издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экономика переходного периода

Говоря об экономической составляющей первого года деятельности губернатора, наши эксперты чаще всего выделяли программу газификации и работу с предприятиями-банкротами. Отношение к этим проектам как раз радикально отличает Александра Тишанина от его предшественника Бориса Говорина.

Е

щё чуть более года назад областные власти настаивали на том, что разработка крупных месторождений должна стать локомотивом региональной экономики. Своё отношение к сырьевым проектам нынешний губернатор чётко обозначил неделю назад, общаясь с московскими журналистами. Отвечая на вопрос о перспективах разработки золоторудного месторождения «Сухой Лог» в Бодайбинском районе, Александр Тишанин отметил, что судьба месторождения будет решена в следующем году. «Но я не считаю это приоритетным направлением в экономике области, — сказал он. — Хотя, безусловно, разработка этого месторождения рано или поздно должна начаться. По большому счёту, мы должны делать упор на инновационную деятельность, переработку». Сам губернатор поставил задачу в нынешнем году увеличить долю инновационной продукции с 14 до 16% от общего производства, а к 2010 году достичь 20%.

На первый взгляд, подобные установки могут отчасти объяснить отношение Тишанина к освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Лицензия на его разработку принадлежит ОАО «РУСИА Петролеум», крупнейшим акционером которого является наполовину британская ТНК-ВР. В 2004 году, когда экспортные перспективы Ковыкты окончательно затуманились, а сроки подачи газа в регион, оговоренные лицензионным соглашением, стали угрожающе приближаться, администрация на паритетах с ТНК-ВР создала Восточно-Сибирскую газовую компанию, которая должна была в 2009 году построить трубопровод Ковыкта — Саянск — Иркутск и таким образом доставить ковыктинский газ до платёжеспособного потребителя. В Саянске планировался к этому времени при участии НПО «Гелиймаш» ввод в эксплуатацию газоразделительного завода и мощностей по сжижению гелия.

Проект несколько раз обсуждался на самом высоком региональном уровне и был одобрен, в том числе администрацией Александра Тишанина. Одновременно были подписаны документы, предполагающие разработку генеральной схемы газификации Иркутской области «Газпромом». Хотя проект газового концерна формально не исключает подачу ковыктинского газа потребителям, но фактически перечёркивает планы ВСГК как раз тогда, когда компания начала тянуть трубу с Ковыкты.

По мнению губернатора, сегодня неверно думать, что Ковыкта играет огромную роль в газификации области. «Газпром» ведёт активные переговоры с двенадцатью недропользователями газовых месторождений с тем, чтобы включить их в систему газоснабжения области. Программа газификации региона рассчитана до 2020 года, и к концу следующего года мы уже будем иметь 10 газифицированных населённых пунктов, — цитирует губернатора пресс-служба БЭФа. — А Ковыкта — она никуда не денется, так что успеем, разработаем. Достоинством газа является большое содержание в нём этилена (вероятно, глава области всё-таки имел в виду гелий. — Авт.) Но вопрос его утилизации до сих пор не решён». По мнению Александра Тишанина, разрабатывать такое грандиозное месторождение ради четырёх миллиардов кубометров газа в год нельзя, «выкачивать нужно хотя бы по 20 миллиардов». Такого спроса на газ в регионе, естественно, нет.

Позиция Александра Тишанина в отношении Ковыктинского месторождения — отражение конфликта двух корпораций, в котором глава региона встал на сторону контролируемого государством «Газпрома». Причём, как отметил один из наших собеседников, этот несамостоятельный и весьма предсказуемый выбор главы региона обусловлен самой процедурой его назначения, «и окажись на месте Тишанина другой человек, ему бы также пришлось лоббировать интересы контролируемого московскими чиновниками газового монополиста». К тому же через ссоры с корпорациями проходили практически все без исключения губернаторы. Особенность этих конфликтов в том, что всегда можно помириться, — такова специфика должности главы региона.

Но при этом наши эксперты разошлись в оценках проекта передачи в областную собственность принадлежавших федерации пакетов акций двух гидролизных заводов. 49% акций Тулунского БГЗ и 51% акций Бирюсинского БГЗ администрация получила 2 июня по итогам проведённого референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ещё накануне референдума многие эксперты сочли факт получения в собственность региона предприятий, находящихся в состоянии банкротства, серьёзной нагрузкой на региональную казну. К тому времени Бирюсинский завод уже был признан банкротом, а Тулунский остановлен.

Желание властей стабилизировать ситуацию на обоих предприятиях посредством привлечения инвесторов, выражавшееся в публичных заявлениях заместителя главы областной администрации Павла Вибе, выглядело как проявление юношеского максимализма. В течение полугода называлось не менее двух потенциальных инвесторов — региональная компания ООО «Сибирский кедр» и дочернее предприятие «Росспиртпрома». В июне было принято решение о создании на БГЗ выпуска вполне инновационной продукции в виде активированного угля и кверцетина, однако уже в августе власти публично, не объясняя причин, от этих планов отказались.

Всё это время в Бирюсинске перманентно проходят акции протеста работников БГЗ. И контролировать ситуацию не становится легче, несмотря на то, что областная казна взяла на себя выплату заработной платы на неработающем предприятии. Сегодня инвестиции областного бюджета в предприятие исчисляются десятками миллионов рублей. Это единственный способ сдерживать в Бирюсинске социальную напряжённость. По поручению Александра Тишанина до момента, пока последний сотрудник Бирюсинского гидролизного завода не будет трудоустроен, в Бирюсинске постоянно будет находиться в командировке кто-то из сотрудников администрации региона для контроля за ситуацией. Предпосылок построить на базе гидролизных заводов экономически эффективные бизнесы наши собеседники в нынешней ситуации не видят.

Пусть губернатор Тишанин сегодняшний и отличается от того, что был год назад, процесс его профессионализации ещё не завершён, в связи с чем давать оценку его экономической политике, вероятно, ещё рано. Инвестиционный процесс инертен, и к сегодняшнему дню начинают реализовываться проекты, задуманные полтора-два года назад. О зрелости экономических начинаний команды Тишанина можно будет говорить не ранее 2007 года, убеждены эксперты. Отчасти их ожидания базируются на планах по созданию особых экономических зон (ОЭЗ промышленного типа в Ангарске и ОЭЗ рекреационного типа с привлечением 20 млрд. долларов и 250 млн. долларов соответственно) и дальнейшему развитию идеи агломерации.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры