издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прекрасное пленяет навсегда

Так уж оно устроено: едва закончившись, музыкальный сезон отходит в область воспоминаний. И очень важно закрепить их – для собственной души, для летописи творческой жизни областного центра Приангарья. А кто ещё может исчерпывающе рассказать об этом, как не директор и многолетний художественный руководитель Иркутской филармонии кандидат искусствоведения Марина Токарская.

— По прежним встречам убедилась, что для беседы с вами, Марина Николаевна, нужно одно: умение слушать. Обещаю без крайней нужды не перебивать ваш рассказ, но позвольте начать всё-таки с вопроса. О чём могут больше всего пожалеть те меломаны, которые по каким-то причинам ни разу за прошедший сезон не посетили филармонию?

— Каждый сезон остаётся в памяти не какими-то одиночными событиями, а целыми сериями ярких концертов. Я уверена, что любители джаза, например, сожалеют, если они пропустили шоу «Фонограф-джаза» из Москвы или импровизации Даниила Крамера, выступления Валерия Гроховского, пианиста из США, или мексиканца Хулио Ревуэлтаса, впервые побывавшего в Иркутске. Это, между прочим, единственный в мире гитарист, который играет на своём инструменте смычком. А первым-то потрясением сезона был совершенно фантастический квартет «Азазелло» из Швейцарии: молоденькие исполнители струнного ансамбля (как всегда, две скрипки, альт и виолончель), один из них – наш соотечественник Ростислав Кожевников. Играли так, что некоторые наши оркестранты даже прослезились от восторга. Чрезвычайно оригинальный ансамбль «Хрустальная гармония», все инструменты которого сделаны из рюмок и других хрупких сосудов с запаенной в них дистиллированной водой, а звучание – полная иллюзия оркестра!

— Даже те немногие имена «гостей со всех волостей», которых вы назвали, дают представление о масштабе деятельности филармонии. А ведь это лишь «запевка», полагаю?

— Не хватит места на газетной полосе хотя бы просто перечислить всех музыкантов, кого мы пригласили за этот сезон. И прошу ещё учесть, что среди них нет ни одного, кажется, кто не являлся бы лауреатом европейского или международного конкурса, а в большинстве – даже нескольких. Из соображения той же экономии места вынуждена опускать их звания, да простится мне сей невольный грех!

Справедливо будет, думаю, начать с солистов, выступавших с нашим Губернаторским симфоническим оркестром, во главе которого – заслуженный деятель искусств России Олег Зверев. Его коллега Евгений Волынский так же активно проявил себя за дирижёрским пультом, как и уже полюбившийся иркутянам маэстро Эммануэль Ледюк-Баром из Франции. В связи с годом Паганини много было скрипачей. Замечательным открытием стала Алёна Баева, талантливая молодая скрипачка из столицы, её земляки Граф Муржа и Карэн Шахгалдян, доставившие большое удовольствие виртуозностью игры. Но Карэн выступал под фортепьянный аккомпанемент.

Из пианистов, кстати, я всегда выделяю нашего Константина Сероватова. Считаю его концерты настоящим событием, будь они сольные или с оркестром. Москвичи Наталья Трулль, Василий Щербаков, эстонец Танел Йоаметс… — «все промелькнули перед нами, все побывали тут». Каждый со своей манерой игры, уже знакомой иркутянам по прежним их визитам в наше сибирское далёко.

С оркестром выступили и молодой виолончелист Денис Шаповалов, и знаменитый музыкант из Франции Марк Дробинский, ученик Мстислава Ростроповича, потрясающе исполнивший на концерте сольный номер памяти великого учителя. Откровением, я думаю, стало выступление с Губернаторским оркестром гитариста Артёма Дервоеда.

— Марина Николаевна, любой с вами согласится, что принимать в стенах Иркутской филармонии музыкантов, снискавших мировое признание, это большая честь. Но я наслышана о сильном резонансе, который вызвал концерт, где дирижировал Евгений Волынский, а солировали… выдающиеся оркестранты нашего Губернаторского симфонического. Это что – некое новое направление в устоявшейся жизни оркестра?

— Скорее, давно забытое старое. И публика восторженно на это среагировала. Честь и хвала дирижёру, что он предоставил право выбора концертного номера самим солистам. В результате получилась незабываемо впечатляющая программа, достойная тютчевского стиха: «И мы не звуки – душу живу,// В них вашу душу слышим мы». Дуэт скрипачек Ольги Окладниковой и Ольги Захаровой, адажио Баха-Марчелло валторниста Андрея Карпова, «Размышление» Чайковского для скрипки с оркестром в исполнении Майи Крутиковой, «Испанскую симфонию» памяти её автора – композитора Лало – блестяще сыграла молодая скрипачка Алёна Федоренко, прекрасно донесла необычное произведение виолончелистка Римма Граблевская, и то же могу сказать о Татьяне Шишкиной, выбравшей концерт Дворжака для виолончели с оркестром. А черту подо всем подвёл Михаил Преображенский, сыгравший сложнейший концерт для фагота современного композитора Анатолия Луппова. Программа произвела подлинный фурор, выпукло представив индивидуальное мастерство восьми её участников. И оркестр показал, что может выступать с «доморощенными» солистами не менее эффектно, чем со звёздами-гастролёрами.

— От веку и доныне самым совершенным, самым чувственным инструментом, созданным природой, остаётся голос. Человеческий голос, непревзойдённый по своей красоте.

— О, вокалистов, одаривших нас искусством пения, надо бы упомянуть всех без исключения! Сергей Байков, бас из Москвы, пел сюиту Шостаковича на стихи Микеланджело. С камерным оркестром филармонии под управлением Татьяны Акимовой пела сольную программу звезда оперного искусства Валентина Цыдыпова. Её земляки из Улан-Удэ Дамба Занданов и Марина Коробенкова, тоже блестящие солисты Бурятского театра оперы и балета, дарили высокое наслаждение своими концертами. Светолина Качур из Германии с её программой «Только шедевры». Но даже на таком выдающемся фоне совершенно феерическим был «Королевский турнир», собравший в день 115-летия нашего зала 9 певцов: три баса, три баритона и три тенора, которым аккомпанировала пианистка.

— Из серии «ни забыть, ни пересказать»?

— Обвал эмоций, шквал оваций. А слов просто нет.

— А хоровая музыка как в сезоне представлена?

— Во время фестиваля органной и камерной музыки впервые прозвучала «Месса» Станислава Монюшко в исполнении хора «Глория» музыкального факультета Иркутского педагогического университета. Этим хором руководит заслуженный работник культуры России Татьяна Позднякова, благодаря ей и случилось это событие премьерного масштаба. Не забыть потрясения от хора Свято-Данилова монастыря в дни ежегодного «Сияния России». И, не удивляйтесь, от детского хора «Акварельки» из Улан-Удэ. Памятен хор из Сеула, Южная Корея.

— Коли заикнулись о фестивалях…

— То самым необычным стал фестиваль искусств, который инициировал и, соответственно, финансово обеспечил Байкальский банк Сбербанка России в связи со 165-летием последнего. Иркутяне разного возраста и практически всех социальных групп получили возможность на протяжении месяца посещать филармонию, услышать культовый «Белый острог» российских джазменов Юрия Матвеева и Артёма Якушенко, уехавших из Иркутска искать признания и, по счастью, обретших его. Выше я называла многих отечественных и зарубежных музыкантов, которые специально ехали и летели в Иркутск для участия в этом фестивале. А надо непременно назвать тут и прославленный ансамбль русских народных инструментов имени Н. Будашкина из Читы, лауреата Госпремий. Много интересного могу поведать о фестивалях «Серебряные струны», «Новый год на Байкале», «Музыкальная весна», других.

— Не сомневаюсь. Музыка – это ведь праздник, который не кончается никогда. В отличие от площади на газетной полосе…

— Как хотите, но без пусть беглого упоминания о нашем органном зале сезон неполон. Вы посмотрите, какие крупные имена: Гарри Гродберг, Иштван Элла (Венгрия), Владимир Хомяков, Андрей Бардин, Владислав Муртазин… Сюда, в любимейшее место иркутян, обжитое Лидией Янковской, а теперь уже и Яной Юденковой, как родной дом, стремятся и приезжают талантливые органисты со всего мира. И все гастролёры признают наш орган выдающимся!

— Пожалуй, именно здесь при звуках органа всем существом осознаёшь справедливость поэтического афоризма: «От музыки до неба дорога без конца». Спасибо за беседу.

На снимке: Марина Токарская

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры