издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Времён связующая нить

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ

«Это как песня русская – привольная, душевная, всегда звучащая свежо и волнующе» – такую запись можно найти в книге отзывов на выставке, развёрнутой в выставочном зале Центра народного творчества и досуга. Выставка, названная точно и ёмко – «Времён связующая нить», действительно впечатляет. Здесь представлены авторские работы лауреата премии губернатора в области культуры и искусства творческой мастерской «Берестень».

Народные умельцы не только Иркутска, но и всей области хорошо знают искусство руководителя мастерской Любови Сергеевны Дмитриевой – непревзойдённой мастерицы, которой подвластны секреты крестьянского «красного шитья». Это и одежда, и затейливая вышивка полотенец, узоров.

Творческая мастерская «Берестень», созданная 15 лет назад по инициативе Л. Дмитриевой и по сей день руководимая ею, объединяет народных умельцев разного возраста и профессий – учителей, художников, врачей, инженеров – словом, всех, кто интересуется русской культурой и народным творчеством. Деятельность мастерской ведётся по двум направлениям: художественная обработка бересты и вышивание и кружевоплетение. К этому необходимо добавить научно-методическую, учебную и производственную работу.

– Научно-методическая работа, – рассказывает Любовь Сергеевна, – направлена на изучение историко-этнографических данных по народным промыслам России, разработку коллекций, участие в выставках, ярмарках, фестивалях, подготовку и опубликование различных материалов.

Ярким примером подобного рода творчества служит роскошно оформленный альбом «Совет да любовь», изданный в Иркутске. Его авторы Любовь Дмитриева и Алефтина Шахнович проделали, без преувеличения, колоссальную работу. Многостраничный, богато иллюстрированный альбом в увлекательной форме рассказывает о русской крестьянской свадьбе Ангаро-Ленского междуречья конца 19 – начала 20 веков, о роли полотенец в свадебной обрядности и их декорировании браными (от слова «браньё» – так раньше назывался день бракосочетания) узорами. Описана и проиллюстрирована коллекция свадебных полотенец, изготовленных творческой мастерской «Берестень». В книге-альбоме изложены учебные курсы по традиционным русским швам – набору и росписи, основам художественного проектирования изделий с вышивкой. В работе можно найти любопытнейшие этнографические материалы, архивные данные, литературные источники.

– Что касается учебной работы, – продолжает Любовь Дмитриева, – то здесь следует упомянуть о курсах, проводимых для учителей школ и сотрудников детских учреждений «Художественная обработка бересты». Для слушателей областной школы фольклора проводим занятия по старинной вышивке, мастер-классы. Особо хочу отметить, что каждый член мастерской, владея различными знаниями, умениями и навыками, постоянно их приумножает и умело применяет на практике, словом, изучение и возрождение уникальных традиций русского народного творчества – основа, на которой строится вся наша работа.

На выставке что ни экспонат, то яркое свидетельство таланта и мастерства. Глаз не оторвать от изделий из бересты. Это удивительный материал, который издревле использовался на Руси для изготовления предметов домашнего обихода. Технология берестяного ремесла вместила в себя хитромудрые решения сметливого крестьянина, за века он научился делать вещи практичные, красивые. В мастерской постигать берестяное дело начинали Л. Дмитриева, Л. Гармышева. Со временем появились выставки, ярмарки, публикации, признание, ученики.

А свадебные полотенца – это ведь загляденье! В старину полотенца выполняли функции информации, оберега, приобщения. Обряды с полотенцами удостоверяли личность невесты, демонстрировали её переход в новое качество и утверждали его. Дивные узоры на полотенцах вышиты Л. Дмитриевой, А. Шахнович, И. Кант, виртуозным мастером крючкового кружевоплетения можно назвать Н. Брадуцана. Этот раздел выставки включает и комплекты для венчания.

Продолжением свадебной тематики явилась работа по изучению, разработке и изготовлению русской праздничной одежды. Здесь и девичьи рубахи с богато орнаментированным браным узорочьем, сарафаны, мужские рубахи-косоворотки. Кстати, коллекция одежды, представленная на Первом всероссийском фестивале «Русский костюм на рубеже эпохи», отмечена дипломом I степени.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер