издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тянет к земле

Областные власти мечтают об иркутских наделах

Борьба за земли Иркутска вступила в новую фазу. 7 ноября согласительная комиссия по земельному закону так и не пришла к единому решению, а вот актив города был, напротив, единодушен. Общественность приняла решение направить на имя губернатора и Законодательного собрания региона письмо с просьбой оставить в ведении муниципальных властей неразграниченные земли. В Иркутской области участки ещё только делят, а вот 22 других субъекта России уже испытали прелесть земельного управления сверху. В Воронеже, Пскове, Кемерове метры под каждым гаражом раскраивают губернаторы.

Спор о том, кто будет распоряжаться землями Иркутска, собственность на которые не разграничена, длится с июня нынешнего года. Тогда администрация области вынесла в Законодательное собрание законопроект «О распоряжении земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена». Собственно, документ состоял только из одного абзаца и предлагал неразграниченные земли отдать области. Автор законодательной инициативы — губернатор Иркутской области Александр Тишанин — ссылался на то, что городские власти неэффективно распоряжаются землями и управление ими на уровне области будет способствовать развитию жилищного строительства. Однако парламентарии большинством голосов отклонили документ. Казалось бы, проблема была решена. Но областные власти так не считали.

Упакованный закон

Второй раунд борьбы за землю разгорелся в октябре 2006 года. В ЗС поступил новый законопроект — «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области». На этот раз администрация области учла уроки июня. Теперь документ уже не распространял своё действие только на город Иркутск, а касался всей области. А это означало, что областные парламентарии уже не смогли бы отклонить его. Ведь формально документ касается важных для всего региона норм — о сервитутах на земельные участки — и мер по охране земель. Фактически же текст стал «упаковкой» для спорного пункта 9 статьи 4. Он полностью повторял июньский проект в один абзац.

17 октября была созвана внеочередная Дума города Иркутска. Иркутские депутаты рекомендовали областному парламенту отклонить законопроект. Однако на сессии 25 октября было принято решение принять проект закона в первом чтении, была создана рабочая группа по корректировке закона ко второму рассмотрению. В группу вошли представители администраций Иркутской области и города, Ассоциации муниципальных образований региона и депутаты ЗС. 7 ноября рабочая группа собралась в первый раз. И ничего не решила. В этот же день в мэрии актив города принял решение направить письмо на имя губернатора и ЗС с просьбой не принимать закон о передаче земель.

Напомним, что право передачи неразграниченных земель областных центров в региональную собственность установили федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В них говорится, что распоряжение неразграниченными земельными участками в областных центрах осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Однако с маленькой оговоркой: «если это право законом субъекта РФ не передано исполнительной власти региона».

Сегодня решение передать земли в собственность областей приняли только 22 из 88 регионов России. Причина того, что большинство регионов не спешат взять на себя обузу по управлению муниципальными землями, очевидна. В субъектах нет ни специальных органов, ни достаточного опыта для того, чтобы действительно эффективно управлять землёй. А взять земли на региональный уровень и не суметь ими распорядиться — это для областной власти означает расписаться в полном бессилии. В ряде регионов так и получилось.

Земельный хаос

Однако интересно было бы ознакомиться с опытом регионов, где было принято решение отдать неразграниченные земли на уровень субъекта. Среди этих регионов — Воронеж, Нижний Новгород, Самара, Псков, Кемерово. В Кемерове и Пскове ситуация с принятием закона напоминает детектив. Городские власти, которых документ касался напрямую, узнали о новшестве только после того, как закон уже вступил в силу. Каким образом областным администрациям удалось провести закон в Думах без ведома города, остаётся загадкой. Псковская «грамота» меняла редакцию три раза, а между тем за год работы закона было выделено только два участка земли.

В Кемерове областные власти взялись за дело бодро. Четыре месяца назад власти Кузбасса заявили, что при администрации появится управление по распоряжению земельными участками Кемерова комитета по управлению государственным имуществом. Чиновничье подразделение не создано до сих пор. А жители Кемерова носятся с бумагами: часть договоров сейчас оформляется в мэрии Кемерова, а часть — в Кузбассе. За четыре месяца в Кемерове не был выделен ни один участок, хотя готовы к продаже были не менее 76. Аналогичная ситуация в Самаре и Нижнем Новгороде. Областные власти двух регионов не располагают базой данных об арендаторах, собственниках и земельных участках. В результате в области выделяют земли, которые уже были проданы.

Одна из самых тяжёлых ситуаций — в Воронеже. Закон «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже» вступил в силу 1 июля 2006 года. И с этого момента начался продолжительный конфликт между региональными и городскими властями. По закону 95% земель города должны отойти в распоряжение области. Однако областная власть не удовлетворилась этим. Она претендует и на участки, которые мэрия передала в аренду или собственность за последние четыре года.

Руководство Воронежской области настаивает на том, что значительная часть переданных участков должна вернуться в список неразграниченных, так как при передаче было нарушено земельное законодательство. В результате строительная отрасль города парализована, под стройкомпаниями земля буквально «горит». Причём аппетиты областных властей распространяются не только на участки под частную застройку, но и на землю, которая, к примеру, выделена под строительство жилья для детей-сирот.

В администрации Воронежской области нет специалистов, которые сумели бы в краткие сроки составить базу данных на арендаторов и собственников земельных участков, поэтому власти региона претендуют на то, что мэрия города «подстрахует» область и передаст региональным чиновникам собственную базу. Чего, естественно, не происходит. В результате власть, которая хотела «прекратить хаотичную застройку Воронежа», сама пребывает в хаосе. В середине октября к воронежскому «земельному вопросу» подключилась прокуратура, которая обратилась в арбитраж с требованием признать недействительной передачу ряда участков в городе. Сколько продлятся судебные разбирательства, неизвестно, но в мэрии Воронежа опасаются, что город рискует сорвать исполнение национального проекта «Доступное жильё».

Жильё на вырост

В отличие от областных властей, для муниципальных управление землями — не новшество. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» чётко определил, что именно муниципалитеты получают полномочия на распоряжение участками земли. Возможность управлять землёй — одна из основных составляющих самостоятельности муниципалитета, уверен мэр Иркутска Владимир Якубовский. Этого же мнения придерживаются и городские законодатели.

— При принятии любого нормативного акта необходимо руководствоваться принципом целесообразности, — заявил спикер городской Думы Андрей Лабыгин. — Для чего необходим законопроект о передаче земель? Ответа на этот вопрос Дума не получила. Областные власти ссылаются только на проект «Доступное жильё», не представляя всей глубины проблемы. При передаче земли в распоряжение области мы не ускорим процесс выделения участков, а значительно усложним его. Я не понимаю, как губернатор будет решать судьбу земли под каждым городским гаражом.

За пять последних лет в Иркутске объёмы жилищного строительства увеличились в пять раз — с 56 до 206 тыс. кв. м. В 2007 планируется ввести в эксплуатацию не менее 260 тыс. кв. м. По словам Владимира Якубовского, при плановых 1,7 млн. кв. м жилья к 2010 году город выйдет на показатели не менее 2 млн. кв. м. Однако мэр отметил, что уже сейчас для полноценной реализации национального проекта «Доступное жильё» необходимо развитие коммунальной и энергетической инфраструктуры. Впрочем, о серьёзности ситуации на активе города говорили и представители областного парламента.

— Я представляю округ, где живут 100 тыс. избирателей, — сказал депутат ЗС Гайдар Гайдаров. — Треть из них живёт в ветхом жилье. Я не уверен, что новый механизм управления землями сможет удовлетворить потребности этих людей. Может быть, эффект от действий областных властей и наступит, но не ранее 3-5 лет. То есть тогда, когда область сможет создать столь же эффективную жилищную систему, которая сейчас уже успешно работает в Иркутске. Нам необходимо создать единую программу, которая бы включала переселение из ветхого жилья, строительство доступных квартир и необходимую инфраструктуру.

По мнению Владимира Якубовского, создание такой программы возможно только при сохранении за городом права на распоряжение земельными участками и совместной работе областной и городской властей по проекту «Доступное жильё». «Город готов к такому сотрудничеству», — заявил мэр.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры