издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Великий, Могучий, но очень трудный!

Занятие ведёт Лариса Александровна КРАШЕНИННИКОВА, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку.

Уважаемые читатели!

В прошлом номере мы обсудили новые моменты в оценивании сочинения ЕГЭ, связанные с аргументацией собственного мнения. Вы  получили задание – сформулировать своё отношение к проблеме, можно ли идти к своей цели, не выбирая средств её достижения. Свой ответ следовало аргументировать, воспользовавшись примерами из классической литературы. К сожалению, это задание было воспринято без энтузиазма. Но отрицательный опыт – тоже опыт: вы поняли, как непросто уметь аргументировать своё мнение и при этом быть логичным, доказательным, да ещё с помощью классики.

Но удачи есть. Так, ученица иркутской гимназии № 44 Ирина Шкилевич вполне успешно справилась с заданием. «Я, как и многие мои сограждане, не могу не согласиться, – пишет она, – с  истиной, что счастья на чужом несчастье не построишь. Великий русский писатель Достоевский, рассказав нам историю одного гордого молодого человека, который позволил себе распорядиться жизнью «ненужной» старушки, а заодно и случайно подвернувшейся её сестры, ещё раз доказал нам это. Раскольников убил, ограбил – то есть осуществил свой безумный план, да только ничего не обрёл, кроме ужасных мук совести и пребывания на каторге среди воров и убийц. Причём мысли, терзающие его после убийства процентщицы, оказались мучительнее, чем законное наказание». Это очень удачная аргументация, да ещё со ссылкой на программное произведение  (бальзам для проверяющего учителя). Так что, дорогие старшеклассники, дерзайте, если хотите получить максимальное количество баллов: за один аргумент – сразу 2 балла; приведёте ещё один (обычный, не из литературных источников) – будет еще 3 балла. А лучшие друзья выпускников – это, как известно, баллы.  

А теперь предлагаю заняться заданиями, которые на протяжении нескольких лет дают самое большое количество неправильных ответов. Начнём с части А. Задание А8 (бывшее А9) проверяет умение определять грамматическую основу предложения. Выпускники испытывают затруднения при анализе предложений с составным именным сказуемым в процессе определения границ составного сказуемого; при определении подлежащего  в придаточной части сложноподчинённого предложения, когда эту роль  выполняют союзные слова (что, который), не личные местоимения. Так, в грамматической основе  что связано (в предложении Ориентироваться  там было трудно, что связано с особым рельефом местности) узнали таковую  только 10% экзаменуемых (что – подлежащее, связано – составное именное сказуемое, его именная часть). Следует помнить, что союзное слово является членом предложения, и нередко главным – подлежащим. Союзные слова нужно уметь отличать от союзов – не членов предложения. В известно то,..  сумели опознать грамматическую основу менее 10 % учащихся (то – подлежащее, известно – составное именное сказуемое).

Более трети выпускников путают подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. Нужно помнить, что по смыслу сказуемое – это  главная информация о подлежащем; если сказуемое – глагол, то действие, которое оно обозначает, выполняет подлежащее. С точки зрения грамматики, подлежащее, если это имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение и др.), может быть только в форме именительного падежа, который по форме совпадает иногда с винительным. Если вы затрудняетесь в различении существительных в именительном падеже и винительном, то имейте в виду, что совпадают они только в мужском роде и среднем у неодушевлённых существительных, а в женском винительный проявляется окончанием -у, -ю: Я вижу дом (вин.п.) — Дом (и.п.) был справа. В таких случаях вместо слова мужского или среднего рода мысленно подставьте слово женского рода: я вижу дом (мысленно – дачу, окончание у говорит о том, что падеж винительный, следовательно слово дом не может быть подлежащим).

А теперь домашнее задание:

1. Какие слова являются грамматической основой в предложении: Программой могло служить название сочинения, указывающее на определенное состояние природы или души человека.

1) программой могло служить
2) название могло
3) могло служить
4) программой могло служить название

2. Какие слова являются грамматической основой в предложении:

Я не знаю ничего такого, что дорого ему.

1) дорого
2) что дорого
3) дорого ему
4) ничего, что дорого

3. Какие слова являются грамматической основой в предложении:

Такая  модель давала бы возможность прогнозировать изменения в состоянии атмосферы, что важно не только с научной точки зрения, но и с практической.

1) давала бы возможность
2) модель давала бы прогнозировать
3) важно
4) что важно

4. Какие слова являются грамматической основой в предложениях:

(1) Речь шла о средстве торможения самолётов, которые садятся на палубу авианосца. (2) Лет тридцать назад электродвигатель пытались применить как средство торможения авианосца. (3) Конечно, палуба, даже палуба такого гиганта, как авианосец, далеко не идеальный аэродром?  

1) электродвигатель пытались применить (предложение 2)
2) авианосец не аэродром  (предложение 3)
3) которые садятся (предложение 1)
4) садятся (предложение 1)

Удачи! Ждем ваших писем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер