издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пусть говорят

2 миллиона абонентов «Байкалвесткома» – это 60% всех обладателей сим-карт сотовой связи Иркутской области, каждый из которых разговаривает по мобильному в среднем 390 минут в месяц. А за кадром уже 15 лет остаются сотрудники БВК, обеспечивающие эти звонки. У них Ксения ДОКУКИНА и выяснила, что происходит до, во время и после того, мы нажимаем на своём мобильном кнопку «Вызов».

– Буду спрашивать всё, о чём давно хотела узнать, но боялась спросить, – предупредила я технического директора ЗАО «Байкалвестком» Сергея Жарких. Тот согласился описать техническую строну звонка так, чтобы это было понятно даже девушке с гуманитарным образованием. Оказалось, в те несколько секунд, пока на экране мобильного мигает номер абонента, которому адресован звонок, мобильный телефон успевает совершить виртуальное путешествие.

Вначале номер проходит что-то типа проверки перед выдачей туристической визы. Среди множества абонентов, находящихся в базе оператора, отыскивается тот, кто совершает в эту секунду звонок. И тут же проверяется на платёжеспособность. Если на счету у звонящего нет денег, в «визе» будет отказано и женский голос в трубке сообщит о том, что «набранный номер недоступен с вашего телефона», если же средства имеются, звонок выходит в открытое пространство связи.

Следующий перевалочный пункт – базовая станция. Выглядит она как пара железных шкафов, стоящих в хорошо кондиционируемом помещении. Когда одна из её антенн, вертикальная, «ловит» вызов, другая антенна, круглая, соединяет базовую станцию с контроллером. Тут звонок проходит таможню: «предъявляет» собственный идентификационный номер у виртуальной стойки, и его проверяют на принадлежность к сети.

– В мировой практике это называется «борьба с фродом», – сообщил  Сергей Жарких. – Оператор таким образом пытается предотвратить возможные попытки мошенников сымитировать звонок от имени чужого абонента.

Когда проверки пройдены, контроллер передаёт звонок «в руки» коммутатора. Тот выясняет, где находится интересующий звонящего человека абонент, и переводит вызов на другой коммутатор, который после очередной проверки отправляет его на базовую станцию «принимающей стороны». Как раз эта станция и связывается с мобильником адресата, чтобы сообщить ему о звонке.

Светлана Димова: «Мы воспринимаем жалобы как обратную связь, и в качестве компенсации дарим абоненту, например, пин-код лояльности, или дополнительные минуты, или услугу бесплатно»

Отправленное смс-сообщение минует примерно ту же череду препятствий. С той разницей, что, «выходя в эфир», оно вначале помещается в смс-центр и отсылается уже оттуда.

От трёх штук до двух тысяч

15 лет назад, когда «Байкалвестком» только запускал свою сеть, у компании было всего три базовых станции: одна в Ангарске и две в Иркутске – в Ленинском и Свердловском районах.

– И представляете, тогда можно было говорить, что в Иркутске есть связь, – улыбнулся Сергей Жарких. – Конечно, в то время стандарт и количество телефонов были совсем другие.

Сейчас на территории области порядка двух тысяч базовых станций БВК. Большинство горожан видят их каждый день, правда, не догадываются об этом.

– Человек, работающий в сотовой компании, приезжая в новый город, начинает смотреть не вокруг себя, а наверх, на крыши, – сказал Жарких. – Потому что базовые станции находятся именно там.

Иркутянам можно присмотреться, например, к белому шпилю на драматическом театре – на самом деле это три антенны БВК, совмещённые в одном корпусе. Или к крыше здания «Фортуны Plaza» на улице Карла Маркса.

– Там на защитной решётке от снега аккуратненько прикреплены покрашенные в цвет дома антенны, – раскрыл секреты Сергей Жарких. – Мы стараемся сохранять внешний вид города и маскируем объекты под части его архитектуры.

Много станций в Иркутске стоят на крышах нежилых домов или внутри торговых центров, кинотеатров, ночных клубов.

– Перед установкой для каждой станции выполняется проект и рассчитываются зоны излучения: необходимо, чтобы в них не было жилых строений, иначе нам просто не разрешат ничего ставить, – сообщил Жарких. – Антенны в помещениях представляют из себя сферические объекты, похожие на систему видеонаблюдения, или коробочки, висящие на стенах, – такие же висят на эскалаторах в столичном метро.

Базовую станцию БВК можно обнаружить на отметке в 250 метров в Черемховском районе, там она прикреплена к телецентру. И внутри всех трёх областных ГЭС – там в основном они используются работниками «Иркутскэнерго». Чтобы связь была у людей, проезжающих по иркутской плотине, на ней стоит узконаправленная антенна БВК, похожая на сетчатую радиорелейную тарелку. Во время массовых городских мероприятий или стихийных бедствий, когда в локальной точке возникает большое скопление народа, БВК может использовать передвижные базовые станции.

– Эти устройства автономны, у них есть встроенный дизель-генератор и собственная спутниковая тарелка, – объяснил Сергей Жарких. – Одним из них мы пользовались совсем недавно – 1 сентября оно было установлено в районе ИрГТУ, потому что в этот день там был сосредоточен трафик.

Тогда мы идём к вам

Сейчас БВК покрывает всю территорию области. «От Тайшета до Выдрино и Братска, от Братска до Усть-Илимска, Усть-Кута и Тулуна», – перечислил Сергей Жарких. Поэтому теперь оператор нацелен на деревни с численностью в три–пять тысяч человек. «При условии, что туда можно прийти», – оговорился Жарких.

– К нам поступает очень много запросов от глав администраций по поводу обеспечения связи в сёлах. Но когда у них спрашиваешь: «А когда вы туда свет проведёте?», нам говорят: «Да погодите со светом, сначала вы сделайте связь», – рассказал он.

Впрочем, в нескольких населённых пунктах области, где нет обычной инфраструктуры, БВК использует солнечные батареи и ветрогенераторы.

– А ещё мы единственный оператор в регионе, который пришёл на Малое море не через спутниковую связь, а через радиорелейные линии, – отметил Сергей Жарких. – Это на порядок повышает качество и надёжность связи и очень сильно увеличивает её емкость. На спутнике тоже можно создать бесконечно большую ёмкость, но это стоит огромных денег. Поэтому, пока все операторы стараются сэкономить на связи, мы себе можем позволить закрывать всё Малое море: Еланцы, МРС, район Мандерхана, Хужир, Ольхон… И если всё хорошо пойдёт, мы в конце лета мы появимся в Узуре – конечной точке Ольхона.

К слову, БВК в своё время удалось осуществить связь через весь Байкал, то есть через 64 км водной поверхности. Сейчас компания уже дважды пересекает озеро: из Листвянки в сторону Танхоя и в Байкальск.

– Когда мы провели связь через такую огромную водную поверхность, к нам приезжали представители шведского сотового оператора – поучиться технологии: у них же в стране много водоёмов, – сказал Сергей Жарких.

Хотя дело тут не только в технологии, но и в смекалке работников БВК, считает Жарких.

– Самый большой наш кладезь инноваций – это персонал, – уверен он. – Грамотные, интересующиеся и постоянно находящие какие-то нештатные решения люди. Например, как-то нам накануне зимы достались американские радиорелейные линии, которые замерзали в иркутские холода. И, поскольку требовалось очень оперативно решить эту проблему, наши ребята врезали внутрь корпусов конфорки, подали на них не 220, а 60 вольт и использовали как батарейки, которые грели линии всю зиму. Весной мы, конечно, эту самодеятельность сняли, но до сих пор ею гордимся.

Рейтинг болтливости

Согласно исследованиям московских аналитиков, у «Байкалвесткома» одни из самых разговорчивых абонентов как по Иркутской области, так и по России. В среднем человек с симкой БВК разговаривает около 390 минут в месяц.

– Это много, – уверена коммерческий директор ЗАО «Байкалвестком» Светлана Димова. – Хотя это и не абсолютная величина. У разговоров по мобильнику есть сезонные показатели: например, в январе люди меньше говорят, но больше переписываются, ходят по сетевым ресурсам.

Уровень разговорчивости отличается и в зависимости от жизненного уклада людей. Например, клиенты, выбирающие бизнес-тарифы, говорят в основном днём – ночью и вечером они гораздо менее активны как пользователи мобильной связи. А есть, напротив, «полуночники».

– Это, главным образом, люди, выбравшие тариф «Pepper», – объяснила Светлана Димова. – В своё время, когда он только появился на рынке, он вызвал настоящий ажиотаж. Тогда была мода на гламур, и мы позиционировали этот тариф как предложение для гламурных людей. Это те, кто проводил много времени в развлекательных заведениях, ночных клубах – соответственно, у них было большое количество вечерних и ночных звонков, а в утренние часы как абоненты они были пассивны. Надо сказать, что люди, выбравшие этот тариф, – это костяк, который никуда не уходит и не меняет своих абонентских привычек.

У БВК есть тариф даже для китайской диаспоры, предлагающий выгодные цены на звонки в Китай и переговоры внутри этой группы.

– Глупо отрицать, что область тесно общается с КНР, – говорит Светлана Димова. – Мы ещё лет шесть-семь назад приметили такую нишу, как китайская диаспора, и поняли, что она достаточно большая и очень разговорчивая.

Реклама этого тарифного плана тоже идёт на китайском языке, она размещается в местах наибольшего скопления граждан КНР. Продажу осуществляют сотрудники, владеющие китайским, для этой группы клиентов даже выделена специальная линия в call-центре, номер которой – 888 – считается счастливым для китайцев числом.

– Ещё мы выделили приезжих из стран СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Армении, – сообщила Светлана Димова. – Причём это не те люди, которые давно осели в Иркутске, а именно гастарбайтеры – для них у нас тоже есть отдельное предложение. В общем, мы давно поняли, что глупо делить клиентов на «высоко-, средне- и низкодоходных». Абонентов мы различаем по поведенческим критериям и предлагаем то, чем они действительно интересуются.

Два миллиона абонентов компании «Байкалвестком» обслуживают всего 350 человек. Клиентам приходится сталкиваться только со специалистами коммерческого центра, отделов продаж и абонентского обслуживания – чтобы сориентироваться в обилии тарифных планов и услуг, получить консультацию после подключения или пожаловаться на качество связи. «Такое, к сожалению, тоже бывает, – признала Светлана Димова. – Но мы воспринимаем жалобы как обратную связь, и в качестве компенсации дарим абоненту, например, пин-код лояльности, или дополнительные минуты, или услугу бесплатно». Однако чаще всего сотрудники компании остаются «бойцами невидимого фронта». Ведь они работают для того, чтобы абоненты БВК совершали звонки, никогда не задумываясь о том, насколько сложен на самом деле процесс сотовой связи. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры