издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без поражений и побед

На прошлой неделе завершилась одна из главных интриг сентября: прошли сразу две конференции «Единой России»

«Единая Россия», как самая высокоорганизованная форма партийного сознания, постаралась провести объединительную конференцию на высшем уровне. Футуристические архитектурные формы нового офиса корпорации «Иркут», вышколенная охрана в чёрном, папки-ручки-брошюрки, волонтёры в футболках «Молодой гвардии» — всё свидетельствовало о респектабельности мероприятия. В зале неспешно рассаживались солидные мужчины и хорошо одетые женщины. На конференцию местные организации отправили 150 делегатов от Иркутской «Единой России» и 39 — от Усть-Ордынской.

Правда, торжественное настроение немного испортила музыка, избранная организаторами в качестве фонового сопровождения. Слух важно рассаживающихся партийцев радовала подборка незамысловатых песен об Иркутске, исполняемых разбитным голосом под типично кабацкий аккомпанемент, наводящий ассоциации либо о маршрутном такси, либо о недорогом ночном кафе. На фразе «С Иркутском связанные судьбы, и среди них судьба моя» на трибуне появились член политсовета «Единой России» Сергей Попов и главный федеральный инспектор Константин Зайцев. Объединительная конференция началась.

Зайцев на правах председательствующего зачитал список присутствующих важных персон. Персоны были названы в следующем порядке: член Генерального совета партии «Единая Россия» Виталий Шуба, член Генерального совета Андрей Буренин, член Совета Федерации Валентин Межевич и лишь затем — губернатор Александр Тишанин, глава округа Валерий Малеев, председатель Законодательного собрания Виктор Круглов и председатель окружной Думы Ирина Морохоева. Депутаты Госдумы, мэры городов и районов шли в третью очередь. Среди присутствующих Зайцев случайно не заметил депутата Сергея Дубровина, и лишь после того, как прозвучал Государственный гимн России, главный федеральный инспектор исправил свою оплошность. Стоящий Дубровин был на голову выше большинства присутствующих делегатов.

Пока председательствующий излагал основные вопросы предполагаемой повестки, президиум слушал его очень по-разному. Попов и Шуба сохраняли на лицах привычное думское, несколько отсутствующее выражение. Малеев выглядел насторожённым — наверное, уже находился в бойцовском тонусе начавшейся избирательной кампании. Александр Тишанин тоже заметно нервничал, его брови периодически взлетали недоумённым домиком, и он явно чего-то ждал. И дождался — прервав изложение повестки, Зайцев зачитал указ президента о награждении ряда лиц государственными наградами. Услышав свою фамилию, Тишанин улыбнулся и больше признаков волнения не показывал до самого конца заседания.

«Обратите внимание — президент награждает этим указом только членов «Единой России», — прокомментировал от себя Константин Зайцев и продолжил: — Значит, мы верной дорогой идём». Сказать «товарищи» он почему-то постеснялся, отчего ленинская цитата выглядела несколько куцей.

Рутинные выступления следовали одно за другим. Сергей Попов говорил в лучших традициях Генсовета, гладко, округло и убедительно. Он назвал главные задачи, которые стоят сегодня перед региональным отделением: это выборы Государственной Думы, Президента и Законодательного собрания объединённого субъекта. Губернатор Александр Тишанин выступил в своей обычной манере: несколько сумбурно, но в целом доходчиво. Ему немножко мешали слова «позиция» и «идеология», которые как-то зацепились за губернаторский язык и выскакивали не всегда к месту. Валерий Малеев отрубил чётко, почти по-военному заявив, что главной задачей видит достижение тех результатов, которых ждут Генеральный совет партии и вся Россия (что такое результат, Малеев убедительно доказал на референдуме, где явка зашкалила за 99% избирателей). С подкупающей откровенностью Малеев попросил коллег считать довыборы депутата Госдумы по его округу генеральной репетицией больших выборов и попросил всех однопартийцев ему помочь.

В сухом остатке конференции несколько важных моментов. Как бы мы ни относились к «Единой России» в целом, Иркутская региональная организация состоялась как влиятельная политическая сила. Сегодня она контролирует значительную часть организационных и финансовых ресурсов, за исключением зоны влияния непосредственно администрации области. Более того, она стала основой для консолидации той части общества, которую принято называть «местной элитой», своего рода клубом, члены которого связаны не столько политической идеологией, сколько общими интересами. Причём эта общность интересов включает в себя и стремление к унитарному государству, и патриотизм, и стремление к стабильности. Местные элиты сознательно выбрали для себя Путина и, как следствие, «Единую Россию» (другое дело, что иных предложений у них просто не было).

Ожидания открытой или, наоборот, «подковёрной» конфронтации по линии «Единая Россия» — губернатор также не оправдались. На конференции вообще не нашлось места для публичных дискуссий — несмотря на то, что на первой, иркутской, конференции прозвучала достаточно жёсткая критика экономической политики губернатора со стороны депутата Государственной Думы и члена федерального политсовета Андрея Буренина.

Насколько несложная комбинация Александра Тишанина по вступлению в «Единую Россию» «через голову» региональной организации усилила его позиции? В президиуме политсовета он может реально рассчитывать на поддержку лишь нескольких членов президиума политсовета — например, Олега Канькова. С другой стороны, региональное отделение было просто обязано включить в состав президиума губернатора-единоросса, и тут никаких маневров быть не могло.

На самом деле ситуация начнёт принимать драматический оборот, когда Александр Тишанин попробует, например, внести в Законодательное собрание очередной законопроект, непопулярный у большинства депутатов. В таком случае он окажется, по сути, перед перспективой «нулевого течения» законопроекта на президиуме регионального политсовета либо ему по-прежнему придётся действовать в одиночку — но тогда членство в партии станет просто гирей на шее.

Сможет ли лидерство Константина Зайцева сгладить эти противоречия? С одной стороны, его гибкость как политика известна ещё со времён, когда Зайцев представлял Иркутскую область в Государственной Думе. Более того, благословение партией на избрание на должность областного секретаря Константина Зайцева — это недвусмысленный сигнал из федерального политсовета с просьбой не радикализировать разногласия. С другой стороны, возможности Зайцева повлиять на президиум политсовета сопоставимы с его возможностями влияния на губернатора как главного федерального инспектора: они существуют, но они не беспредельны. Наконец, состав президиума и ключевые назначения свидетельствуют, что Виталий Шуба сохранил своё положение влиятельной фигуры — как партиец, член Генсовета и просто первый заместитель председателя бюджетного комитета.

Специально для «Восточно-Сибирской правды» итог объединительной конференции подвёл член федерального политсовета «Единой России» Сергей Попов: «Сегодня у нас уникальные возможности и условия — мы единая команда. Такого не было очень давно на территории Иркутской области. Я думаю, должен произойти определённый качественный поворот и с точки зрения отношения элит, и с точки зрения конкретных дел, и с точки зрения повышения авторитета у избирателей». Он признал, что Иркутское региональное отделение сегодня является одной из лучших партийных организаций «Единой России» в Сибирском федеральном округе, однако отметил, что поскольку потенциал партии достаточно высок, федеральный политсовет, с учётом прихода новых руководящих кадров, ждёт от Иркутского отделения «гораздо большей отдачи». В то же время Попов достаточно жёстко ушёл от формулировки о «примирении враждующих элит»: «Зачем нам заведомо задавать параметр конфликта? Если есть определённые вопросы и трения, то в процессе строительства нового они бывают всегда. Странно было бы, если бы у всех была единая точка зрения. Сегодня мы уважаем чужое мнение, и оно должно быть — на период, пока не принято решение. Когда решение принято, все трения и все вопросы должны быть сняты. Сегодня в Иркутской области тот самый случай, когда такая консолидация возможна».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры