издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Помяни моё слово»

  • Автор: Светлана ВОЛКОВА

Ноябрь – не весенний март. И всё же он дарит нам солнечный праздник – День матери. Во всём мире и на всех языках в минувшее воскресенье можно было услышать: «Поздравляю, мамочка! С праздником, бабушка!». Обе они в этот день именинницы, потому что обе – матери.

На многих языках «бабушка» звучит так: «большая мама». У неё и собираются в этот день всей семьёй. Всё, как обычно: цветы, подарки, песни. Но «большая бабушка» значит и большая жизнь. Большой бабушке есть о чём рассказать большим внукам. 

В праздники и будни я часто бывала в гостеприимном доме иркутянки Евгении Сергеевны Протопоповой. Её рассказы я слушала впервые, а черноглазые, все в бабу Женю, внучата знали их уже назубок. И всё-таки самый младший обязательно заводил: «Расскажи про Алмавил!». Что за город такой? Название прямо из сказки. Алмавил оказывался обыкновенным Армавиром. Но вот рассказы звучали как сказки. 

«В Армавире много плодовых деревьев, – начинала баба Женя. – Вишни, черешни, груши, сливы, поспевая, сыпались на тротуары. И хозяйки ругались, выясняли, с какого дерева нападало. И заставляли ребятишек убирать и мыть. И вот кто-то из ребят убрал тротуар плохо. И сам же потом поскользнулся и больно ушибся о каменный тротуар. Узнав об этом, моя мама сказала: «Сам себя тот бьёт, кто плохо жнёт. Запомни это, Женя». «Ох, я вспомнила эти слова, когда залезла в чулан за мёдом, – продолжает Евгения Сергеевна. – Свежего мёду полный горшок. Сунулась туда с головой. Ой, ой! В язык мне впилась пчела!». «Я наказывать тебя не буду, – сказала мама, – тебя наказала уже пчела». 

«А теперь про золотые пуговицы!» – кричит опять младший. «А это история из того времени, – начинает Евгения Сергеевна,  – когда мёда в кладовых уже и в помине не было. Шла Гражданская война. Отец был на фронте, мама кормила нас на те средства,  что брала за шитьё.  Пришла к нам заказчица, просила перешить меховую шубу, купленную у беженки. Мама распорола шубу, и посыпалось золото. В каждой из меховых пуговиц было зашито по золотой монете. Они так сверкали! Мы не могли отвести от них глаз. Мама сложила монеты столбиком и, как всегда, сказала: «Не вздыхайте, потом моё слово помянете: чужим горем никогда счастлив не будешь». И отдала все монеты заказчице».

Не золотые монеты, а золотые слова матери принесли девочке Жене счастье. Она выросла, вышла замуж. Муж её был большим человеком. И таким же, как она, бессребреником. А сколько ребят, кроме своих собственных, называли её своей бабушкой! Она ходила по школам, по детским домам, искала и находила ребят увлечённых, сама увлекала. Создавала городское школьное общество «Знание». Самому отъявленному хулигану в разгар драки она могла тихонько сказать: «А ну-ка дотронься до бабушки Жени». И всё – крики умолкли, драки нет. «Помяни моё слово, – улыбалась миротворица, – этот станет большим человеком». 

Я все её слова до сих пор помню. А вы постарайтесь запомнить, не пропустить мимо ушей рассказы своих больших мам. Они вас выручат не раз. Помяните моё слово.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры