издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полезная привычка

В иркутских школах запускается программа правильного питания

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

Все знают, что питание влияет на развитие нервной системы, интеллект, состояние работоспособности ребёнка. Однако большинство родителей убеждены, что рациональное питание связано с большими тратами, и, мысленно прикинув стоимость граната, винограда и парной телятины, безусловно, полезных для здоровья, решают, что оно им не по карману. А овсяная каша, котлеты из моркови и настой шиповника как-то не вписываются в нынешний уклад жизни.

Развить вкусовые предпочтения, а в случае необходимости скорректировать их, научиться делать сознательный выбор полезных продуктов ребятишкам поможет «Разговор о правильном питании». Эту программу, разработанную Институтом возрастной физиологии Российской академии образования, ведущим научным учреждением в области детского здоровья, занимающимся вопросами развития детского организма, представили накануне учителям начальных классов Иркутска и завучам школ, в которых с третьей четверти этого учебного года начнётся реализация программы. 

«Недавно на родительском собрании я спросила, кто из родителей варит ребёнку утром кашу, и получила только два утвердительных ответа, а первоклашек у меня – 30 человек, – рассказывает учитель начальных классов иркутской школы № 31 Юлия Чекменёва. – Получается, что в лучшем случае завтрак большинства школьников – бутерброд с чаем. А правильное питание – рациональное и регулярное. Ребёнок должен знать, что в течение дня нужно есть четыре раза и желательно в одно и то же время». 

Юлия Чекменёва, ставшая участником семинара-презентации «Разговора…», призналась, что сама узнала много нового и интересного, только пролистав методические пособия для педагогов и красочные рабочие тетради для детей. 

К слову, вся печатная продукция участникам программы будет бесплатно предоставлена компанией «Нестле», которая инициировала и спонсировала разработку «Разговора о правильном питании». Плакаты и брошюры также получат родители, если ребёнок обучается по программе. 

Программа реализуется уже более 10 лет в 29 регионах России, её участниками стали более трёх миллионов детей, а разработчики получили убедительные результаты её эффективности. Согласно опросам, «Разговор о правильном питании» понравился 90% учителей и родителей, а 78% родителей считают, что программа положительно повлияла на организацию питания в семье. Стоит отметить, что успех проекта стал возможен благодаря поддержке Министерства образования Российской Федерации, а также областных и краевых органов управления образованием. 

Директор Центра диагностики развития детей и подростков Института возрастной физиологии РАО Татьяна Филиппова, представлявшая проект в Иркутске, пояснила, что программа предусматривает формирование основ культуры питания как части общей культуры здоровья. Она даёт школьникам представление о правильном питании, формирует полезные навыки и привычки через игру, учит ребятишек ответственному отношению к своему здоровью, просвещает родителей в вопросах рационального питания. Директор комбината питания Иркутска и координатор программы в областном центре Людмила Леонова отметила, что переговоры с Институтом гигиены питания велись в течении трёх лет: мы должны были доказать, что программа будет успешно реализована в Иркутске. 

Занятия начинаются уже в первом классе, затем «Две недели в лагере здоровья» даются в 3-4 классах, а «Формулу правильного питания» изучают в 5-6 классах. Среди предлагаемых тем занятий: «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», «Как утолить жажду». «Родителям стоит обратить внимание, что не только нерациональное питание, но даже нарушение питьевого режима может вызвать у детей неврозоподобное состояние, – говорит Татьяна Филиппова. – Признаки такого состояния – резкая смена настроения, немотивированная агрессия, повышение мышечного тонуса и, соответственно, двигательной активности. Часто эти признаки взрослыми интерпретируются неправильно: они считают, что это просто непослушание ребёнка». 

Ребятишки постарше изучают, из чего состоит наша пища, что нужно есть в разное время года, как правильно накрыть стол и как вести себя за столом. Изучая тему «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен», школьники узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах. Немаловажно и то, что в содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты. Авторы «Разговора о правильном питании» убеждены, что взрослые совершают ошибку, называя некоторые продукты вредными. 

«Не говорите ребёнку «это вредные продукты», чтобы у него не было чувства, будто он что-то нарушает, ведь запретный плод всегда сладок, – говорит Татьяна Филиппова. – Вредные продукты (копчёности, чипсы, сладкие газированные напитки) – это всё то, что вкусно. Наша программа направлена на то, чтобы научить ребёнка сознательно делать правильный выбор, не запрещая. К тому же школа не должна противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Мы предлагаем оценивать продукты как очень полезные, которые нужно есть ежедневно, полезные, но употребляемые не каждый день, и те, которые есть можно, но не часто». 

По словам начальника департамента образования Иркутска Валентины Перегудовой, уроки здоровья будут интегрированы в базовые школьные курсы «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение», «ОБЖ» или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в группах продлённого дня, а также в работе детских садов и гимназий.

А вот у наших соседей, красноярцев, программа реализуется не только в общеобразовательных школах и детских садах. С ней знакомятся ребятишки из интернатов, детских домов, вспомогательных и коррекционных школ. 

В департаменте образования говорят, что если после апробации программы в Иркутске будет получен положительный эффект, то с 1 сентября будущего года «Разговор о правильном питании» войдёт в учебные планы всех образовательных учреждений Приангарья. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры