издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На родине слонов

«Иркутский репортёр» отправился на полгода в Индию за семейным счастьем и экзотикой

Окончание. начало в №№ 9, 12, 15, 18, 21

Дети трущоб 

Самым задаваемым вопросом после нашего возвращения из Индии наряду с «А тебе там не скучно было?» стал «А трущобы там реально есть?». Отвечаю: есть. Социальное расслоение в Индии ощущается особенно. В Дели есть богатые люди, строящие на Гоа настоящие замки с винтовыми лестницами и отдельными домами для прислуги. По дороге в город Насик мы видели палатки и небольшие коробки, в которых живут целые семьи. Палатки натягиваются прямо на голой земле, здесь же играют дети, а женщины моют посуду и стирают бельё на руках. Часто дети из таких семей зарабатывают пропитание попрошайничеством.

Считается, что кастовость в Индии постепенно утрачивает своё значение. Ничего не могу сказать по этому вопросу: специальных тротуаров или дорожек для неприкасаемых мне наблюдать не довелось. Однако переводчик Шам, работающий в корпорации HAL, рассказал, что его бабушка принадлежала к высшей касте, а значит, не могла разговаривать и даже стоять рядом с представителями низшей. Кстати, и судьба самого Шама довольно интересна: он некоторое время жил в Москве, читал русскую классику в оригинале, а на вопрос «Хотели бы вы ещё раз побывать в Москве?» ответил: «Нет, там всё слишком дорого». 

А вот некоторые из российских специалистов, работающих в Индии, были бы рады попасть на родину. Коллеги мужа, узнав, что мы едем домой как раз на Новый год, говорили: «Как мы вам завидуем!» Дело в том, что в Индии Новый год как таковой не отмечают, поэтому о наличии предпраздничной суеты, ёлок, а уж тем более снега и говорить не приходится. Меня поразило то, как по-разному окружающие относились ко времени, проведённому в Индии. «На второй и третий год мы приезжали сюда из отпуска как домой, – поделилась ощущениями Екатерина. – На пятом году я просто устала». «Мечтаю уже выйти на работу», – рассказала Марина. Случались и вовсе курьёзные случаи: к одному из специалистов на год приехала жена, а совместная жизнь не задалась. Женщина умоляла отправить её домой, а потом осталась с мужем на второй год.

Как муж не купил мне шубу

«Каждая женщина должна привезти из Индии кольцо с бриллиантом и норковую шубу», – говорили мне старшие «коллеги» – иркутянки, прожившие в стране несколько лет. Место покупки меха было известно заранее – торговые ряды Яшвант-плейс в Дели. Именно через этот крупнейший город Индии лежал наш обратный путь. Яшвант-плейс – самое любимое место для покупок среди «наших»: оно находится неподалёку от российского посольства, а все продавцы легко общаются на русском. Говорят, что на «Яшке» – так любовно прозвали рынок наши соотечественники – была сама Людмила Путина и даже приобрела там украшения.  

Шубы нас не впечатлили. Во-первых, они полностью соответствовали заявленной цене – от 300 долларов. Во-вторых, несколько смутил тот факт, что в бутиках висит так называемый «полуфабрикат», который мастера за ночь подгоняют по длине и по фигуре. Возможно, в тот день нам просто не улыбнулась удача, но я знаю нескольких дам, которые заказали себе там мех и остались очень довольны. «За шубой поедем в Пекин!» – безапелляционно заявил муж и в качестве моральной компенсации купил кожаные куртки, а последние 1000 рупий, которые нужно было потратить до отъезда из страны, спустил на три пары женских перчаток. 

На Яшвант-плейс можно встретить не только россиян, но и, к примеру, туристов из Германии. С ними наши дороги пересеклись в бутике, где торговали «европейским контрафактом». «Мои кожаные куртки – эксклюзивные модели», – уверенно заявлял продавец даже несмотря на то, что в соседнем павильоне продавались точно такие же, но на 10 долларов дешевле. Нам удалось сбросить цену со 110 до 85 долларов, а вот гости из Германии, судя по всему, даже не пытались торговаться. И были готовы отдать и 200, и 300 долларов за то, что можно было купить за 100. 

Поэтому окончательные переговоры с нами владелец бутика вёл исключительно на русском языке и при помощи калькулятора. «Вот столько», – стучал он по клавишам машинки. «Э, нет, не пойдёт», – говорил Сергей и настукивал сумму в два раза меньше. Продавец вздыхал, говорил об уважении к русским и предлагал остановиться на варианте «ни тебе ни мне», согласившись уменьшить цену в полтора раза. В итоге мы отдали ровно столько денег, сколько рассчитывали. Чтобы немцам и в голову не пришло, что есть возможность купить что-то дешевле, продавец попросил нас передать конечную сумму его помощнику, опять повздыхал и даже не стал пересчитывать. 

И другие достопримечательности

Впрочем, наше времяпрепровождение в Дели не ограничилось только шопингом. Сначала мы посетили Кутаб Минар – так называется кирпичный минарет высотой 72,6 метра, уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, который защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Удовольствие посмотреть на минарет вблизи обходится в 5 рупий для индийского населения и в 250 для иностранцев. Однако желающих это сделать было хоть отбавляй: чтобы попасть на огороженную площадку, где наряду с минаретом располагались живописные развалины, пришлось отстоять очередь. Высокое строение действительно впечатляет. Но больше всего мне понравились волнистые попугайчики, поселившиеся в одной из старых стен разрушенного здания.

Второй достопримечательностью стал храм Лотоса, известный также как Дом Бахаи. Название грандиозного сооружения полностью оправданно: 27 лепестков каменного лотоса выложены из белого бетона и греческого мрамора. Вечером, в свете прожекторов, лепестки храма мягко светятся зеленовато-белым светом, совсем как настоящий живой лотос. Внутри храма нет ни росписей, ни предметов культа, однако жители Индии утверждают, что «строение глубоко символично и заряжено философским смыслом». Правда, увидеть, что именно находится внутри этого грандиозного сооружения, нам не удалось: очередь из желающих попасть внутрь выстроилась за несколько десятков метров. Причём войти в храм можно было только сняв обувь.

Россия, мать наша 

Россия встретила нас морозом под 30 градусов. «Хорошо!» – сказал Сергей, полной грудью глотнув холодного воздуха. Ввиду того что мы везли с собой порядка 120 килограммов багажа, нас встречали родственники сразу на двух автомобилях. «Счастье в том, чтобы человеку было всего достаточно», – философски заметил супруг, распаковывая очередной чемодан с вещами, которые мы привезли на родину. А я в очередной раз поняла, что счастье – это когда любимый человек рядом. Но и кольцо с бриллиантом тоже не помешает. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры