издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особая гордость Поднебесной

  • Автор: Алёна КАБУНОВА, искусствовед Иркутского областного художественного музея, Фото: Егор СОБОЛЕВ

Фарфор – наиболее яркое явление искусства Китая. Уникальной коллекцией китайского фарфора, насчитывающей около четырёхсот произведений, может похвастать художественный музей Иркутска. Она даёт представление практически обо всех классических направлениях этого вида декоративно-прикладного искусства Востока. Собрание отмечает высокий художественный уровень, а некоторые образцы поистине уникальны, и им могут позавидовать крупнейшие музеи России.

По своему художественному значению, а также по технологическим качествам фарфор Китая – едва ли не самый существенный вклад в искусство мировой керамики. Ему посвящались стихи, знаменитые поэты прославляли сорта и центры производства. Сами китайские мастера о фарфоре говорили, что он должен быть «синим, как небо, чистым, как зеркало, тонким, как бумага, звучным, как музыкальный камень нефрит». Слово «фарфор» персидского происхождения и означает на языке фарси «императорский». Такое название как нельзя лучше соответствует характеру отношения к китайскому фарфору за пределами Китая. В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий.

Фарфор возник в Китае в эпоху средневековья, во времена правления династии Тан (VII–X века). Появлению первых в мире фарфоровых изделий способствовали богатые залежи естественных материалов – фарфорового камня (природное соединение полевого шпата и кварца) и местной глины белого цвета – каолина. Соединение этих двух составных частей рождает необходимую пластичность и сплавленность глиняной массы, звонкость и гладкость черепка. В процессе создания изделия всё важно – начиная с умелой и тщательной обработки сырья (например, одна только просушка отформованных изделий может длиться более года) и заканчивая росписью высокопрофессионального живописца.

Одним из древнейших способов декорировки фарфоровых изделий было покрытие керамических предметов цветными глазурями. В Китае этот процесс был поистине творческим и вдохновенным. Он стал явлением, отразившим поэтическое отношение к миру, глубокое понимание окружающей красоты. В названиях окрашенных глазурей находит отзвук восхищение художников природой: глазурь «цвета луны» или оттенка «голубого тумана», «цвета неба после дождя»,   «жертвенная кровь».

Искусство китайцев в изготовлении фарфора в течение многих десятков веков оставалось совершенно неизвестным для западных стран. Лишь с XV века, после установления с восточными народами торговли благодаря морским путям, китайский фарфор попал в Европу. Появление первых образцов китайского фарфора произвело на европейцев ошеломляющее впечатление. Чудесные китайские изделия вскоре получили громкую известность, начали высоко цениться и сделались необходимым украшением дворцов. Никто не знал, что это за материал, как и из чего он изготавливается. Один за другим начали появляться изобретатели фарфора, среди которых были химики, художники, философы или просто ловкие люди. Секрет изготовления фарфора после многочисленных опытов был наконец найден в Саксонии в 1709 году немецким алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером.

Самыми знаменитыми в Европе среди китайских фарфоровых изделий с однотонными цветными глазурями были так называемые «селадоны», которые отличались особой изысканностью и благородством. Селадоновые глазури имеют целую гамму тончайших градаций зелёного, голубого и серого цветов. В Европе селадонам приписывали волшебные свойства. Считалось, что эта посуда меняет свой цвет, если в питьё или пищу подсыпан яд.

В экспозиции художественного музея представлено несколько селадоновых изделий. Изысканная и строгая форма селадоновой вазы «мэйпинь», изготовленной в мастерских Лунцюаня, ассоциируется с плодом сливы («мэйпинь» по-китайски – ваза в форме сливы). Многочисленные трещинки, украшающие её поверхность, – не признак разрушения, а способ декорировки, который называется «кракле». Для получения красивой сетки трещинок ещё горячий после обжига в печах сосуд подвергали быстрому охлаждению. Светло-зелёный цвет глазури напоминает нефрит – камень, который особо ценится в странах Востока.

Особой популярностью в Европе пользовался китайский фарфор с синей кобальтовой росписью. В Китае подглазурная роспись кобальтом стала популярной с XIII века, причём первоначально кобальт привозился из Ирана, что повышало его уникальность и стоимость. Под рукой талантливого мастера кобальтовая краска обретала всевозможные оттенки синего цвета. Иногда кобальт наносился на поверхность не кистью художника, а разбрызгивался с помощью бамбуковой трубочки. В таком случае синий фон приобретал бархатистость, глубину. Название такого фарфора – синий «напудренный», или «blue poudre». Фарфоровые изделия, украшенные в подобной изощрённой технике, можно увидеть в экспозиции музея.

Тёмно-синий цвет росписи вазы «гуань» из нашей коллекции великолепно подчеркивает белизну фарфора. Подобные вазы, имеющие массивные формы, предназначались для новогодних подношений и сладостей. Белоснежную поверхность вазы украшают цветы сливы мэйхуа, которая начинает цвести ранней весной, что совпадает с наступлением Нового года по восточному календарю. Изображение цветущей мэйхуа – один из излюбленных сюжетов в традиционном искусстве Китая.

В целом тематика росписей китайского фарфора носила символико-благопожелательный характер. Популярными были изображения жанровых сцен, пейзажей. Символикой был проникнут очень популярный жанр живописи «цветы и птицы». В любую, казалось бы, случайно под-

смотренную сценку художники стремились вложить определённый благопожелательный смысл. Например, роспись блюда с изображением цветов пиона и фазана можно трактовать как пожелание благополучия, достатка и мира в доме.

Тулова двух парных ваз из экспозиции обвивают изящные драконы, спрятавшиеся в побегах и гроздьях винограда. В Китае дракон является одним из самых почитаемых мифических животных. Он всегда олицетворял жизненные силы и процветание, являлся символом императорской власти. В росписи этих ваз преобладает множество оттенков зелёного, т.к. они расписаны в цветовой гамме «зелёного семейства».

В китайском фарфоре существуют целые семейства, называемые по цвету основного фона или преобладающей краске – «чёрное семейство» («famille noire»), «зелёное семейство» («famille verte») и «розовое семейство» («famille rose»). Изделия, расписанные в гамме того или иного «семейства», были необыкновенно популярны в Европе.

На протяжении многих столетий и в Китае, и в Европе ценился белоснежный фарфор, из которого китайцы любили создавать изысканные статуэтки, изображающие даосских и буддийских божеств. Фигурки, изображающие буддийскую богиню милосердия Гуаньинь, из собрания художественного музея полны спокойствия и величия, а белоснежный цвет материала подчёркивает чистоту божественного происхождения богини.

«Белое золото» – так называли фарфор раньше, когда стоимость этого редкого вида искусства была сопоставима со стоимостью изделий из золота. И в наши дни, когда секрет его изготовления раскрыт, изящество, хрупкость и красота старинного фарфора Китая пленяют наши взоры, оставаясь неразгаданной загадкой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры