издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожное противостояние

Почему пешеходы гибнут на дорогах, а сотрудники ГИБДД берут взятки? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Бориса АБКИНА отвечает начальник ГИБДД г. Иркутска, подполковник милиции Сергей ПАНЧЕНКО.

– Прежде всего, Сергей Викторович, несколько слов о себе. Что привело вас на службу в автоинспекцию?

– Я окончил политех – так мы тогда называли  Иркутский технический университет. И попал на работу в ГАИ. Ничего необычного в этом нет. Было ведь время, когда организацией дорожного движения в городе занимались именно инженеры, как и дорожным хозяйством.

 Наверное, мой выбор не случаен: ещё мальчишкой я полюбил автомобили, в студенческие годы уже имел водительские права, подрабатывал слесарем в автомастерских. Короче, прикипел к моторам всей душой. Может, меня потому и направили по распределению в ГАИ, причём одного-единственного.

Сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, могу уверенно сказать: о том, что судьба накрепко связала меня с дорогой, я нисколько не жалею.

– Иркутск – город старинный, улицы его рассчитаны скорее на гужевой транспорт, плохо адаптированы к автомобильному буму.

– Но в России вряд ли можно найти такой приспособленный к велению времени город. Возьмите хоть столицу. В Москве сегодня вообще невозможно проехать – и даже метро не помогает. Вот что преподнёс нам век сплошной  автомобилизации.

В Иркутске же за последние два-три года перемены, по-моему, заметны: улицы стали широкими, появились новые транспортные развязки.

– Это как-то отразилось на безопасности движения? Я слышал, что в городской Думе были сомневающиеся: а стоило ли вбухивать немалые деньги, скажем, в улицу Байкальскую?

– Стоило. На обновлённой Байкальской не произошло ни одного случая ДТП со смертельным исходом! А раньше это была одна из опаснейших магистралей. Вот что значат подземные переходы, ограждения, хорошее покрытие. Так же благоустроены транспортные развязки в Студгородке, реконструированы дороги и в  других районах. Отрадно, что в этой работе есть вклад и сотрудников ГИБДД.

Кстати сказать, и Дума, и администрация города прислушиваются к мнению наших специалистов. Я и сам нередко выступаю перед депутатами, обязательно вхожу в число подписывающих те или иные акты по градоустройству. Правда, не всё и не всегда делается так, как хотелось бы: то не хватает средств, то времени на благоустройство дорог – лето ведь у нас короткое.

– В Иркутске зарегистрировано около 200 тысяч машин. Но желающих приобрести автомобиль меньше не становится. Чем всё это кончится? Пересядем на велосипеды?

– На мой взгляд, рост числа автомобилей остановится на оптимальной точке. И я вижу здесь прямую связь с демографическим ростом. А вот тут как раз никакого бума не ожидается. Так что особо беспокоиться я бы не стал.

– Я к вопросу о безопасности. Иркутск, к счастью, не лидирует по аварийности на дорогах среди российских городов. По крайней мере, в первую двадцатку он не входит. Но вообще цифры погибших в ДТП потрясают – в Афганистане за 9 лет войны жертв было меньше, чем в год умирает под колёсами автомобилей на российских дорогах. В Иркутске  в автоавариях гибнет около 100 человек ежегодно. Кто виноват?

– Статистику мы ведём ежедневно и порайонно. В 74% случаев виноваты водители. Нарушают правила обгона, превышают скорость, игнорируют знаки дорожного движения.

По вине пешеходов происходит 16,7% ДТП со смертельным исходом. Среди жертв 4% детей.

– Приходилось слышать от автомобилистов такие претензии: дескать, слишком много развелось гаишников. Что вы на это скажете?

– По норме на одного инспектора приходится 265 автомобилей. То есть в Иркутске должно работать 750 инспекторов дорожного движения. У нас их – всего 274.

– За нарушения правил дорожного движения в последнее время наказания ужесточены. Как вы к этому относитесь?

– Это надо было сделать раньше! Ну что такое штраф 50 рублей, когда речь идёт об инвалидности или жизни человека?! Многие водители призадумались, когда узнали, что ужесточение наказаний коснулось почти всех пунктов правил дорожного движения. Даже так называемые крутые.

– И последний, может, для вас самый неудобный вопрос. Работники дорожно-патрульной службы и… взятки.

– Мы наказываем тех, кто нечист на руку. Увольняем с работы, понижаем в звании и должности. Становится ли таких меньше? Думаю, да. Мне кажется, я знаю своих людей, знаю, кто на что способен. Уверен, что в критические минуты большинство сотрудников не подведут. Мы ведь выполняем и функции милицейского патруля: задерживаем воров, грабителей, хулиганов. Так что есть и кого наказывать, и кого поощрять.

Но скажите мне, кто провоцирует инспектора ДПС на взятку? Нарушитель, тот, кто сам виноват. Да ещё на другой день приходит ко мне и жалуется. Но если ты прав – зачем же ты подсовываешь кошелёк? Приди – и мы разберёмся по существу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры