издательская группа
Восточно-Сибирская правда
прослушать

Храним красоту

В залах Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачёва, в экспозиции Русского и Западноевропейского искусств будут по-особому показаны картины, рассказывающие об исторических местах или памятниках архитектуры. В экспозиции таких картин довольно много. Подобная выставка проводится музеем во второй раз. В 2007 г. были представлены 10 картин. Среди них «Вид Иркутска с Глазковского предместья» Е. Мейера и В. Резанова, «Покинутая. Горе и Ватикан» Ф. Бронникова и другие.

Для нынешней выставки выбраны те материалы и сведения, о которых стало известно сотрудникам музея благодаря современным информационным технологиям, а также связям Иркутского музея с другими музеями России и мира.

Наибольший интерес вызывают у нас работы отечественных мастеров. В залах музея посетители любуются картинами, где запечатлены памятные для русской истории места. Картины могут намного больше рассказать, чем нам кажется. В них художники вносят частицу своей души, что отличает их работы от простой фотографии, сухо показывающей какое-либо место.

В творчестве мастера отражали дух своего времени. Например, лучшие стороны Петровской эпохи выразил гравёр А. Зубов. В музее хранится его гравюра «Баталия при Гангуте. 1714 г.», где изображено морское сражение Великой Северной войны 1700 – 1721гг. в Балтийском море между русским и шведским флотами. Это была первая в истории России победа русского флота и первое изображение морского сражения. Взгляд Зубова отмечает кульминационный момент всей битвы – нападение русских галер на корабль шведов. Интересно, что сейчас мыс Гангут называется Ханко, там находится самый южный город Финляндии. Сегодня Ханко – важный портовый город и популярное место для летнего отдыха.

Ещё одна морская баталия изображена на полотне моряка и художника А. Боголюбова – героический эпизод из Крымской войны (1853–1856 гг.) «Ночное нападение на фрегат «Флора» трёх турецких кораблей в 1853 г.». В этом неравном бою победил русский корабль. Действие происходило неподалёку от берегов Пицунды – мыса, расположенного в 25 км от г. Гагра. Несмотря на то что Крымская война не принесла России победы, она показала силу и бесстрашие русских солдат и моряков.

События Великой Отечественной войны представлены на картине К. Юона «Утро Москвы». В 1942 г. художник находился в Москве в то самое время, когда над столицей нависла угроза захвата, и написал картину, которая сейчас находится в Иркутском музее. На ней вид Москвы представлен со стороны моста через Москва-реку, по которому мощными колоннами идут советские воины, направляясь на фронт. Первые каменные мосты возникли в Москве со строительством нынешних кремлёвских стен на рубеже XV – XVI веков. Мосты на Красной площади были перекинуты через ров, соединявший Москва-реку и Неглинную и превращавший Кремль в остров.

Произведения искусства помимо художественной ценности несут информационный материал, т.к. запечатлевают места, ныне не существующие.

Для иркутян наиболее интересным покажется памятник культовой архитектуры Иркутский Вознесенский монастырь, построенный в 1672 г. на месте, где сейчас находится предместье Жилкино. Вознесенский монастырь стал одним из первых очагов просвещения в Сибири. Первая школа «мунгальская», то есть школа монгольского языка, была открыта при монастыре. Первый Иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий, живший в монастыре в то время, создал Славяно-Русскую школу. В Вознесенском монастыре до его разрушения находились мощи Святителя. В настоящее время они находятся в Знаменском монастыре в предместье Марата.

Ещё одно священное место изображено на картине В. Поленова «Христос и грешница» – место, где находился величественный Иерусалимский храм. Первоначально он был построен Соломоном по планам, составленным при отце его царе Давиде на горе Мориа, где, создавая мир, Бог заложил краеугольный камень. Он был разрушен, второй храм перестроен при царе Ироде. На фоне него изображён Христос. Именно сюда, а точнее, на «внешний» двор (для народа) приходил проповедовать Иисус. В настоящее время сохранилась только западная стена храма – знаменитая Стена плача.

Богатая и интересная во многих отношениях коллекция находится в красивом здании, которое вызывает особый интерес у горожан и гостей города, и это неслучайно, ведь оно считается памятником архитектуры. Здание Иркутского художественного музея (ул. Ленина, 5) было построено в 1907 г. по проекту архитектора В.А. Рассушина. Это был новый корпус первой в Сибири мужской гимназии. Ещё раньше, в 1799 г., на улице Амурской (Ленина) была построена мужская гимназия. Сейчас там находится авиационный техникум. Внешний вид этого здания практически не сохранился, т. к. оно перестраивалось несколько раз. В начале 20 века здание гимназии перестало удовлетворять потребности быстро растущего города. Поэтому городской думой было принято решение о строительстве нового корпуса рядом с существующей гимназией, где размещались бы несколько классных комнат, кабинеты директора, доктора, домовая Александро-Невская церковь. Это и есть здание современного музея. Но прежде чем здание было передано художественному музею, в нём в разное время размещались школа прапорщиков, высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, во время Великой Отечественной войны здесь был даже патронный завод, с 1949 г. открывается Восточно-Сибирский филиал Академии наук СССР. Лишь в 1973 г. здание было отдано музею, а через 2 года состоялось торжественное открытие.

Помимо этих работ посетители могут увидеть одно из красивейших мест Италии, жемчужину Неаполитанского залива – остров Капри – в работе Е. Чепцова «Соседки». Облик «новой» Москвы 30-х гг. 20 в. запечатлён Б. Рыбченковым на картине «Ленинградское шоссе».

Музей имени им. В.П. Сукачёва, как и мировые музеи, – это духовная память человечества. Главная его задача в современном мире – сохранение и приумножение высокой духовности. Сотрудники приглашают посетить музей всем любителям прекрасного не только 18 апреля, но и в любое другое время, когда душе захочется Высокого.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное