издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Газа полный бак

Запасы природного газа в Иркутской области превышают 4 трлн. кубометров, однако нет рынка его сбыта, равно как и внятной стратегии использования сырья. Звучат предложения по переводу на голубое топливо угольных электростанций, развитию перерабатывающих производств, поставкам на экспорт и так далее. «Газпром» предложил ещё один вариант, построив в Братске заправочную станцию для машин, работающих на природном газе. А некоторые компании, работающие в Ир- кутской области, предлагают в будущем перерабатывать газ в традиционные виды топлива. Вникнуть в их планы пытался корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.

Вместо бензина

Пионером по использованию природного газа в качестве автомобильного топлива в Иркутской области стал Братск. 16 сентября в городе была открыта первая в регионе автогазонаполнительная компрессорная станция, использующая сырьё с Братского газоконденсатного месторождения. Её мощности  позволяют ежесуточно заправлять метаном до 100 автомобилей. Как рассказали «Сибирскому энергетику» в ООО «Газпром Трансгаз Томск» (именно эта дочерняя компания «Газпрома» построила автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС) по просьбе администрации Братска. – «СЭ»), станция является пилотным проектом, направленным на то, чтобы «познакомить» потребителей с новым видом топлива. При этом в качестве основного потребителя рассматривается Братское муниципальное пассажир-ское автотранспортное предприятие, автобусы которого переводят на газ по целевой программе. В день открытия станции пресс-служба администрации города заявила о том, что необходимое оборудование установлено (или его монтаж завершается) на 22 машины, принадлежащих муниципалитету, а в ближайшее время их число увеличится до 32. На запрос «Сибирского энергетика» о том, сколько единиц автотранспорта используют газ в настоящее время, в администрации Братска не ответили. 

В свою очередь в дочерней компании «Газпрома» заметили, что АГНКС не работает на полную мощность. «Её загрузка напрямую зависит от скорости появления автомобилей, работающих на компримированном природном газе, иными словами, на метане», – сказал собеседник газеты. Использовать компримированный природный газ (КПГ) могут как автомобили со специальными двигателями (автобусы или спецтехника), так и бензиновые машины, на которые установлено газобаллонное оборудование. Пока минимально необходимую загрузку станции обеспечивает муниципальное транспортное предприятие, которое расположено вдали от АГНКС. 

Поэтому автомобили и автобусы заправляются непосредственно на его территории с помощью передвижных газовых заправщиков. Как отмечают в «Газпром Трансгаз Томске», пока минимально необходимую загрузку станции обеспечивает муниципальный транспорт, частные потребители только «присматриваются» к новому виду топлива. Однако компания «работает» и с теми и с другими для того, чтобы вывести АГНКС на полную мощность, хотя, как признаёт её представитель, «нельзя сказать, что процесс идёт как по маслу, ведь люди ещё не полностью доверяют новому для них топливу и многие сначала хотят присмотреться к опыту муниципалов, а потом газифицировать собственный транспорт». Тем не менее её руководство рассчитывает окупить затраты на строительство станции за восемь-девять лет.  А в администрации Братска только за счёт перевода 32 машин на газ планируют ежегодно экономить 7,8 млн. рублей на расходах на топливо, поскольку один кубометр КПГ, примерно эквивалентный литру бензина, стоит 9,8 рубля. Впоследствии масштабы экономии обещают быть более впечатляющими: в городе разрабатывается целевая программа газификации, которая предполагает покупку машин не с дизельными моторами, а с двигателями, работающими на газе. В «Газпроме» полагают, что её реализация позволит синхронизировать процесс строительства новых АГНКС и развитие рынка сбыта для компримированного природного газа.

В дальнейших планах компании – строительство ещё двух станций в Братске, расположенных в Падунском и Центральном округах. Сроки их запуска не уточняются, однако представитель компании отметил, что они напрямую зависят от сроков газификации левобережной части города, поскольку для подключения станции требуется соответствующая инфраструктура. Строительство обеих АГНКС будет финансировать сама компания, а затраты на перевод транспорта на газ заложены в областной бюджет и городскую казну.  

Превращение по последнему слову техники

Пока «Газпром» делает ставку на развитие рынка газомоторного топлива, другие компании, работающие в Иркутской области, лелеют планы по переработке природного газа в бензин. Одна из них – Японская корпорация по нефти, газу и металлам (Japan Oil, Gas and Metal National Corporation, JOCMEC), создавшая совместное предприятие с ООО «Иркутская нефтяная компания». На пресс-конференции в октябре президент JOGMEC Хиробуми Кавано сообщил, что корпорация вместе с ИНК рассматривает  возможность строительства завода по переработке газа в топливо по технологии Japan GTL. В отличие от традиционных технологий gas-to-liquid (GTL дословно с английского переводится как «газ в жидкость». – «СЭ»), которые применяются на коммерческой основе с начала девяностых годов, она позволяет утилизировать углекислый газ, выделяющийся при переработке природного сырья. Однако на практике она пока не применялась – JOGMEC только достраивает в Японии работающий по ней завод, который будет запущен в коммерческую эксплуатацию в 2011 году. 

«Параллельно с тем, что завершаем разработку нашей технологии, мы готовим технико-экономическое обоснование её использования с нашими потенциальными партнёрами, – заметил Хиробуми Кавано. – С целью её внедрения мы работаем и ведём ТЭО с Иркутской нефтяной компанией». Председатель совета директоров ИНК Николай Буйнов более осторожно заявил о том, что компания рассматривает возможность реализации совместных проектов по переработке газа с японскими корпорациями (помимо JOGMEC в их списке значится Marubeni Corporation, с которой в июне было подписан меморандум о сотрудничестве). Один из них заключается как раз в производстве жидкого моторного топлива. «Это очень сложный и капиталоёмкий проект, но мы продолжаем изучать этот вопрос», – подчеркнул Николай Буйнов. 

Завод по производству жидкого моторного топлива, только по традиционной технологии, в Иркутской области намерено построить московское ООО «Петромир», которому принадлежит лицензия на освоение Ангаро-Ленского газового месторождения. Информация об этом содержится в докладе, который генеральный директор компании Пётр Фонин представлял в конце августе на объединённом симпозиуме, проходившем под эгидой Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН. «Помимо экспорта газа по газопроводу в Китай  и  другие  страны  АТР,  рассматривается возможность строительства  химического производства в Иркутской области,  использование  современных  технологий GTL  и  СПГ,  продукты которых  будут  поставляться на внутренний и международные рынки по железной дороге», – сказано в нём. Сроки строительства, даже предполагаемые, не уточняются, равно как и объёмы производства. В материалах «Петромира» сказано только, что решение о строительстве завода будет зависеть от состояния и перспектив развития рынка сбыта продукции. То же самое касается и объёмов добычи.

В то же время пока в России не реализован ни один проект по производству моторного топлива из природного газа. Технологию GTL использует только ОАО «Новатэк», производящее метанол на Юрхаровском месторождении, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. Напомним: ещё в 2003 году американ-ская корпорация Syntroleum International подписала соглашения с «Лукойлом», «Саханефтегазом» и «Газпромом» об изучении возможности её применения на небольших месторождениях, а в 2006 году президент ОАО «Роснефть» Сергей Богданчиков заявил о том, что компания рассматривает возможность производства жидкого топлива из газа. Однако до строительства перерабатывающего производства дело так и не дошло, разве что в декабре 2010 года «Газпром» объявил конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию промышленной микротоннажной GTL-установки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры