономически слабой Усть-Ордой для реализации столь масштабных задач, чтобы повысить оценку Иркутской области со стороны федерального центра. Москва, в свою очередь, начнёт давать деньги или поможет своим политическим влиянием.

Правда, всё это будет, если референдум состоится. Причём, как признался один из депутатов Заксобрания, веры Москве у народных избранников уже давно нет. О том, почему так получилось, рассказал его коллега Геннадий Истомин. По его словам, перед строительством моста через Ангару в Иркутске областные и федеральные власти договорились о его совместном финансировании по 50% с каждой стороны. «Когда изменились отношения между регионом и федеральным центром, — рассказывает Истомин, — финансирование из бюджета России прекратилось и области пришлось вложить 3 миллиарда рублей своих средств, которые можно было направить на строительство дорог, например». Всё же Истомин считает, что отношение федерального центра после референдума изменится в лучшую сторону.

Праведный депутатский гнев

Фактически экономические аргументы на постулате «федеральный центр нам поможет после референдума, если он пройдёт хорошо» заканчиваются. Бывший замгубернатора (в администрации Бориса Говорина курировал объединение. — «Конкурент») Сергей Босхолов указывает, что экономические предпосылки объединения для округа очевидны — иначе автономия «останется в хвосте» по уровню социально-экономического развития. Аргументы для области, по мнению бывшего замгубернатора, «слабоваты» — слишком мал вклад автономии в экономику области. Между тем УОБАО для области — стратегически важный регион, считает Босхолов. «Однако сейчас вкладываться в его экономику небезопасно, так как нет гарантии возврата средств (инвестиционный рейтинг УОБАО, по данным РА «Эксперт», составляет «3D — низкий потенциал — экстремальный риск«. — «Конкурент»). А после объединения, когда уже область будет гарантировать экономическую стабильность на территории округа, инвестиции туда пойдут, так как такого сельскохозяйственного потенциала, как у округа, нет больше ни у одного района Приангарья», — сказал эксперт.

Экономическая платформа, разработанная штабом, как и вся его работа, уже вызвала серьёзные нарекания со стороны депутатского корпуса Приангарья. Народные избранники не стали выносить «сор из избы» и предъявили претензии на закрытом совещании с участием представителей обладминистрации и штаба референдума в среду. На пресс-конференции по его итогам спикер Виктор Круглов заявил, что «Заксобрание едино в понимании необходимости референдума». В то же время депутаты «высказали замечания в адрес штаба» и потребовали усилить координацию его работы и агитационной кампании законодателей». Областной администрации депутаты посоветовали ускорить работу над программой и стратегией социально-экономического развития (СЭР) объединённого региона, чтобы получить реальные экономические аргументы при агитации за референдум. Депутатов обеспокоила явка избирателей в крупных городах — Иркутске, Ангарске. В то же время есть территории, где с предполагаемой явкой, по мнению Круглова, проблем пока нет. Например, в Шелехове.

Как удалось узнать корреспонденту «Конкурента», на совещании депутаты очень жёстко раскритиковали как экономическую платформу референдума, так и всю работу штаба в целом. В частности, по рассказам очивидцев, вице-спикер Людмила Берлина нашла массу нарушений законодательства и юридических «глупостей» в упоминавшейся нами брошюре. Геннадий Истомин и сам Виктор Круглов нашли ещё больше ошибок экономического и даже географического характера (например, в тексте упоминается село Олонки Баяндаевского района, которое в действительности находится в Боханском районе. — «Конкурент»). Почти все депутаты жаловались на низкий профессиональный уровень агитаторов, приезжающих в территории. Один из законодателей рассказал, что сотрудник штаба заявил на встрече с руководителями предприятий одного из районов Иркутска о том, что сейчас из бюджета области выделяется 2 миллиарда рублей для округа, что не соответствует действительности.

Были высказаны претензии и к обладминистрации. Народным избранникам не нравится, что «сначала губернатор ездит и раздаёт правильные обещания, администрация их не выполняет, а вопросы люди задают депутатам». По рассказам депутатов, практически на всей территории области предполагаемая явка крайне низка. Особенно проблемные территории, кроме уже указанных Иркутска и Ангарска, Усть-Илимск, Киренск, Бодайбо, Бирюсинск. Выступавший в ответ руководитель штаба Владимир Клименко был очень краток. Он заверил, что все замечания депутатов будут учтены.

Штаб в изоляции

Однако, как заявил на условиях анонимности один из политтехнологов, близких к штабу, агитация депутатов, как и стройная схема кампании или ясная экономическая платформа референдума, штаб пока не особо интересует. По неофициальной информации, на подобном же совещании, которое проходило неделю назад в Заксобрании, Владимир Клименко вообще посоветовал заниматься Заксобранию подготовкой законодательства, которое понадобится после референдума. Это вызвало резкое возмущение у присутствующих законодателей. Представители политических партий также неофициально жалуются на то, что их «полевые сети» (агитаторы, работающие с населением — «в поле». — «Конкурент») не допускают до работы, их проекты не находят поддержки у руководства штаба. Тот же самый политтехнолог пояснил, что ставка, скорее всего, делается на административный ресурс — побуждение к голосованию сотрудников крупных предприятий и в госструктурах (на прошедшей в начале февраля встрече бизнеса и власти губернатор Александр Тишанин практически прямо попросил гендиректора ОАО «Иркутскэнерго» Сергея Эмдина «поработать» с двенадцатитысячным коллективом энергокомпании и родственниками рабочих, чтобы они пришли 16 апреля на участки для голосования. — «Конкурент»). По мнению политтехнолога, таким образом штабисты надеются «натянуть» явку на 15-20%, что в отсутствие политических противников референдума (даже вечные оппозиционеры — облкомитет КПРФ — пообещали помочь в объединении и привезти своего лидера Геннадия Зюганова. — «Конкурент») вполне можно сделать. Политических экспертов Приангарья это очень беспокоит — дело в том, что административные методы на выборах дают снижение явки на следующих. А впереди выборы в Госдуму 2007 года и президента 2008, и там явка по некоторым округам Иркутской области может просто провалиться.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры