издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О грусти в танце расскажу…

  • Автор: Лора ТИРОН

Что мы знаем о далёкой стране - Испании? Несколько человек назовут имена великих художников: Гойя, Веласкес, кто-то скажет, что Испания состоит из провинций - Каталонии, Валенсии, Андалуcии... Точного количества, конечно, не назовут. И ещё вспомнят, что столица - Мадрид.

Знания из школьной программы подскажут про драматурга Лопе де Вега и великого Сервантеса с его бессмертными героями — Дон Кихотом и Санчо Пансой. Вспомнят, возможно, Федерико Гарсиа Лорку; выдержав паузу, вспомнят о картинах Сальвадора Дали, о боях быков, а кого-то осенит счастливое воспоминание молодости и как в то время были популярны песни обворожительного Хулио Иглесиаса, и о том, что он играл в знаменитом футбольном клубе «Реал», не забудут и о его сыне, певце Энрике. Ну, а уж совсем интеллектуалы напомнят о всемирно известном музее Прадо, фильмах Луиса Бунюэля и что страной правит король Хуан Карлос. Так, а что ещё? Все эти сведения об Испании даже скудными назвать трудно. Но вот у кого-то из глубин памяти вдруг вырывается: фламенко!

Прекрасно. Это уже неплохо. Но всё равно недостаточно. Лучше узнать страну, конечно, можно, поехав и увидев всё воочию, почувствовав её запахи, ароматы, услышав музыку и танцы. Но когда такой возможности нет или она ещё только предстоит, то влюбиться в страну и многое о ней узнать можно уже сейчас, приобретя билет… нет-нет, не на самолёт, а пока что в театр им. Охлопкова на спектакль под названием «Тablao», где актёры и музыканты, влюблённые в эту страну и в огненно-страстный танец фламенко, в рамках проекта «Открытая сцена» показывают своё мастерство.

Проект «Открытая сцена» существует в драматическом театре им. Охлопкова с 2004 года, многие исполнители и творческие коллективы получили возможность выступить на сцене прославленного театра, привлечь внимание к себе большего количества зрителей, выйти на новый, более высокий уровень исполнительства. Такой возможностью воспользовались и артисты школы танца фламенко «Primavera» под руководством Ирины Сафроновой. Фламенко — танец сильных эмоций и душевных переживаний, вихрь красок и искрящегося потока мощной энергии, уносящей в мир грации, гармонии и силы. Фламенко фактически стал символом Испании, он вырос из её недр, впитав в себя «соки» культур многих народов, их легенды и предания, уходя корнями своими в глубину веков. В этом танце слышны от-звуки древних кельтов, иберов, арабских племён берберов, индийских цыган, изгнанных со своих земель воинами Тамерлана и бежавших в Андалусию. Века и эпохи, стремление к свободе, трагизм жизни и одновременно её наполненность всеми красками, её краткость и драматизм — все эти настроения, ощущения отражаются и слышатся в фламенко.

Погружаясь постепенно в многообразие настроений танца и музыки, начинаешь увлекаться и очаровываться звуками и красками, атмосферой того действа, которое разворачивается на сцене, потому что талант исполнителей превращает спектакль в безудержный вихрь эмоций и из зрительного зала уносит в маленькое уличное кафе Испании, где запахи роз и фиалок с бульваров смешиваются с запахами моря и солёного ветра, а на маленьком подиуме звучит ритмичная дробь каблуков танцовщиц, мелькают пёстрые юбки, гордые прямые спины, вскинутые головы. Здесь царит дух вольнолюбивого, страстного фламенко.

Декорации предельно просты по форме, но оригинальность им придаёт освещение, преображающее разграниченное невидимой стеной пространство в не-обыкновенный загадочный мир искусства, где актёры танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано, скрипке, пиркуси, кохоне. И всё это живая, яркая музыка. Солирует гитара Александра Саги. Его даже излишне представлять, музыканта знают, талант его любят и ценят. Он виртуоз и профессионал высокого класса, и мне не раз приходилось бывать на его концертах, а вот талант Ольги Сафроновой открыла для себя впервые. Вообще пение в стиле фламенко своеобразно, очень сложно в технике исполнения из-за непрерывного «хождения» голоса вверх-вниз между полутонами. Но когда её слушаешь, музыка будто перетекает, не останавливаясь, и только иногда прерывается горловыми всплесками. Очень подвижна мимика певицы, она не исполняет, а рождает звуки из своего нутра, из груди, из глаз, кожи. В её голосе плач, шёпот, крик, зов, мольба и печаль.

Великолепны танцы в исполнении танцевальной группы и солистов Лейлы Суховой и Ирины Сафроновой, поражает наполненность танцовщиц ощущением беспредельной любви, красоты человека, трагизма жизни и неотвратимого ухода из неё. Удивительно, как могли чутко уловить и почувствовать нерв этой музыки, её ритмы эти северные женщины, такие немыслимо далёкие от этой страны, какие неведомые силы смогли передать им эти знания? Как открылись им все её секреты? Откуда в них столько взрывной и затаённой страсти дерзких басков?

В их танцах — свободная игра ритмов в состязании женщины с судьбой, желание вырваться и быть свободной, и одновременно желание женщины отдаваться своей страсти и быть покорённой любимым мужчиной. Их танцы смелы и жизнеутверждающи, а в их глазах — вызов и бесстрашие.

Как правило, каждый новый танец начинается медленно, как бы приглашая, зазывая принять в нём участие. И вот от толпы танцовщиц отделяется и выходит на круг одна из них, остальные, сидя или стоя, бьют в ладони и стучат в такт каблучками. Солистка постепенно, набирая обороты, загорается каким-то внутренним огнём. Каждый отдаётся танцу всецело, иначе фламенко просто не танцуют, потому что фламенко больше, чем танец, больше, чем музыка, это целое мировоззрение, это отношение к жизни, душевные и духовные переживания, это сильные эмоции, это мистический экстаз, тайна и загадка «высшего состояния», глубина и талант народных традиций. Остаётся добавить, что продюсером проекта выступил Геннадий Шапошников.

Этот яркий спектакль никого не оставит равнодушным, он позволит ближе узнать Испанию, полюбить её народ и культуру.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры