издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На родине слонов

«Иркутский репортёр» отправился на полгода в Индию за семейным счастьем и экзотикой

Продолжение, начало в № 12  от 5 февраля 

Чеснок & перец 

Если в индийском ресторане или другом пункте общественного питания (назвать некоторые из них «кафе» не поворачивается язык) вы видите кашляющего белокожего человека со слезами на глазах, знайте: он съел что-то из местного меню. И оказался к этому не готов. Автор «Непутёвых заметок» Дмитрий Крылов об индийской пище выразился более чем тактично, сказав, что она «на любителя». Ответственно заявляю: жители страны – знатные любители задать перцу и чесноку. 

«В ресторане нас спросили: «Вам это блюдо подать с острым соусом, со средним или вообще сделать специи по минимуму?» – делился своими ощущениямии от посещения Мумбаи один из русских специалистов. – Мы попросили: «Not spice («Не острое»)». Ну, если то, что нам принесли, не острое, то что же тогда острое? – интересовался он. – Это мы осилить не смогли: больше половины осталось в тарелке». Умудрённые опытом русские говорят, что такая любовь к перцу и чесноку продиктована соображениями гигиены: вместе они душат на корню всех потенциальных паразитов. Поэтому зелёный стручковый перец местное население на базаре закупает килограммами, а чеснок – по полкило за раз.

В одном из ресторанов города Насика местное меню уже адаптировали под россиян. Заказ принимает сам управляющий, довольно сносно выучивший за несколько лет русский язык. По желанию клиента возможны вариации: «Вообще-то, в оригинале это блюдо подаётся с острым соусом, но для вас будет неострый». Индийская кухня различна в разных штатах. В Махараштре большое внимание уделяется блюдам из бобовых, риса, муки и молока. 

За месяцы пребывания в Индии у меня появилось несколько фаворитов в местном ресторане: «овощная тарелка» с местным сыром «панир» (похож на «адыгейский», но ещё менее солёный), курица в соусе, подаваемая с бланшированными шампиньонами и овощами (стручковая фасоль, цветная капуста, морковь) и картофелем фри. Супруг Сергей, как любитель мясного, заказывал roast lamb – мясо ягнёнка, которое также приносят с бланшированными овощами и картофелем фри. Однако любовью всех русских пользуются местные лепёшки – чапати, нан и другие. «Они стоят того, чтобы приехать в Индию», – сказал наш переводчик Виталий, заказавший себе две порции гарлик нан – традиционного индийского хлеба, фаршированного чесноком.  

Ресторан «SUR» в Насике стал одним из мест паломничества россиян: он открывался раньше чем в 19.30, что позволяло успеть на автобус корпорации, который уезжал из города в 20.00; там был русскоговорящий управляющий и довольно бюджетные цены. Сначала полноценный ужин на двоих с алкоголем в этом заведении обходился нам в 1500 рупий, что составляет 1050 рублей. Хотя при желании можно найти ресторан, в котором за примерно такой же набор блюд можно отдать 2000–3000 рупий. 

Колбасы. Net

Чего днём с огнём не сыщешь в Индии, так это батона колбасы. Оно и понятно: основной продукт, из которого готовится любимое русскими лакомство, – говядина, а в Индии корова священна, поэтому убивать её, а уж тем более пускать на колбасу строго запрещено. Для тех, кто жить не может без мяса, есть курица (птиц ещё живыми возят в решетчатых кузовах грузовиков), свинина (мы её не покупали, помня о том, чем в основном питается это животное) и мясо ягнёнка (часто овцы паслись на привязи прямо рядом с трущобами). 

В качестве заменителя говядины русские домохозяйки использовали буйволятину. Правда, это мясо жёсткое и получить из него нежное филе практически нереально. Зато очень хорошо идут в пищу буйволиный язык и рёбрышки – на суп. В стране, особенно в штатах, граничащих с океаном, много самой разной рыбы и морепродуктов. А официанты в ресторанах даже выучили, как по-русски называются креветки. Правда, выговаривают это слово на свой манер – «кревети». 

Индия – страна, где живёт наибольшее количество вегетарианцев. В каждом ресторане есть специальное вегетарианское меню, существуют и отдельные заведения для такой категории едоков, на вывесках которых красуются три буквы – VEG. Причём количество их клиентов довольно высоко, а некоторые приходят в них целыми семьями. Для вегетарианцев в магазинах есть майонез и выпечка без яиц. Свобода «не есть мясо» поддерживается и на самом высоком уровне – на некоторых авиалиниях стюардессы интересуются, какое горячее подать: «Veg or non veg?» 

Самое первое, по чему начинают скучать русские в Индии, – колбаса, консервы (здесь продаётся только тунец) и «нормальный человеческий сыр». В стране только три его вида – «панир»; продукт, напоминающий сырок «Дружба»; и сыр, по внешнему виду похожий на привычный нам, но, увы, не такой вкусный. Проблема с колбасой решается двумя способами: побольше взять с собой из России, хранить в морозилке и доставать по большим праздникам; второй путь – покупать в специальной лавке в селении Девлали за большие по индийским меркам деньги нарезку в вакуумной упаковке, отдалённо напоминающую колбасу. Мы решились на этот проект только один раз, а потом отказались – было совсем не то. 

Недостаток мясного в жарком климате довольно просто компенсируется большим количеством овощей и фруктов. В Индии есть всё, что растёт в России, и даже больше. Меня поразила красная морковь, которая продаётся наряду с привычной для нас оранжевой. Огурцы в Индии также двух видов: небольшие белые и длинные зелёные, а вот помидоры – только продолговатые и не такие мягкие. Самые дешёвые овощи в Индии – лук и картофель, стоят 10 рупий за килограмм, что в переводе на наши деньги составляет 7 рублей. Цена моркови, огурцов и помидоров в течение года колеблется от 20 до 30 рупий. Связка из 12 бананов обойдётся в 20 рупий.  

Несколько дороже стоили экзотические манго – от 50 рупий за килограмм. Этот фрукт был бы идеальным, если бы не длинная кость, а вот цены на папайю (что-то, напоминающее тыкву) и гуаву (вкусный плод, но с множеством мелких косточек) были вполне бюджетными. Самым дорогим был сезонный виноград – от 70 рупий за килограмм, который постепенно дешевел до 20. А вот клубнику, груши и яблоки в Махараштру завозили, поэтому их цена была несколько выше. Ягода стоила какие-то сумасшедшие деньги – порядка 70 рупий за 300 граммов, а яблоки и груши – от 60–70 рупий за кило.  

Наш дневной рацион выглядел примерно так: утром – каша, которая варится за три минуты, днём – салат из овощей, суп (куриный, с фрикадельками или суп-пюре из красной чечевицы), на второе – курица в чесночном соусе, котлеты из мяса буйвола, язык, тушёные овощи, на гарнир – рис, картошка. Вечером мы часто готовили омлет, в который шло почти всё, что находилось в холодильнике, начиная от шампиньонов и заканчивая большим количеством укропа. В перерывах между приёмами пищи мы ели фрукты, которые частенько не дожидались этого момента – места в холодильнике уже не было, и бананы и виноград лежали рядом с ним. Частенько вечером супруг заявлял: «Что-то я стал тут много есть и не так много двигаться». Что, впрочем, совсем не мешало ему на следующий день с таким же энтузиазмом поглощать мою стряпню. Но самым удивительным стало то, что после жизни в Индии мы совсем не прибавили в весе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры