издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На основе партнёрства

  • Автор: Елена БАТУТЕНЕ, «Восточно-Сибирская правда»

Социальное партнёрство профсоюзов и власти – вещь совершенно реальная и, более того, насущно необходимая для всех: власти, профсоюзов, учителей и детей. Ведь нельзя забывать, что всё, что делается в системе образования, в конечном счёте делается для них. Поэтому важно быть предельно честными и осторожными, ведь за ошибки взрослых расплачиваться придётся именно детям. Об этом наш разговор с министром образования правительства Иркутской области Виктором Басюком.

– Виктор Стефанович, на чём строится сотрудничество органов образования и профсоюзной организации?

– Наше сотрудничество строится, прежде всего, на основе существующей законодательной базы. Это некая общая рамка, и, используя её, как мне кажется, нам удалось выстроить не только правовые, но и просто по-человечески хорошие и продуктивные отношения с нашими профсоюзами. Да и вряд ли может быть иначе, потому что обе стороны понимают, что наша совместная работа в конечном счёте идёт на благо учительства. А это и есть наша общая цель, она нас объединяет и делает партнёрами.

– То есть профсоюз – это прежде всего ваш партнёр?

– Безусловно. Поэтому неудивительно, что профсоюз участвует во всех наших мероприятиях, конкурсах, форумах, начиная с областных и заканчивая какими-то движениями на местах. Но и власть, в свою очередь, откликается на приглашения профсоюзов и идёт им навстречу, поддерживая любые их инициативы и начинания. Вряд ли может быть иначе, потому что в лице профсоюза к нам обращается практически всё педагогическое сообщество области. Ведь в профсоюз входят все работники сферы образования – от директора образовательного учреждения до обслуживающего персонала.

Мы благодарны профсоюзам за то, что они всегда находятся на острие подписания трёхсторонних коллективных договоров между профсоюзом, министерством образования и правительством Иркутской области. Важно, что профсоюз участвует в жизни учителей на всех уровнях. Например, в конкурсе «Учитель года» существует отдельная номинация, учреждённая Иркутской областной организацией профсоюза. Её руководитель входит в оргкомитет, и победителю вручается поощрительный приз. То же самое касается и любых других значимых для области мероприятий. Больше того, председатель профсоюза в обязательном порядке посещает планёрки у министра образования, он в курсе всех проблем, которые встают перед системой образования.

Практику посещения и участия профсоюзов в знаковых мероприятиях областного уровня руководитель профсоюза Юрий Александрович Бакштановский пытается внедрить и на территориях. Это получается, и  как раз на местах эта работа очень хорошо чувствуется и даёт большой эффект. Если сегодня проходит конкурс «Учитель года» в Иркутском районе, то профсоюзная организация занята в нём точно так же, как и в областном, участвует в работе оргкомитета, вручает свой специальный приз. Ведь на местах люди все друг друга знают, они видят реальную отдачу от участия своих представителей в работе органов власти. Именно так и строится гражданское общество. Точно так же областной профсоюз участвует во всероссийских мероприятиях.

Что касается работы с коллективными договорами – здесь профсоюзам просто нет равных, это именно та область, в которой они вносят наибольший вклад в дело социальной защиты учителя. Совсем ещё недавно было время, когда существовали правовые провалы в нашем законодательстве, и тогда профсоюзы сыграли значительную роль. Совместные усилия сторон, заключивших региональное отраслевое соглашение на 2007–2009 годы, были направлены на разработку областного законодательства в интересах разных участников системы образования – работников, студентов, учащихся, на своевременную индексацию заработной платы.

– Времена меняются, меняются и проблемы. Новое время приносит новые вызовы. Каковы они сегодня и каким образом профсоюзы могут участвовать в их разрешении?

– Сегодня перед нами стоят новые вопросы, и мы считаем, что о них тоже нужно говорить. Помимо социальных гарантий, значимость которых я отнюдь не собираюсь умалять – это и социальные выплаты, и установка 36-часовой рабочей недели, и компенсации, и продление срока действия квалификационной категории, и выплаты единовременного пособия и так далее, – мы сегодня говорим о том, что у нашего учительства должны быть не только права, но и обязанности. Речь идёт о качестве образования, и мы бы хотели вовлечь профсоюзы в управление этим процессом. Потому что сегодня качество образования – это наша основная цель. О повышении качества и доступности образования говорят сегодня и президент, и Министерство образования, и профсоюз. Думаю, то время, когда речь шла о выживании школы, учителя, когда мы считали каждую копейку, закончилось. Чтобы двигаться дальше, нам нужно развиваться. Поэтому вместе с профсоюзами мы будем бороться не только за социальные гарантии, но и за качество образования. Эта работа уже началась и будет активно продолжаться в ближайшем будущем.

Вы, наверное, знаете, что премьер-министр Владимир Путин сказал о том, что по неэффективности расходов в системе образования Иркутская область находится на самом первом месте. Если в среднем по стране уровень неэффективности расходов составляет 19%, то в Иркутской области этот показатель – 52,6%. Честно говоря, так выглядеть не хотелось бы. Сегодня муниципальными, районными органами образования ведётся работа по снижению неэффективных расходов. Никто, конечно, не говорит о том, что город Иркутск и Мамско-Чуйский район находятся в одинаковых условиях. Задача министерства образования сегодня – свести до нуля неэффективные расходы в крупных центрах, таких как Иркутск, Ангарск, Шелехов и так далее. При этом, может быть, 20–25% останется где-то на севере. Тем не менее средняя картина по области приблизится к общероссийской. Вот эту работу нам предстоит провести совместно с профсоюзами.

– На ваш взгляд, в чём могло бы выражаться участие профсоюзов в этой работе?

– Неэффективные расходы складываются из трёх составляющих. Во-первых, это неоправданные учительские ставки. Мы делим количество наших учеников на количество учителей и сравниваем полученный показатель с нормативным. Получается, что если в среднем по России на учителя приходится 15 человек, у нас этот показатель «зашкаливает» до трёх. Второй момент – «лишние» классы-комплекты. В сельской школе должно быть 14 классов-комплектов, в городской – 15. У нас же  городской показатель такой, который по-хорошему должен быть на селе. Постепенно города приводят свои показатели в соответствие нормам, например, Иркутск, Ангарск, Черемхово. В сельских поселениях у нас тоже ситуация меняется. Наконец, очень большую долю неэффективных расходов мы имеем не за счёт учительства и собственно всего, что связано непосредственно с образовательным процессом, а за счёт обслуживающего персонала. Об этом тоже пора честно сказать.

Когда мэры говорят о том, что у нас такая огромная область, дороги плохие и так далее, я сажу их около карты и начинаю объяснять. Не будем брать Тамбовскую или Тверскую область в центральной полосе России. Но вот рядом с нами Красноярский край, Бурятия, Чита, где точно такие же расстояния, дороги, инфраструктура и так далее. Но у них показатели одни, а у нас совершенно другие. Значит, дело всё-таки в нас. А если говорить точнее, дело в том, что они ту же самую работу начали гораздо раньше, чем мы. Если бы мы вели оптимизацию постепенно, хотя бы в течение трёх лет, она была бы гораздо менее болезненной для нашей школы. Но теперь нам нужно быстро-быстро догнать свой поезд. Сегодня работой по оптимизации занимаются муниципальные органы управления. Думаю, что здесь профсоюзы снова могли бы стать неким мостиком между органами образования и учительством. Они могли бы, с одной стороны, объяснять в школьных коллективах ту ситуацию, в которой оказалась область, а с другой – представлять интересы учителя перед лицом власти.

Задача профсоюзов – подключиться к работе муниципальных органов власти, на уровне которых будет идти основная работа. Тогда мы сможем филигранно провести эту работу, сохранить наш учительский потенциал, соблюсти его интересы и при этом действительно повысить качество образования. Думаю, при местных органах образования должны быть созданы какие-то рабочие группы, в которые обязательно входили бы и профсоюзы, чтобы совместно эту задачу решать. Это нужно сделать для того, чтобы нам сохранить вот этот мостик от учителя к власти и чтобы слово от учителя было сказано устами его представителей. Думаю, это очень важно. Потом профсоюзы должны пойти в коллективы и объяснить учителям принятые решения, чтобы наша работа была понята и принята школой. Только если она пойдёт сообща, она будет успешной. А в успехе мы заинтересованы все: и школа, и органы образования, и профсоюзы, а главное – дети, которые учатся в школе. Ведь это наша школа, другой у нас нет, и привести в норму систему образования – наше общее дело.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры