издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оценки за год

Год учителя в Иркутской области выдался насыщенным. Не только благодаря праздничным мероприятиям, организованным в честь педагогов, – задуматься о роли преподавателей и об отношении общества к ним заставили жителей региона да и всю страну печальные события с избиением школьниками пожилой учительницы из Шелехова и массовая реакция на них. О педагогах и с педагогами в этом году говорили много. Делали тоже немало. «Конкурент» попробовал подвести этому итог – промежуточный итог, – потому что Год учителя закончится, а внимание к преподавателям, хочется надеяться, останется.

Сэкономили на учителях 

Моя  мама – бывший учитель. Я помню, как мы с сестрёнкой ложились спать, а свет лампы над письменным столом в нашей комнате продолжал гореть ещё несколько часов: это мама проверяла тетради, писала планы, заполняла отчёты. Проработав преподавателем 17 лет, она не выдержала и ушла. Пять маминых подруг-учителей, когда-то вместе трудившихся в одной школе, кто-то раньше, кто-то позже тоже сменили профессию. 

Это в 30 лет можно было, взвалив на себя кучу ставок и дополнительных занятий, тащить учительское дело на голом энтузиазме за мизерное жалованье. Чем дальше, тем сложнее это делать. Потому что зарплаты и условия работы  в образовательных учреждениях меняются слабо, а то и вовсе ухудшаются. 

– По моим подсчётам, за последние три года уровень обеспеченности учителей снизился в два раза! Это следствие сокращения самой зарплаты примерно на 10–30% плюс инфляция и рост цен на всё! – возмущался иркутский педагог на одном из региональных форумов. – Так что учителя на демаркационной черте, за которой уже реальная нищета. 

Ощущения оправданные. Размер учительского жалованья и правда снижается уже не первый год. 

– Дело в том, что ещё в 2007 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был увеличен до 4330 рублей с 2500, – напомнил председатель областного профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Бакштановский. – Но в областные бюджеты 2008-го и 2009 годов уже была заложена сумма 2500 рублей. Так что доплату в увеличившийся МРОТ производили за счёт надтарифного фонда.

В итоге люди стали получать меньше стимулирующих выплат. Отдельные работники недосчитались 2500 рублей. 

В марте этого года в ситуацию вмешался Верховный суд и дал пояснение: в МРОТ не должны входить компенсационные выплаты. Однако потом этот документ куда-то исчез с сайта суда. Это и создало коллизию: в судах области сейчас более 2500 заявлений от работников образования с требованиями выплаты полноценного МРОТ. Есть даже положительные решения и примеры выплат. Однако областные власти теперь рекомендуют руководителям образовательных заведений подавать кассации, что либо затягивает процессы, либо приводит к отмене прежнего положительного решения, отметил Бакштановский. 

Плюс ко всему после проверки региональной Контрольно-счётной палаты выяснилось, что нарушения законодательства на сумму почти 600 млн. рублей уже в этом году привели к снижению номинального заработка в сфере образования. В прошлом году он равнялся 12172,8 рубля, а за 8 месяцев 2010 года упал почти на 100 рублей – до 12082,9 рубля.

Министр образования области Виктор Басюк объяснил эту ситуацию экономией в период кризиса. Но пообещал, что в 2011 году «при корректировках бюджета» министерство будет отстаивать увеличение финансирования, которое могло бы решить эту проблему. 

Товарищ, перед именем твоим 

Ольга Горохова – одна из немногих недавних выпускников пединститута, которая работает после вуза по специальности

В то время как учительские зарплаты остаются неизменно низкими, новое поколение детей, приходящее в школы, оказывается совершенно непохожим на прежнее, жалуются учителя. На прошедшем 14 декабря чествовании педагогических династий Ир-кутской области «Путь верности и чести» четверо преподавателей, с которыми мне удалось побеседовать, говоря о школьных проблемах, к моему удивлению, в первую очередь назвали «растущее непонимание между педагогами и детьми». 

– О проблемах, девочка, скажу одно: дети, которые 10 или 20 лет назад приходили в школу, были совсем не такие, как сейчас, – сказал учитель истории из 36-й школы Братска Василий Иванович Камнев. В сфере образования он работает более 30 лет, почти столько же носит школьную кличку Чапаев, которой его неизменно награждает приходящее в школу очередное поколение учеников. Чапаев успел не только отучить, но и выпустить детей своих бывших выпускников, и говорит, что «науку генетику изучил на практике»: 

– Я уже понял, что, сколько ты дворняжку ни корми, сенбернаром она не станет. Если папа был двоечник-троечник – вот оно, родное, садится за парту. Родители были прилежными – и дитё такое. Были забияки – и ребёнок хулиган. Но есть гиперактивные детки, которые сидят и вертятся, а если я у них что-то спрашиваю – слово в слово отвечают. Да пускай они тогда вертятся! Зато с ними интересно работать. Плохо другое: сейчас отчего-то много ребят, которые считают, будто из школы выйдут и сразу банкирами станут, поэтому учиться отказываются: они же «крутые». 

Преподаватели, с тоской цитировавшие во время празднования Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», – ностальгируют по уважению, которым зачастую обделяют их школьники. 

– Сейчас педагог должен перестроиться, встать на позицию ученика, – считает преподаватель русского языка и литературы иркутской школы № 43 Елена Геннадьевна Шабалина. – Теперь мы не учитель и ученик, а товарищи. Нужно объяснить ребёнку: «Я даю знания, а ты должен их взять. Если у родителей нет денег на репетиторов, бери то, что тебе даётся бесплатно». 

– Многие дети да и их родители не так, как мы, понимают понятия «доброта», «честь», «достоинство», – сказала директор гимназии № 9 Усолья-Сибирского Ольга Ивановна Шаманская. – Что бы ни говорили, нам сложно с учениками. Хотя, может, мы уйдём, и в школы придут учителя с теми же принципами, что и у детей. Если придут. 

«Дети не могли этого сделать»

Поводом для всплеска подобных разговоров, естественно, стал мартов-ский скандал с шелеховской учительницей физкультуры школы № 1 и её учениками, избивавшими женщину на уроках. 

23 декабря в Шелеховском городском суде прошло первое закрытое заседание по делу об истязании, возбуждённом в отношении бывшего ученика пострадавшей, достигшего 16-летнего возраста, а потому уголовно ответственного. Ему может грозить от 3 до 7 лет лишения свободы. Остальные семь подростков, принимавших участие в избиениях, ещё слишком малы для привлечения к уголовной ответственности. 

В заседании участвовали сам обвиняемый, признавший, со слов адвоката, вину «частично», его мать, правозащитник и гособвинитель. Потерпевшая сторона в суд не явилась, поэтому слушание перенесли на 19 января следующего года. Скорее всего, рассмотрение будет долгим: суду надо опросить 48 свидетелей, среди которых ученики и педагоги шелеховской школы.

Между прочим, видеоролики «Серёга против Вафли», где парни-девятиклассники пинают 73-летнюю преподавательницу в грудь и спину, сваливают на пол, связывают волейбольной сеткой и пинают по залу, не один день, а на протяжении трёх месяцев были самыми обсуждаемыми в школе № 1. Но только после неоднократных жалоб учениц педагогам и родителям этим событиям была дана огласка. Учительница же из-за глубокого склероза даже не помнила, что делала накануне. «Это я? – растерянно спрашивала она, глядя на экран, и плакала: – Дети не могли такого сделать».

Мало того, что дети могли, – ещё и учителя сумели столько времени замалчивать конфликт из-за грядущей аттестации школы. И не замечать того, что рядом с ними работает нездоровый человек. Педагоги со всей страны, обсуждавшие эту ситуацию, пришли к неутешительному выводу о том, что случившееся –  очень показательная история, которая хорошо демонстрирует, что учителем средней школы зачастую может быть любой человек, согласный выполнять какие-то функции и регулярно приходящий на рабочее место. Потому что уволить человека – проблема, а найти на это место нового – ещё большая проблема.

И в школу не пойдём

Люди не хотят работать педагогами. Учителя со стажем замечают, что, даже поступая на традиционно преподавательские специальности, молодёжь изначально не планирует идти в школы.  

– Раньше в пединститут поступали те, кто действительно стремился быть учителем. Сейчас в связи с тем, что везде высокие проходные баллы, а в педе – низкие, туда идут все кому не лень, – сказала Елена Шабалина. – В итоге в школах всё равно работать некому. Очень часто бывает: пришёл после института человек, поработал месяц-два, получил зарплату, посмотрел, как дети ведут себя, – развернулся и ушёл. 

Более чем в два раза сократилось количество абитуриентов, поступающих на факультет филологии и журналистики Иркутского госуниверситета – одну из основных кузниц кадров учителей русского и литературы. Ещё четыре года назад туда шло около 50 человек, а в этом году подали документы только 21. Людмила Рябинина, старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания ИГУ, сообщила, что в 2010-м факультет окончили 23 человека, а в школы из них пошли только трое. В прошлом году – четверо. И соотношение не меняется последние несколько лет. 

Молодая преподавательница Ольга Горохова, классный руководитель 3 «Б» класса иркутской школы № 23, подсчитала, что из 20 человек её выпуска учительствовать пошли не больше пяти. Остальные – в банки, магазины и «куда повезло». 

– Учитель испытывает огромные эмоциональные нагрузки, а молодёжь сегодня не желает ради кого-то так переживать, – считает Ольга Шаманская, в гимназии которой 10 лет назад средний возраст преподавателей составлял 33 года, а сегодня – 48 лет. –  Нынешние молодые люди не хотят отдавать себя каждый день, а в ответ не получать даже уважения от общества. И, возможно, они правы. 

– Хочу работать преподавателем, но не буду, именно потому, что работу учителей не ценят и не оплачивают должным образом! А кушать и одеваться хочется более-менее нормально! – подтверждает её тезис молодой человек Стас, оставивший сообщение на иркутском образовательном форуме. 

Не очень утешительны итоги Года учителя. Но социальный статус педагогов и массовое отношение к ним не изменишь даже чередой праздничных мероприятий, прошедших в этом году в области, заметил Юрий Бакштанов-ский. «Поощрение отдельных педагогов – это, безусловно, здорово, но работа с ними должна быть не точечной, а системной», – считает он. 

Учителям ведь, по сути, не так много надо. Когда на чествовании педагогических династий ведущая праздника подошла к представителям семьи Шиверских, чей педагогический стаж насчитывает 350 лет, и спросила, что бы они хотели сказать или пожелать, одна из учителей ответила: «Мы просто хотим, чтобы на нас обратили внимание». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры