издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новообразование

Новые образовательные стандарты, как бы они ни раздражали общественность, начнут действовать с 1 сентября этого года. Их опробуют на себе все российские первоклашки. Пятые классы присоединятся к ним в 2015 году, а десятые – в 2020-м. Конструктивное и не очень обсуждение школьных правил длится до сих пор. Отчитываться за них зачастую приходится директору издательства «Просвещение», руководителю группы разработчиков госстандартов Александру Кондакову, «обвешанному ярлыками американского наймита и разрушителя лучшей в мире системы образования», как в шутку заявляет он сам. Кондаков ответил и на вопросы «Конкурента», помогая разобраться, чего стоит и чего не стоит бояться школьникам нового формата.

Мы не рабы, рабы не мы 

Во-первых, Кондаков объяснил, почему, собственно, образование взялись так радикально переделывать. 

– Вы хорошо знаете о Pisa, – сказал он, имея в виду международное исследование качества образования, по итогам которого в 2009 году Россия оказалась на 43-м месте из 65 возможных по уровню читательской грамотности. – Кроме того, Россия в десять раз уступает развитым странам по числу представителей элиты, имеющих высокий уровень подготовки. По Европе средний показатель этого равен 14,1%, а по России – 1,4%. Школьное образование деградирует. Вывод: школьные реформы последних 10 лет не дали ожидаемого для страны эффекта. 

Сердца чиновников потребовали перемен, и Минобразования объявило конкурс на разработку новых образовательных стандартов. Победителем конкурса стала Российская академия образования. 

– Когда мы выиграли, я задал Фурсенко вопрос: «Какую школу вы хотите получить? – вспоминал Александр Кондаков. – Если авторитарную – не вопрос, сделаем. Православную – тоже можем». Но на тот момент прозвучало выступление Путина,  что Россия строит открытое гражданское общество. И в базе стандарта мы заложили тезис, что школа является основой построения такого общества в России. 

По признанию Кондакова, в период создания этой «основы» было замечено, что «нынешняя система образования имеет тенденции к разрушению целостности государства». Обнаружено это было не кем-нибудь, а самим Владимиром Путиным, который прочитал какой-то учебник истории и осознал, что «в его основе лежит формационный подход: то, что рабы идут бить фараонов, считается прогрессом». Учебник решено было переписать. Сейчас стандарты для начальной школы содержат список книг, по которым можно преподавать в школах. В этом году будет проанализирована и при необходимости переработана группа учебников, по которым воспитываются ученики 5–9 классов. 

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» 

С нынешнего года первоклашки начнут учиться по новым стандартам, которые большинству их родителей не нравятся

По задумке разработчиков, стандарт отвечает не только за интеллектуальное развитие молодёжи – в нём заложена и программа духовно-личностного развития учеников. Из модернизированных школ будет выпускаться гражданин, «принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны», а также «подготовленный к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества». 

Образование такого человека не может обойтись без трёх обязательных дисциплин, прописанных в стандартах и уже ставших ненавистными противникам этого документа: ОБЖ, физкультуры и загадочной «России в мире». «Индивидуальный проект», входивший изначально в этот список, в новой версии стандартов, доработанной и опубликованной 15 февраля, был исключён из числа обязательных. Впрочем, в тексте документа всё равно есть указание, что каждый школьник должен будет выполнить такой проект.

Области на уровнях 

На волне паники, вызванной стандартами, многими обывателями предполагалось, что все предметы, кроме четырёх обязательных, сделают платными. Выступая в Иркутске в рамках областного образовательного форума, Кондаков в очередной раз успокоил, что этого не случится. 

– Я ничего не говорю, мы правда не самым русским языком стандарты написали, – признал он. – Однако не надо спекулировать на этой теме. 

Все обычные школьные дисциплины включат в список предметов, подлежащих выбору. Так, если раньше школа была мини-институтом и всеми любимое (особенно в последнее время) советское образование ценилось своей фундаментальностью, то сейчас от подобного принципа отказываются. Это, пожалуй, будет главным отличием  нового российского образования от старого. 

Кондаков считает, что к такому шагу давно подводит школьная действительность. 

– Все мы любим своих учеников и говорим им: «Идёшь на истфак? Готовься, не обращай внимания на мою химию, я тебе тройку поставлю», – привёл он пример. – То есть школа на старшей ступени учит обманывать. И это делается под лозунгом заботы о детях. 

Поэтому разработчики стандартов предложили будущим ученикам выбрать один-два предмета из пяти областей: «филология», «иностранный язык», «общественные науки», «математика и информатика» и «естественные науки». Изучать их можно будет на трёх уровнях: интегрированном – обеспечивающем формирование общей культуры обучающегося, базовом – дающем систематические знания, и профильном, то есть углублённом. Углублённо можно будет учить три-четыре предмета. 

Русский и литература будут обязательными. Правда, изучать их можно будет и комплексно, в рамках русской словесности – это как раз один из предметов интегрированного уровня. Помимо этого школьник сможет учить родной нерусский язык на базовом или профильном уровне. 

Алгебра с геометрией тоже останутся. Сейчас разработчики решили отказаться от первоначальной идеи их разделения на алгебру и геометрию, в результате чего школьник мог бы изучить только один из этих предметов. Оба теперь объединены в математику. 

Много вопросов возникало у общественности по поводу того, что же делать, например,  школьнику-гуманитарию, которому хочется вместе с русским и литературой изучать историю, но выбрать её стандарты не позволяют, так как она будет третьим предметом из одной области. Теперь документ разрешает добавить к первоначально выделенным дисциплинам ещё одну-две из групп естественных и общественных наук. Впрочем, те же естественные науки (физику, химию, биологию, экологию) можно изучать и на одном уроке – разработчики объединили их в естествознание, посчитав, что некоторые старшеклассники вполне могут обойтись и общим представлением об этих предметах. 

Частично в школы была возвращена астрономия, которую, например, наряду с  дизайном или хореографией можно будет выбрать в рамках дополнительных курсов, предложенных школой. 

По проекту расписание старшеклассника будет состоять из 9-10 предметов вместо прежних 16–18 (включая «Россию в мире», физкультуру, ОБЖ, индивидуальный проект и 6-7 предметов из списка и по выбору). Недельная нагрузка школьника останется в диапазоне 30–36 часов.

Школьные выборы

Александр Кондаков призвал иркутскую общественность
«не спекулировать на теме стандартов»

Хотя разработчики прислушались к некоторым пунктам критики, большинство изначальных противников стандартов по-прежнему недовольны. Во время дискуссий в рамках областного образовательного форума подавляющее количество учителей высказались против стандартов. 

– С моей точки зрения, стандарты предлагают выбирать не предметы для более глубокого изучения, а дисциплины, от которых хотелось бы отказаться, – заявил директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета и преподаватель этого вуза Сергей Язев. 

Действительно, если представить, что какой-нибудь Вася Иванов выбирает для изучения, например, русский и литературу, математику, информатику, английский, обществознание и физику, то биологии и истории ему не видать. И как ни переставляй предметы в этом списке, всё равно будут те, которыми придётся пожертвовать. Кроме того, учителя сомневаются в способности старшеклассников правильно выбирать предметы для изучения. «Я работал в школах в течение 23 лет, и очень часто мы сталкивались с тем, что ребёнок в 11 классе мечется, не знает, куда поступать», – отметил Язев.

Эту точку зрения подтверждают недавние исследования, проведённые в регионе по заказу Байкальской бизнес-школы ИГУ, согласно которым только 4% одиннадцатиклассников наверняка определились с приоритетной специальностью за несколько месяцев до выпуска из школы. 

Учитель школы посёлка Михайловка Черемховского района Людмила Метельева напомнила, что в сельских поселениях уровень образования большинства родителей остаётся низким и они не могут стать адекватными советчиками для детей. 

– В Михайловке уровень образованности родителей равен всего 19,8%, – сообщила она. – У остальных пап и мам образование неполное, среднее или специальное. Такие родители не могут посоветовать, какая профессия в будущем будет востребованной. 

Негодуют многие учителя и по поводу разделения уровней преподавания на интегрированный, базовый и профильный. 

– Интегрированный курс – это падение уровня образования до нуля, – категорично заявил Сергей Язев. – Нельзя объединять в естествознание несколько разных наук – это дикость! Студенты в вузы и так приходят всё менее подготовленными. Мы проводили опросы учащихся и выяснили, что около 70% из них не знают, почему происходит смена времён года, почему Луна на небе видна то круглая, то серпиком. У нас волосы дыбом встали. Недавний опрос о том, какой системы мира придерживаются россияне, подтвердил колоссальный уровень неграмотности: 32% считают, что Солнце вращается вокруг Земли! Средневековье! И эти люди будут отказываться от некоторых школьных предметов? Нет, я категорически против этих стандартов. 

Однако далеко не все противники стандартов будут продолжать бороться с образовательными нововведениями. В начале года в Интернете гремело открытое письмо учительницы Марии Чистяковой «Прошу уволить меня в соответствии с образовательным стандартом», заявившей, что «не хочет получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан». Впрочем, это публичная акция протеста. Большое количество учителей уходят из школ тихо, тоже устав бороться. 

– В этом году перестал преподавать в школе после 23 лет работы по совместительству, – признался Сергей Язев. – Потому что меня убивает то, что происходит с образованием, и я уже не могу портить себе нервы протестами – это всё равно что пытаться затормозить тапкой паровоз, который едет не в ту сторону. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры