издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Восхождение к храму

Подумать только! Четверть века — с 1961 по 1987 год — эта удивительно волевая, красивая женщина стояла у штурвала корабля под названием «Молчановка». Римма Шолохова — продолжим сравнение — сумела провести его и команду сквозь рифы и штормы, выйти на поистине океанские просторы. Да, именно в те годы под руководством Риммы Ивановны главная библиотека области — им. Молчанова-Сибирского — стала одной из крупнейших и лучших не только на востоке страны, но и в целом по России. Такой факт: в последнее десятилетие её директорства библиотека трижды награждалась переходящим республиканским Красным знаменем, большое количество библиотек области — при ней «Молчановка» стала методическим и библиографическим центром — получали высшие правительственные награды и премии.

И ещё одно свидетельство. Оно принадлежит Евстафию Антипину, секретарю обкома КПСС в 1970-1980 годах. В своей книге мемуаров, вышедшей недавно в Москве, Евстафий Никитич, в частности, пишет: «Служение книге стало для Риммы Ивановны смыслом жизни, самой жизнью. Она проявила себя неординарным руководителем. Именно глубокое знание библиотечного дела изнутри, обострённое чувство времени, долга и ответственности, умение выстраивать деловые и человеческие отношения с коллегами и в то же время быть требовательной и принципиальной способствовали созданию творческого коллектива, превращению библиотеки в культурно-просветительский и научно-методический центр».

Двадцать лет прошло с того дня, когда Римма Ивановна, что называется, сдала вахту. Отметила — торжественно и с блеском — 125-летие библиотеки и вышла на пенсию, аккуратно в год своего 55-летнего юбилея. Неожиданно для многих — в ту самую пору, когда достигла зенита добрая слава «Молчановки», упрочился её авторитет. Но не забывает она библиотеку, ставшую для неё, бывшей крестьянской девчушки, судьбой и смыслом жизни, — поддерживает тесную связь с коллективом, часто бывает здесь.

И, скорее, не память, а самое что ни на есть ностальгическое чувство, неизбывная, действенная любовь к храму её судьбы, подвигло к написанию книги воспоминаний, увидевшей свет ровно год тому назад и названной незатейливо и точно — «Молчановка» на Чехова».

Родом из Косиково

Накануне юбилея Риммы Ивановны мы встретились с ней у неё дома — благо живём по соседству. Она угощает меня чаем с вареньем из смородины, выращенной на собственном садовом участке, показывает фотографии из семейного альбома, книги с дарственными надписями В. Распутина, Г. Машкина, В. Трушкина, многих других литераторов, писателей, почитавших за великую честь подарить ей свой очередной труд. Вот что написал на одной из своих многочисленных книг Марк Сергеев: «Дорогой Римме Ивановне, сердечному и благородному человеку, так много сделавшему для славы Иркутска, для его духовной жизни. 22.07.86».

— Ну, хорошо, — говорю, — вас, Римма Ивановна, я, как и многие другие иркутяне, знаю многие и многие годы. И память эта уходит к уже далёким 70-80-м годам. А с чего всё начиналось? Как вы открыли для себя своё призвание, ставшее судьбой?

И Римма Ивановна рассказывает. Родом она из деревни Косиково, что в Ивановской области. Так что не понаслышке знает тяготы и лишения крестьянской жизни. Старшая в многодетной семье, Римма в полной мере испытала семейные заботы. Для отца война затянулась аж до декабря 1945 года. Вернулся домой весь израненный. Так что счастливым да безоблачным её детство не назовёшь. Благо край благодатный — привольные леса, черника, земляника — ей и сейчас, улыбается Римма Ивановна, нет равных по части сбора лесных даров.

А начало её призванию положил библиотечный техникум во Владимире, где проявились, неожиданно для неё самой, способности лидера. Довелось быть и старостой группы, и комсоргом всего техникума. Изо всех сил старалась наверстать упущенное в детстве, любовь к книгам подкреплялась встречами с известными писателями — Солоухиным, Трифоновым, другими. Техникум окончила с отличием, была зачислена в Московский библиотечный институт, но перевелась на заочное отделение и перебралась в Иркутскую область — сюда позвала отнюдь не романтика, а необходимость помогать материально многодетной семье.

Ей, активной комсомолке, неунывающей заводиле интересных дел и хохотушке, помог перебраться на берега Байкала директор техникума. Его рекомендательное письмо возымело действие: молодого специалиста направляют в Черемхово — заведующей Центральной городской детской библиотекой.

Интересное было время, что и говорить. Приходилось помимо основной работы и «бригадмилить» — было такое поветрие, и в роли школьной пионервожатой побывать. Не забывала своих младших братьев и сестёр — в библиотеке, ею руководимой, подрабатывала уборщицей, да и жить приходилось здесь же, в библиотечном закутке. Не надо забывать, что много сил и времени отнимала заочная учёба в институте. Но удивительное дело — времени хватало на всё, даже на заседания в горкоме комсомола, членом которого её вскорости избрали.

Все пути — в «Молчановку»

Правильно подмечено: счастье принадлежит тем, кто его заслуживает. Кому-кому, а Римме Ивановне хорошо знакомо состояние неудовлетворённости достигнутым (творческие натуры это подтвердят), но никакие препятствия, жизненные зигзаги не заслоняют главного: радости самоутверждения на однажды избранном поприще. Было такое в жизни Риммы Ивановны. В 1958 году её переводят во вновь открываемую областную детскую библиотеку, а в 1960-м, аккурат в год окончания института, в областную библиотеку заместителем директора по науке. А уже через год назначают директором «Молчановки».

Не успела, как говорится, она войти в родную свою колею, ещё одно испытание подвернулось. Во все времена была и остаётся потребность в людях, обладающих организаторским талантом, умением работать с людьми. А того и другого Шолоховой не занимать. Вот и решило областное начальство «кинуть» её на культуру, а с учётом её деревенских корней — заместителем начальника областного (сельского) управления культуры. Надо — так надо. Два года, вплоть до расформирования управления, поднимала, как умела, культуру на селе, неделями колесила по области. К слову, эта её потребность в информации из первых рук, в непосредственном общении с коллегами на местах перешла в привычку: после того, как она вернулась в свои пенаты, то бишь в «Молчановку», о том, что такое «свободное» время, она и вовсе забыла. Братск, Железногорск, Усть-Илимск — сколько их, городов и весей — не сосчитать. К тому же различные заседания, комиссии, командировки в Москву, Улан-Удэ — круговорот да и только! Дети, две её дочери, по словам Риммы Ивановны, выросли между делами и хлопотами. Это уже потом, когда внуки пошли, она решила: баста! То, чего недодала дочерям, пусть внуки получат. И пошла «работать» бабушкой. Да и что говорить, устала. Здание на Чехова приходило в негодность, и это при стремительно растущем книжном фонде. О строительстве же нового дальше разговоров дело не шло. Одному богу да ей ведомо, сколько сил и нервов было потрачено, чтобы выбить особняк на Халтурина. Впору детективный роман писать: охотников до особняка, притом влиятельных и сильных, было более чем достаточно. Но она сумела-таки выстоять, не сломаться, более того, отстоять интересы читателей и своего коллектива. Такая деталь: за период её руководства штат библиотеки вырос до 108 человек — более чем в два раза, многократно увеличился библиотечный фонд.

«Как за каменной стеной»

Во время подготовки этого материала довелось беседовать с людьми, хорошо знающими Римму Ивановну. Вот что рассказала Алла Захаровна Скаллер, главный библиограф отдела историко-культурного наследия:

— Мне посчастливилось проработать с Риммой Ивановной многие годы. Двенадцать лет была у неё заместителем. Честное слово, как за каменной стеной — настолько умело и творчески руководила она коллективом.

По её инициативе был открыт ряд новых отделов — музыкально-нотный, преобразованный позднее в отдел литературы по искусству, технический, сельскохозяйственный, редкой книги, другие. А работа с кадрами! Как она умела поддержать, увлечь, сплотить людей, а сделать такое в большом женском коллективе очень даже не-просто. На работу принимались лишь выпускники вузов, более 20 сотрудников с её, как говорится, благословения получили высшее специальное образование. Более десяти человек получили звание «заслуженный работник культуры». А сколько внимания и времени уделяла она подготовке кадров области. Стоит упомянуть лишь стажировки начинающих сотрудников в лучших библиотеках, обобщение опыта передовых коллективов, обучение на областных курсах, развитие наставничества… И создание сети библиотек на БАМе тоже её заслуга.

Римма Ивановна хорошо знала руководителей районов, библиотек, состояние библиотечного обслуживания населения в районах, в многочисленных командировках на местах помогала решать хозяйственные, кадровые вопросы.

Всё для читателя

Могут спросить: в чём секрет безупречной репутации, огромного авторитета Риммы Ивановны? Думается, в том, что самая главная её забота формулировалась просто: чтобы хорошо было читателю. Завсегдатаи «Молчановки» помнят — читальный зал всегда был полон и работал ежедневно до 22 часов. Безусловно, она спокойно могла уйти на преподавательскую, партийную работу, были такие предложения, ан нет! Ей по душе было всё, что связано с библиотекой, даже необходимость думать о замене отопительных батарей, текущих ремонтах, наведении порядка в той же кочегарке… А её хлопоты по улучшению жилищных условий сотрудников, выбивании квартир для молодых специалистов. Ей и это удавалось!

Из беседы с нынешним директором «Молчановки» Ольгой Константиновной Стасюлевич: «Более 25 лет знаю Римму Ивановну, — рассказала она, — пришла в библиотеку ещё девчонкой, только-только 19 исполнилось. Определили меня в абонемент — вот где было жарко. За день до 150 человек приходилось обслуживать. Как-то приехала ко мне мама. Пришла в библиотеку. В коридоре её встретила Римма Ивановна: «Вы к кому?» Мама объяснила. «Зайдите ко мне», — пригласила Римма Ивановна. Зашли. «Вы воспитали хорошую дочь, именно это я хотела сказать вам. Как она внимательна к посетителям, особенно пенсионерам, пожилым людям». Один только факт, а как он красноречив! Ей доставляло удовольствие сказать о своих работниках доброе слово.

— Случилось так, — продолжает Ольга Константиновна, — что надо было уехать. Была такая необходимость. Через два года вернулась — и снова сюда, в «Молчановку». Привела Римма Ивановна меня в научно-методический отдел. Вот, дескать, получайте пополнение. Не смотрите, что молодая, — она у вас ещё директором будет. Как в воду смотрела! Сегодня, по прошествии многих и многих лет, старые работники с улыбкой вспоминают этот эпизод. У меня в то время были большие проблемы с жильём. По этой причине решила принять предложение профсоюзной библиотеки: они давали комнату в общежитии. В центре города. Римма Ивановна отнеслась к этому с пониманием. «Знаю, что вернёшься. Жизнь есть жизнь». Позднее я действительно вернулась в «Молчановку», уже в качестве директора. Что и говорить, умела она ладить с людьми, поддержать, не дать потеряться. Была в курсе семейных дел каждого. Она и сейчас может спросить у старых работников: «А что ваши сын или дочь (по именам назовёт), как поживают?» Бесспорно, Римма Ивановна — сильнейший руководитель.

Дорогие сердцу вечера

В течение пятнадцати лет в рамках клуба «Читатель и писатель», организатором и душой которого была Римма Ивановна, действовал союз трёх творческих организаций — библиотеки, телевидения и писателей. Телепередачи, посвящённые творчеству наших сибир-ских писателей, велись непосредственно из областной библиотеки.

А как не вспомнить о клубах «Висла», «Фройндшафт», музыкальном лектории, литературно-музыкальных вечерах. Встречи с общественными деятелями, учёными наполняли читальные залы сотнями посетителей и являлись значительными событиями в культурной жизни города. Ещё одна любопытная выдержка — из мемуаров Е.Н. Антипина. «Помню, — пишет автор книги «Байкал. Люди. Время», — как «доброхоты» доносили в обком партии информацию о якобы антисоветских настроениях и разговорах на заседаниях ТОМа (творческого объединения молодых) и о том, что Р.И. Шолохова своим равнодушием якобы поощряет антисоветчину. В действительности же начинающие и молодые литераторы, остро дискутируя, пытались разобраться в причинах и следствиях нравственного нездоровья общества, в реалиях свободы творчества и ответственности художника. Римма Ивановна помогала молодым находить истину».

Отдельного разговора заслуживает очень важный момент её творческой биографии — выходит в свет книга «Молчановка» на Чехова». Передо мной несколько развёрнутых отзывов на этот поистине уникальный труд. Приведу лишь один, принадлежащий коллеге Р.И. Шолоховой — бывшему директору научной библиотеки ИГУ Валерии Либе. «Первое впечатление, когда начинаешь читать, — это не 25 лет назад, а вчера! Читая «Воспоминания», не веришь, что они написаны человеком, который уже много лет на пенсии, настолько живо, заинтересованно, с любовью, а иногда и с болью пишет Римма Ивановна о библиотеке.

Последний раздел воспоминаний посвящён друзьям библиотеки, её гостям, редким минутам отдыха. Я попробовала посчитать, скольких людей назвала Римма Ивановна, и у меня получилось более 200 человек».

«Очень жаль, — заключает Валерия Юрьевна, — что у директора с его повседневными заботами нет времени заняться научными исследованиями глубоко, но и здесь у Риммы Ивановны нашлось время заглянуть в «Устав Петра Великого» и в манускрипт Леонардо да Винчи. А встречи с Роденом и дедушкой Корнеем дополняют портрет этого неординарного человека, прошедшего непростой и далеко не усыпанный розами путь, продолжающего жить, творить, участвовать в жизни города и родной библиотеки и по сей день».

В беседе с Риммой Ивановной мы затронули многие вопросы, за кадром осталось лишь то, о чём сама она и не вспомнила. А сказать об этом стоит. За годы бескорыстной службы библиотекам области, книге, читателям труд Риммы Ивановны по достоинству оценён. В 1978 году ей присвоено звание заслуженного работника культуры, а в 1986 году вручён орден Трудового Красного Знамени. Она награждена медалями, почётными грамотами, благодарностями разных организаций.

Римма Ивановна считает себя по-настоящему счастливым человеком. Она и сегодня вся в хлопотах, дома застать её трудно. Недавно её избрали заместителем председателя областного совета пенсионеров культуры, искусства и кино. Ноша не из лёгких. Но Римма Ивановна верна себе: «Надо — так надо. Какой разговор…»

Фото автора

P.S. Коллектив «Восточно-Сибирской правды», автором и преданным читателем которой вы являетесь многие годы, поздравляет вас, дорогая Римма Ивановна, с юбилеем! Здоровья вам, творческих удач и всего самого доброго.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры